Решения ноябрьского Пленума ЦН КПСС — наша боевая программаисторию нашей партии, нашего А. А БРОСИМОВ , Мы ограничились тремя примерами. В государства ноябрьский Пленум эксперт Государственного комитета действительности их, к сожалению, больше. Ц ККПСС войдет как важная веха Совета Министров СССР Каждый завод сам выпускает все детали на пути создания материально- по автоматизации и машиностроению как для сборки новых машин, так и запастехнической базы коммунизма. Решения кые части для торгующей сети. М отолюби ­ Пленума затрагивают коренные вопросы тели хорошо знают цену этой системы. О д ­ партийного и государственного строительства и направлены них запчастей больше, чем достаточно, и они годами пылятся на быстрейшее выполнение задач, поставленных XXII съезна складах, других, как говорят, д немсогнем не сыщешь. д ом КПСС. Отсутствие унификации затрудняет специализацию предСоветские люди сейчас по-новому, критически оценивают приятий по выпуску определенных узлов мотоциклов. Всем многое из того, что сложилось в долголетней практике. хорошо известно, что, например, автомобильные амортизаВ своем докладе на Пленуме ЦККПСС товарищ Н. С. Хруторы, которые делает специализированный завод, дешевле и щев, обращаясь к машиностроителям, говорил: имеют более стабильные характеристики, чем их двойники, «Рассредоточенность научно-исследовательских и проектизготовляемые на автомобильном заводе. Но организация но-конструкторских организаций неизбежно приводит к тому, специализированного производства деталей оправдана тольчто они дублируют друг друга в создании машин иразра ­ ко тогда, когда достаточно велики масштабы этого произботке технологических процессов, причем каждая из оргаводства, а для этого нужна максимальная унификация детанизаций плодит свои собственные конструкции и технологию, лей машин. так сказать сама изобретает велосипеды. Естественно, что В последнее время Государственным комитетом Совета ни о какой типизации оборудования и унификации узлов и Министров СССР по автоматизации и машиностроению совдеталей здесь не может быть и речи. А ведь это основа спеместно с Центральным конструкторско-экспериментальным циализации производства». б юро мотоциклостроения (ЦКЭБ), Киевским и Ирбитским мо ­ тозаводами проведена работа по унификации мотоциклов За последние годы созданы разнообразные образцы мо ­ К-750 и М-62. На первом этапе были установлены основные тоциклов, мотороллеров, мопедов. Промышленность лучше посадочные размеры, которые нельзя менять без согласовастала удовлетворять потребности мотолюбителей и спортсмения сЦКЭБ . Сохранение этих размеров обеспечит взаимозанов. Н о если сопоставить их конструкции, то станет ясно, что меняемость узлов мотоциклов. Одновременно было опреде ­ яркие примеры из области проектирования тракторов, турлено, какие узлы в первую очередь должны быть унифицибин и генераторов, производства телевизоров ирадиоприем ­ рованы. ников, приведенные в докладе товарища Н. С. Хрущева, соВ результате принято решениео выпуске в 1963 году на вершенно точно характеризуют и положение в мотоциклообоих заводах первой промышленной партии мотоциклов с строении. унифицированными узлами экипажной части (но пока сраз ­ Возьмем, к примеру, наши тяжелые мотоциклы с колясными двигателями). Теперь можно будет полнее использоками, которые делают два завода. М отоциклМ - 7 2 вначале вать производственные мощности заводов, сократить номен ­ пускался только на Ирбитском мотозаводе. П озднее такие клатуру запасных частей, а со временем часть деталей выэтоциклы начали изготовлять по чертежам головного вести на специализированные заводы. эедприятия и киевляне. З атем на Киевском мотозаводе бы8 настоящее время оба завода приступили к внедрению в организозано конструкторское бюро, к оторое стало раз ­ производство унифицированных узлов. Но это еще , конечно, рабатывать собственные конструкции узлов, не считаясь с только первые шаги. Работа по унификации мотоциклов ИМЗ мнением создателей основной модели. В результате после иКМЗ , видимо, д олжна закончиться созданием единой для эяда модернизаций (этим, естественно, занимался каждый обоих заводов модели тяжелого мотоцикла с коляской, у ко ­ заводов) узлы ирбитской и киевской машин утратили торого будут полностью взаимозаменяемые узлы и детали. I всякую взаимозаменяемость. Различным, возможно, останется только их внешнее оформ ­ Мотоциклы М-62 «Урал» и К-750, выпускаемые в настояление (конфигурация бензобака, щитков и т. п.). щ ее время, очень близки по своим техническим характериУ нас есть уже некоторый опыт межзаводской унификастикам, а конструкции их узлов различны. На «Урале» устации. На мотоцикле «ИЖ-Юпитер» устанавливается такая же навливается верхнеклапанный четырехтактный двигатель шатунно-поршневая группа, как на «Ковровце-175». Еще дальмощностью 28 л. с , на мотоцикле К-750 — нижнеклапанный ше пошли конструкторы мотороллеров. В новой модели мощностью 26 л. с. П ередние вилки обоих мотоциклов име«Вятка-2» они на 80 процентов использовали детали двигают ход около 140 мми почти равноценны по комфортабельтеля икоробки передач «Ковровца-175». Такое решение ности, но одна из них — телескопическая, а другая — рыу же сейчас заставляет думать о создании специализированчажная. Потеряли взаимозаменяемость спицы, тормозные ного производства по массовому выпуску поршней, поршнеколодки, детали коробки передач, задней подвески. Различвых колец, пальцев и других деталей. И тогда проблема запны даже присоединительные размеры боковых колясок, б ен ­ частей перестанет наконец существовать. зобаков. Колеса мотоцикла имеют один размер обода, ноВпоставить одно вместо другого тоже нельзя — тормозные барабаны различаются по диаметру, а разница эта... 3 мм . Не лучше обстоит дело ис другими изделиями мотопромышленности. Три завода — во Львове, Риге и Пензе — выпускают мотовелосипеды с одним и тем же двигателем «Д-4», а экипажные части почти не имеют ничего общего . Вот уж где буквально каждый изобретает велосипед! Ну, а если продолжить сравнение и выйти за пределы, так сказать, «видовых различий»? Возьмем мопеди мотовелосипед. Почему у них должны быть совершенно разные двигатели, если по рабочему объему один («Ш-50») больше другого («Д-4») лишь на 5 см3? П ричему этих двигателей одинаковые диаметры цилиндров (38 мм), а поршневые кольца не взаимозаменяемы.В ближайшее время предстоит унификация и других изделий мотопромышленности, выпускаемых на разных заводах. В первую очередь это касается мотовелосипедов. Надо отобрать наиболее удачные конструктивные решения и внедрить в производство узлы одинаковые для всех моделей. Конечно, решать этот вопрос следует продуманно, учитывая интересы государства и конкретные условия того или иного завода. Возьмем, к примеру, Львовские мотовелосипеды МВ-042 ирижские «Гауя». МВ-042 имеет штампованную раму, а «Гауя» — трубчатую. Удачнее львовская конструкция, но освоение ее требует крупногабаритных штампов и мощных прессов, к о ­ торых нет у рижан. Видимо, в этом случае меньшим злом будет оставить разную конструкцию рам, сохранив одинако-