Хозрасчет в действиипри Московском областном комиХ озрасчетнаяАавтошколасоздана в 1957 году как опытная тете ДОСАФ была учебная организация, предназначенная для оказания учебнометодической помощи комитетам Общества на договорных началах. Опыт, надо сказать, вполне удался. За пять лет коллектив школы проделал значительную работу. Это видно хотя бы из таких показателей. В 1957 году, когда мы делали только первые шаги, в автошколе были зарегистрированы 61 курсы, теперь их около 150. Соответственно возросло и количество подготовленных шоферов в первичных организациях ДОСААФ области. В 1962 году права водителей III класса получило в два раза больше человек, чем в 1958 году. И все это без затраты государственных средств — на принципах самоокупаемости, хозрасчета. Практика работы нашей да, по-видимому, и других областных школ показывает, что они играют важную роль в организации хозрасчетной подготовки водителей для народного хозяйства. А хозрасчет — это тот путь, по которому мы должны двигаться дальше, борясь за самоокупаемость. В чем заключается наша конкретная помощь первичным организациям и районным комитетам ДОСААФ? Прежде всего, это вопросы учебно-методического характера. В школе разрабатывается, а затем рассылается в первичные организации Общества типовая учебная документация для курсов шоферов. Наши специалисты, бывая на местах, принимают участие в подборе инструкторов, преподавателей, проводят с ними инструктажи, консультации, открытые уроки. Наиболее полную методическую помощь преподаватели курсов получают непосредственно в школе. Здесь проводятся учебно-методические сборы преподавателей по теории, правилам движения, инструкторов по вождению автомобиля. В 1962 году у нас было проведено три таких сбора по специально разработанной программе. Перед участниками сборов выступали видные специалисты автотранспорта — ученые, инженеры московских автозаводов. На сборах, семинарских занятиях преподаватели курсов приобретают конкретные методические навыки: как вести тот или иной урок, по теории, правилам движения, разборочносборочным, слесарным работам; как должна быть организована политико-воспитательная работа в учебной группе и т. д. Большое внимание мы уделяем не только переподготовке, но и подготовке новых кадров преподавательского состава для курсов первичных организаций. Такая подготовка проводится по распоряжению Московского областного комитета ДОСААФ согласно заявкам от районных и городских комитетов непосредственно в школе с отрывом от производства. Школа подготовила около 600 преподавателей теории и инструкторов практической езды. Только в 1962 году получили право на преподавание 170 человек. Таким образом, первичные организации ДОСААФ полностью освободились от всякого рода нечестных людей, выступавших кое-где в роли «педагогов». Многие преподаватели, окончив школу, по нескольку лет подряд бессменно работают на курсах в первичных организациях Общества. Это Е. Пушин, А. Ковалев, В. Еремеев, И. Сулимов, В. Фомин, И. Жабин и многие другие. Ими подготовлены сотни водителей, успешно работающих в колхозах, совхозах и на предприятиях области. Преподаватели курсов активно, на общественных началах проводят техническую пропаганду среди молодежи, входят в состав квалификационных комиссий ГАИ. Важное место в работе школы занимает борьба за повышение качества обучения шоферов. Было время, когда к водителям, окончившим курсы ДОСААФ , относились с предубеждением, кое-где им просто не доверяли руль автомобиля. И возразить было трудно: действительно, на некоторых курсах выпускались водители, не имевшие достаточно прочной теоретической и практической подготовки. Положение резко изменилось к лучшему, когда коллектив школы стал осуществлять постоянный контроль за учебным процессом, оказывать методическую помощь преподавателям, повысил требовательность к инструкторскому составу икур ­ сантам.ПУб ольших возможностейНемаловажную роль играет и улучшившееся положение с материальной базой. Нельзя сказать, что мы начинали на голом месте, но недостаток автомобилей, агрегатов, механизмов являлся серьезным тормозом в работе. Так, в 1957 году в первичных организациях ДОСААФ Загорского скобяного завода, Монинского камвольного комбината, Подольского механического завода им. Калинина, кроме некоторых разрезных агрегатов (двигатель, коробка перемены передач), в учебных классах ничего не было. Теперь там имеется не только полный перечень оборудования, но и сделано много усовершенствований: действующие тормозные системы, электрифицированные щиты дорожно-сигнальных знаков и многое другое. В истекшем учебном году школа бесплатно, за счет своих накоплений, выделила Шатурскому, Павлово-Посадскому, Дубнинскому, Загорскому, Балашихинскому городским ор ­ ганизациям ДОСААФ полное оборудование учебных классов. Фактическая помощь школы первичным организациям начинается с обеспечения всеми необходимыми учебнонаглядными пособиями, разрезными агрегатами, деталями. Наконец, следует сказать о порядке контроля за деятельностью курсов. Все организуемые при первичных организациях платные курсы по подготовке шоферов обязательно регистрируются в автошколе и местной госавтоинспекции. Регистрация производится только после полного оснащения учебных классов типовым перечнем оборудования и при наличии оборудованных двойным управлением автомобилей. Для регистрации курсов председатель первичной организации ДОСААФ представляет в автошколу заявление в двух экземплярах; одно из них школа отсылает в госавтоинспекцию с приложением списка группы. После регистрации курсов и заключения договора первичная организация ДОСААФ получает в автошколе всю необходимую учебную документацию бесплатно. Контроль за учебной деятельностью курсов в первичных организациях проводится группой инженеров-инструкторов (методистов) школы в течение всего учебного процесса. С этой целью за каждым инженером-инструктором закреплено определенное количество учебных точек. Закрепленные преподаватели несут полную ответственность за подготовку шоферов в данных учебных группах, работают в составе экзаменационных комиссий. Они же осуществляют контроль за сохранением и сбережением учебной техники, агрегатов, механизмов. За последнее время в контроле за качеством учебной работы на курсах все больше участвуют широкие слои общественности — инженерно-технические работники предприятий, офицеры запаса, лучшие шоферы автохозяйств, сотрудники госавтоинспекции. Недостатки, выявленные при проверке работы хозрасчетных курсов, обсуждаются на заседаниях комитетов ДОСААФ , которые и принимают меры для улучшения учебного процесса. Немаловажное значение имеет борьба за режим экономии денежных средств, правильное, разумное их расходование. Средства школы слагаются из поступлений от организаций ДОСААФ за учебно-методические услуги, связанные с подготовкой шоферских кадров, а также от проведения платных мероприятий. Контроль за финансовой деятельностью курсов в первичных организациях проводится бухгалтерией автошколы, ревизионными комиссиями комитетов ДОСААФс привлечением общественности. Осуществляется он регулярно, в течение всего учебного процесса. Недавно, например, школой проверен ряд первичных организаций, в частности Дмитровский самодеятельный спортивно-технический клуб, курсы шоферов при Орехово-Зуевском хлопчатобумажном комбинате. Своевременная проверка предупреждает нарушения финансовой дисциплины. Более чем пятилетний опыт нашей работы показывает, что хозрасчетная школа не только окупает себя, но и может иметь накопления средств для дальнейшего расширения материально-технической базы, улучшения качества обучения шоферов, более широкого размаха технической пропаганды.тьА. МАЙОРОВ, начальник Московской областной автошколы ДОСААФ.4