14
15
Отличную оценку новым шинам со съемными протекторными кольцами, изготовленным Ярославским шинным заводом, дали шоферы испытательного цеха (слева направо): В. Зеленин, А. Строков, Е. Комаров, А. Макаренко и Д. Кормухин. После очередного пробега им есть что рассказать друг другу. Фото А. Пахомова* ВЫПОЛНЯЕМ РЕШИ НИЛ. XXII СЪЩЯ КПССкаждым днем ширится соревнование масс, вдохновленных величественной программой построения коммунизма в нашей стране. Трудовой подъем, направленный на выполнение решений XXII съезда КПСС и решений ноябрьского Пленума ЦК КПСС, слил воедино мысли и чувства советских людей, превратил всю страну в единую ударную стройку. Недавно ярославские шинники выступили с призывом начать борьбу за перевыполнение плана по выпуску автомобильных шин, за улучшение их качества и досрочную организацию производства долговечной «обуви» для автомобилей — шин повышенной ходимости типа «PC» и «Р». В 1963 году коллектив Ярославского ордена Ленина шинного завода обязался выпустить 260 тысяч комплектов легковых шин с радиально расположенными нитями корда в каркасе (с постоянным протектором), а в 1964 году — 500 тысяч грузовых шин со съемным протектором. Славный почин ярославцев одобрен Центральным Комитетом КПСС. Он встретил широкий отклик химиков, металлургов, текстильщиков, строителей. Горячо подхватили его предприятия-смежники. Наш корреспондент побывал на Ярославском шинном заводе. Он беседовал с рабочими, инженерами, руководителями предприятия. Об их делах и планах, о большом трудовом подъеме, которым охвачен весь коллектив, рассказывается в этой корреспонденции.СКто из водителей не знает, что такое «лысая» шина? На ней далеко не уедешь. Много хлопот и неприятностей причиняет она шоферу. А перед тем, как сотрется рисунок протектора и вовсе износится покрышка, она успевает пробежать всего лишь 40—45 тысяч километров. Это очень небольшой срок. Если сопоставить долговечность автомобиля и шины, мы увидим такую картину: стоимость покрышек, которые изнашивает за свою жизнь автомобиль, составляет большую долю его собственной стоимости. Не один раз автомобилисту приходилось с горечью наблюдать: каркас шины еще совершенно целый, а шину выбрасывают — и только потому, что износился протектор. А ведь на изготовление покрышки идет ценное и дорогостоящее сырье — каучук и текстиль. Где же выход, что надо сделать, чтобы увеличить срок службы шин? Над этим неустанно трудятся конструкторы, технологи в тесном содружестве с заводскими рабочими; совершенствуются рецептура и конструкции шин, разрабатываются новые, более глубокие рисунки протектора. — Пробег серийных шин, — говорит директор Ярославского шинного завода В. Чесноков, — повысился в последние годы в среднем на 15—20 процентов. Это равноценно вводу в строй нового шинного завода. Созидательной деятельностью наполнены рабочие будни коллектива. Нет здесь человека, который не стремился бы внести свой вклад в улучшение качества шин. Достаточно ска-эать, что за три с половиной года семилетки внедрено около 11 тысяч рационализаторских предложений с экономическим эффектом, составляющим 6750 тысяч рублей. И вот сравнительно недавно родилась новая мысль, явившаяся логическим завершением долгих поисков коренного повышения ходимости шин. Созданы шины принципиально новой конструкции — типа «Р» и типа «PC». Расшифруем сначала «Р». До сих пор на наших заводах в серийных шинах нити корда каркаса располагают под углом 45—62 градуса по отношению к радиусу колеса. В шине типа «Р» нити корда идут уже не под углом к нему, а в направлении радиуса, по кратчайшему расстоянию между бортами. Усилия, воспринимаемые от нагрузок, в шине «Р» вдвое меньше, чем у обычных шин. Поэтому можно значительно сократить число слоев каркаса и сэкономить материалы без ущерба для прочности. Новые шины значительно легче, их радиальная жесткость меньше. Таким образом, шины «Р» приобретают новые качества — они более надежны в эксплуатации, более долговечны. У шины типа «PC» нити корда также расположены радиально, но у нее к тому же съемный протектор. Еще в конце прошлого века возникла идея создания съемного протектора. Но в то время технология шинного производства была на очень низком уровне и осуществить эту идею оказалось невозможным; шинникам не удавалось найти способы надежного крепления съемных протекторов. Лишь в 1959 году группа специалистов Ярославского шинного завода под руководством главного конструктора П. Шаркевича создала опытные шины со съемными протекторными кольцами для грузового автомобиля ГАЗ-51. Что же представляет собой шина типа «PC»? Она состоит из каркаса и трех съемных протекторных колец. Беговая дорожка — плоская; на ней сделаны три продольных кольцевых паза, на которые и надеваются протекторные кольца. Здесь надо сделать оговорку. Съемный протектор стал возможен только при создании шины типа «Р», то есть при радиальном расположении нитей корда. И объясняется это вот чем. У обычных шин при наполнении их воздухом до рабочего давления диаметр покрышки практически не меняется. Другое дело — шина, у которой нити корда идут радиально. При наполнении воздухом диаметр покрышки увеличивается, и благодаря этому протекторные кольца плотно охватывают каркас. Перед конструкторами стояла сложная задача — найти правильное сочетание противоположных требований: надежное закрепление протектора и быстрая смена его. Эта задача успешно решена. Для замены колец одному человеку требуется всего лишь 10—12 минут. Удалив из шины воздух, снимают старый и закрепляют новый протектор, а затем снова наполняют шину воздухом. Требования эксплуатации определили высокую гибкость и малую растяжимость съемного протектора. Была принята резино-металличёская конструкция протекторных колец, Наружная их часть изготовляется из износостойкой резины, имеющей рисунок беговой дорожки (это придает кольцам гибкость), а внутренняя, прилегающая к каркасу, — из металлокорда (он делает их практически нерастяжимыми). Протекторные кольца имеют два типа рисунка. Один предназначен для труднопроходимых дорог и бездорожья, другой — для дорог, имеющих твердое покрытие. При необходимости назначение шины можно легко изменить. Для этого надо лишь сменить протектор. Таким образом, шина стала универсальной. За три года ярославские шинники изготовили свыше 50 тысяч опытных шин типа «PC». Что же показала проверка новых шин в эксплуатации? Длительное время они испытывались в разных климатических условиях — на Кавказе, в Крыму, в республиках Средней Азии ив северных районах нашей страны, на различных дорогах — грунтовых, гравийных, в карьерах.Н ЕБОЯЩИ ЕСЯ «Шоферское спасибо, — пишут в своем письме работники Ялтинского грузового автопарка № 3. — В нашем автопарке испытываются покрышки со съемными кольцами, изготовленные на Ярославском шинном заводе. Группа автомобилей прошла на этих шинах до 75 тысяч километров. Состояние каркасов таково, что можно с уверенностью сказать: они пройдут 150—200 тысяч километров. Все водители довольны новыми шинами, их эксплуатационными качествами. Покрышки отлично зарекомендовали себя на горных дорогах Крыма как в зимнее, так ив летнее время. Велика заслуга конструкторов и всего коллектива завода, создавших такие замечательные шины», Интересно послушать шофера-испытателя Ярославского шинного завода А, Строкова, водительский стаж которого — 27 лет. «В мае 1960 года наш завод получил 20 новых автомашин для испытания шин типа «PC», — рассказывает он. — Я принял одну из этих машин. Загрузив балластом в 2,5 тонны, ездил на ней сначала по шоссе Ярославль — Кострома с асфальтированным покрытием, а затем по булыжной дороге Ярославль — Рыбинск. Осенью работал на вывозке сельскохозяйственных продуктов в Ярославской области. Дорожные условия были не совсем благоприятными, но шины со съемными протекторными кольцами ни разу не подвели. В октябре наша колонна отправилась по маршруту Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Ставрополь — Керченский пролив—КурскОрел — Тула — Москва — Ярославль. В пробеге мы замеряли давление шин, контролировали износ рисунка протекторных колец, переставляли шины, как полагается по схеме. Через некоторое время мы вновь отправились в пробег — теперь уже на Кавказ, где проводили испытания на горных дорогах. После этого побывали в Прибалтике и Крыму. Последняя покрышка на моей машине вышла из строя после пробега в 164 тысячи километров. У некоторых шоферов нашей колонны шины показали еще большую ходимость: у Кузьмичева — 217 тысяч километров, у Макаренко — 247, у Грачева — 276 тысяч километров; средний же пробег шин превысил 120 тысяч километров». В новых шинах обнаружились и недостатки. У них, например, легко повреждается боковина каркаса. Вероятная причина этого — перетирание борта о закраину обода. Сейчас конструкторы и технологи завода совершенствуют новую шину. Опытные пробеги показали, что протекторные кольца при грамотном вождении автомобиля не провертываются, не спадают и не соскальзывают. Это значит, что тормозить надо плавно, не допуская сильного заноса на поворотах, боковых ударов, и строго поддерживать давление, рекомендуемое заводом. Средний пробег выбывших из эксплуатации съемных протекторов составил 70—90 тысяч километров. Практически это означает, что покрышка-каркас, уже сейчас имеющая ходимость не меньше 150 тысяч километров, успешно выдерживает две смены протекторных колец. Таким образом, успехи налицо, однако еще многое предстоит сделать. Надо устранить все выявленные при испытаниях дефекты, быстрее освоить производство новых шин, а потом перевести их на серийный поток. Постановление Центрального Комитета КПСС, который одобрил и поддержал инициативу ярославских шинников, машиностроителей, проектировщиков и строителей, развернувших соревнование за досрочную организацию производства шин «PC» и «Р», еще больше воодушевило тружеников шинного завода и предприятий-смежников. Осенью прошлого года на обширной территории, этого завода кипели строительные работы, возводились огромные корпуса новых цехов и бытовых помещений. Городская партийная организация объявила реконструкцию завода народной стройкой. На помощь ярославским шинникам прибыли сотни коммунистов. Соревнование захватило всех. В борьбе за высокое звание коллективов коммунистического труда участвуют 24 цеха, 81 смена, 78 участков, свыше 800 бригад. На заводе, отметившем в октябре свое тридцатилетие, созданы общественные конструкторские бюро, группы рабочих-исследователей, бюро экономического анализа, советы новаторов. Творческая мысль людей, участвующих в этих организациях, объединена стремлением дать Родине больше продукции лучшего качества. Подсчитано, что на каждую тысячу километров пробега автомобиля ГАЗ-51 на шинах «PC» по сравнению с серийнымиНоваторы Ярославского шинного завода, ударники коммунистического труда: делегат XXII съезда КПСС П. Гунин (слева) и К. Козлов. Они первыми на предприятии освоили сложную технологию изготовления шин со съемными протекторами. Фото В. Полунина шинами экономия каучука составляет 822 грамма и текстильного корда — 0,6 квадратного метра. Если эти цифры помножить на сотни тысяч наших машин, ожидающих покрышек новой конструкции, нетрудно представить, какую экономию материалов и денежных средств в целом по стране даст применение шин типа «PC». Для широкого производства новых шин требуются специально обученные рабочие. Вот почему на заводе серьезно занялись подготовкой квалифицированных сборщиков, браслетчиков, вальцовщиков и рабочих других специальностей. В изготовлении шины участвует весь заводской коллектив; здесь и процесс резиносмешения, и вальцовка, каландрование резины, сборка шин и их вулканизация. Один из самых ответственных этапов технологического процесса — сборка шины. В, Мохову одному из первых пришлось собирать покрышки «PC». На заводе он работает без малого 15 лет. За эти годы через его руки прошли покрышки для грузовых и легковых автомобилей, опытные и серийные шины, обычные и тропические. Но таких покрышек, где нити корда в каркасе расположены радиально, да и еще съемный протектор, — не было ни разу. «Трудиться довелось крепко, — рассказывает он. — Зато как приятно было узнать, что одна из покрышек, собранных мною и моей помощницей Альбиной Репкиной, установила рекорд, пробежав 202 тысячи километров. А через небольшой срок этот рекорд был превзойден другой покрышкой, к которой мне тоже довелось приложить руку, — она прошла уже свыше 215 тысяч километров». Но это не предел. Покрышка сборщика Кузьмичева оказалась еще долговечн ее — 265 тысяч километров! В работе шинников нужны высокое мастерство, зоркий глаз. Резина не терпит посторонних включений. Достаточно попасть песчинке, крохотному кусочку дерева или металла — и изделия из такой резины становятся браком. Вот почему культура производства — одно из важнейших условий успеха в социалистическом соревновании шинников, Ярославские шинники знают, что покрышки типа «PC», которые они изготовляют, нужны народному хозяйству. Именно поэтому с таким воодушевлением они отдают производству свой труд, свои силы и знания. К. НИКОЛАЕВ,наш спец. корр.г. Ярославль.РАССТОЯНИИ3"