Председатель Луцкого городского комитета ДОСААФ В. Старостин любит напомнить при случае о том, что инициатива в организации самодеятельного автомотоклуба при горкоме принадлежит именно ему. Можно простить руководителю горкома эту маленькую человеческую слабость. Почему, в самом деле, не похвалиться добрым, полезным начинанием? Инициатива — дело хорошее. Но, кроме нее, нужны еще и разумный хозяйственный расчет, и материальная база, и твердая финансовая дисциплина. А вот этого не было в Луцком самодеятельном с самого начала. Ревизионная комиссия, подводя итоги первого года его работы, пришла к довольно неутешительным выводам: в кассе клуба обнаружена недостача кругленькой суммы, в финансовых документах — полная неразбериха. Сейчас уже нелегко установить, явилось ли это результатом неопытности или злоупотреблений, однако и сохранившиеся документы многое объясняют. «На материалы и учебные пособия,— читаем мы в одном из первых протоколов заседаний совета клуба,— приобретаемые на руках, своевременно составлять акты...» Любопытно! У кого это «на руках» можно приобрести необходимые для учебы наглядные пособия? И по какой цене? Не отсюда ли началось разбазаривание средств клуба? «Статьи» расходов придумывались самые различные. Особую популярность приобрели, например, выплаты денежных вознаграждений. Их с большой охотой получали председатель совета клуба Левтринская, преподаватели и инструктора Дячук, Бондарь, Власюк, Кондратюк, Семенчук и другие. За что? «За добросовестное отношение к служебным обязанностям», за «хорошую подготовку курсантов к экзаменам» и т. п. Мы, признаться, не видим оснований для особого вознаграждения работников самодеятельного клуба, если они и так получают хорошую зарплату. Да и как поверить, что они работали честно, с душой? В феврале 1961 года преподаватели Дячук и Власюк получили премии, а спустя месяц были уволены в один день с весьма недвусмысленной формулировкой: «За недобросовестное отношение к работе». Если прибавить к этому полнейшую неразбериху в отчетах, можно понять, почему клуб стал испытывать недостаток денежных средств. Как же выйти из создавшегося положения? Родилась идея, которая в постановлении совета клуба выглядела так: «В целях наращивания денежных средств клуба ис целью расширения материальной базы ,в свободное время от обучения курсантов по договоренности с учреждениями предоставлять автомобили для хозяйственных перевозок». Грузовики, предназначенные для учебных целей, ринулись на отхожие промыслы. «Опыт» удался. Скоро операции стали совершаться не в «свободное от обучения время», а, наоборот, курсанты начали учиться вождению в те редкие часы, когда машины были свободны от хозяйственных перевозок. Была определена стоимость часа работы для расчетов с «клиентурой», установлена зарплата «инструкторам по вождению». Деньги потекли. Аппетиты разгорелись. К трем учебным автомобилям клубХОЗРАСЧЕТ НАИЗНАНКУприобретает один за другим два автомобиля ЗИЛ-5, которые заведомо предназначались для «транспортных операций». В общем, поД вывеской самодеятельного спортивно-технического клуба начала орудовать некая микроавтотранспортная контора, между делом занимающаяся подготовкой шоферов. Вот короткая справка: в октябре прошлого года автомобиль, закрепленный за инструктором Гнатюком, прошел 1435 километров, из них учебных — только 45, на втором «газике» инструктор Рудый иа 2367 километров проехал с курсантами лишь... 90. О других и говорить не приходится: на автомобилях ЗИЛ-5 учебная езда вообще запрещена. Любыми способами добывать деньги! (Эта фраза принадлежит председателю горкома.). Где уж тут думать о спорте, пропаганде технических знаний, улучшении учебного процесса! Достаточно сказать, что в 1962 году клуб не выполнил плана по подготовке шоферов-профессионалов и любителей даже на 50 процентов. Сейчас председатель горкома ДОСААФ тов. Старостин чувствует себя, мягко говоря, неудобно. Объяснить все неизбежными «издержками» начального периода трудно. Да и целый год прошедший после ревизии, — достаточный срок для наведения порядка. А ведь дело начало было налаживаться. Новый председатель совета клуба В. Водовозов и бухгалтер В. Константинова при активной помощи вновь избранного совета сделали многое для того, чтобы клуб отвечал своему прямому назначению. Люди инициативные, знающие дело, они искренне хотели помочь этому. Однако их непримиримость к недостаткам, самостоятельность мнений, видимо, кое-кому пришлись не по вкусу. Появляется приказ председателя горкома ДОСААФ: В. Константинову от работы освободить. Причина? Клубу нуженде не просто бухгалтер, а бухгалтер-машинистка. «Дело о машинистке» тов. Старостин даже вынес на заседание президиума горкома. (Более важных вопросов в работе клуба члены президиума не нашли!) Когда же совет клуба возразил против введения такой должности (а кому, как не совету, решать этот вопрос?), руководители горкома и обкома ДОСААФ в своем административном рвении дошли до того, что уволили и председателя совета и бухгалтера клуба. После этого ушли из клуба и другие члены совета. Как же понимают тов. Старостин и председатель обкома тов. Гречнев развитие общественных начал в жизни коллективов ДОСААФ? Сейчас клубом руководит третий председатель — С. Завальный. Руководит, прямо скажем, без достаточного энтузиазма и знания дела. Во многих учебных и организационных вопросах он разбирается слабо или не разбирается вовсе. В клубе нет расписания занятий, тематические планы не составляются, контроль за учебной деятельностью налажен плохо. Каждый, кто познакомится с журналами групп, обнаружит многочисленные нарушения программы подготовки, произвольное ее сокращение. Стоит ли удивляться тому, что на последних экзаменах в группе по обучению шоферов-профессионалов из 27 курсантов выдержали проверку с первого раза только 15 человек. Правая рука С. Завального—бухгалтер П. Коваленко. Как он стоит на страже финансовой дисциплины, видно из такого факта. Каждый инструктор получает на приобретение бензина наличные деньги, не представляя никаких счетов на их расходование. Где и как заправляются автомобили топливом — неизвестно. Списывается бензин, разумеется, по пройденному километражу. Однако спидометры ни на одном автомобиле не работают; инструктор проставляет километраж в путевых листах на глазок. В путевой лист записывается, скажем, 2 часа практического вождения, а в графе «расстояние» выводится — 100 километров пробега. Известно, что средняя скорость учебного автомобиля — 15 километров в час. В Луцке движение автомобилей практически возможно со скоростью не более 30 километров в час. Откуда же берутся цифры 50—60 км? Они придуманы для того; чтобы списать бензин. Списать такими же незаконными путями, какими он и приобретается. Щедрость работников клуба просто не имеет предела. Нам попалось на глаза несколько трудовых соглашений с «частными лицами» на ремонт автомобилей клуба. К ним нет ни дефектных ведомостей, ни калькуляций. Мелькают лишь двухзначные и даже трехзначные цифры денежных расходов. Где эти «частные лица» достают дефицитные запасные части, почему им выплачены именно те суммы, которые указаны в трудовых соглашениях, наконец, кто разрешил такую практику, знает лишь тов. Завальный. Дело дошло до того, что даже со штатным работником, инструктором тов. Крась было заключено трудовое соглашение на ремонт закрепленного за ним учебного автомобиля и выплачено из кассы клуба свыше 60 рублей. Пожалуй, хватит примеров. Ясно, что никакого контроля за хозяйственной, учебной и финансовой деятельностью клуба со стороны горкома ДОСААФ не существует. Неприглядна позиция и обкома ДОСААФ, у которого под боком происходит все, описанное нами. Закономерен вопрос: не пора ли привлечь к строгой ответственности людей, вставших на путь администрирования, бесхозяйственности и растранжиривания средств, пренебрегающих мнением общественности? Г. ЗИНГЕР, наш спец. корр. г. Луцк27