ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ УЧЕБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙА втомотоклубы ДОСААФ располагают значительным парком грузовыхавтомобилей для учебных целей. Правильное их использование, хорошее техническое состояние способствуют повышению качества подготовки шоферов. Этого можно добиться при своевременном выполнении сроков технического обслуживания, включающего комплекс обязательных работ по уходу за автомобилем. Однако в автомотоклубах эти работы подчинены не только стремлению поддерживать технику в исправном состоянии. Они прививают учащимся прочные навыки по обслуживанию автомобилей в условиях эксплуатации транспорта. К сожалению, мы нередко забываем об этой важной стороне дела. Недооценка значения и важности технического обслуживания в учебном процессе, отсутствие планирования этой работы, невыполнение ее в установленные сроки ив положенных объемах снижают не только коэффициент использования учебных автомобилей, но и степень подготовки специалистов. Как же правильно организовать и проводить техническое обслуживание автомобилей в автомотоклубах? Прежде всего необходимо составлять годовой план эксплуатации учебных автомобилей и месячные планы-графики технического обслуживания их. Годовой план эксплуатации определяет потребность автомобилей в техническом обслуживании, капитальном и среднем ремонте. Необходимое количество их находят по формулам: ТО 1 = А XСПРX Дк хкп_ПТО-1Pep—количество средних ремонтов в год, Ркап—' количество капитальных ремонтов в год, и П — пробег автомобиля до первого и второго технического обслуживания соответственно.томотоклубов имеет все возможности для создания специальных пунктов технического обслуживания (ПТО) с необходимым гаражным оборудованием и инструментом. Работы по техническому обслуживанию должны проводиться в гараже с осмотровой канавой или на открытой площадке с эстакадой (в летний период). При отсутствии эстакады можно использовать подкатные тележки или деревянные щиты с подголовниками для удобства работ под автомобилем. Пункт технического обслуживания следует оборудовать двумя стендами с перечнями работ ежедневного обслуживания, ТО-1, ТО-2 и сезонного обслуживания, сгруппированных по агрегатам и системам автомобиля. Например, перечень основных операций ТО-1 должен включать все работы, которые надо произвести раздельно по двигателю, приборам литания и электрооборудования, силовой передаче, ходовой части, механизмам управления, кабине и кузову. Такое построение перечней дает возможность каждому курсанту освоить целый комплекс отдельных видов работ (крепежные, смазочные, регулировочные и другие). Наряду с перечнем работ на пункте технического обслуживания желательно иметь таблицу с основными регулировочными данными (величиной прогиба ремня вентилятора, свободного хода педали сцепления и тормоза, схождения и развала колес и другими). В соответствии с планом-графиком инструктор по вождению накануне напоминает курсантам, закрепленным за автомобилем, о предстоящем техническом обслуживании и назначает нескольких из них для его выполнения. На ТО-1 достаточно выделить три-четыре человека, на ТО-2 — примерно четыре-пять. Вначале руководитель должен познакомить учащихся с перечнем и порядком выполнения работ, раздать инструмент и распределить курсантов по рабочим местам. Руководитель контролирует качество и объем работ, а наиболее сложные операции, особенно регулировочные, выполняет сам, показывая и разъясняя их учащимся. Об окончании технического обслуживания он сообщает начальнику гаража, который, проверив и приняв работу, делает соответствующую отметку в плане-графике. Описанная выше организация технического обслуживания учебных автомобилей уже нашла применение в некоторых автомотоклубах и дала хорошие результаты. Она может быть рекомендована всем автомотоклубам и школам Общества, готовящим водительские кадры. К. ШЕСТОПАЛОВ, старший инженер Управления военнотехнической подготовки и спорта ЦК ДОСААФ СССР.р_ АхСпрХ ДкХКп "капА XСпрX Дк XКпср —иргj^"сркап >где: Пкап ^ср —пробег автомобиля до капитального и среднего ремонта соответственно. При составлении месячного планаграфика учитывается установленная периодичность технических обслуживании, суточный пробег автомобиля, средние и капитальные ремонты (см. в качестве примера приведенную таблицу). За 50 учебных часов, отведенных программой на занятия по вождению, общий пробег автомобиля составляет 750 км, поэтому в нашем графике суточный пробег принят в 100 км (из расчета семи учебных часов в день при средней скорости движения около 15 км/час). В дни проведения ТО-1 он равен 50 км, а ТО-2 — 0. Периодичность ТО-1 — 800 км, ТО 2 — 4000 км. Сезонное техническое обслуживание включается вместо соответствующего ТО-1 или ТО-2. Буквой «С» в графике отмечены дни смены масла в двигателе. Фактическое выполнение запланированных работ отмечается в графике (штриховкой, цветным карандашом и др.). Если автомобиль из-за неисправП ТО-1 ности ставится в текущий ремонт за два( " ср "Т" "кап + ТО-2), три дня до очередного технического обслуживания, в этом случае целесообразТО-2 = А X Спр XДкX К„ но одновременно выполнить и эти рабоТО-2 ты с соответствующей отметкой а планеграфике (см. в таблице автомобиль ' (Рср + Ркап)> 38-20). В дальнейшем эти автомобили где: ТО-1 иТО - 2 — количество технических проходят техническое обслуживание, как и прежде, в установленные сроки. обслуживании, Спр—среднесуточный пробег Фактический пробег автомобилей за автомобиля (в км), текущий месяц после ТО-2 переносится в Дкчисло рабочих дней в график следующего месяца. План-грагоду, фик вывешивается на . видном месте А — списочное количество (обычно рядом с расписанием занятий), учебных автомобилей, чтобы курсанты знали, когда и какое техК„—коэффициент использоническое обслуживание проходит завания парка, крепленный за ними автомобиль.ПЛАН-ГРАФИК ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧЕБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Марка автомобиля Пробег к № автоначалу мобиля месяца после ТО-2 (км) ДНИ 1МЕСЯЦА Пробег за месяц (км) Пробег концу месяца после ТО-2 (км)2 3456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30