ейчас никто не станет отрицать, что хозрасчетная подготовка технических кадров в организациях ДОСААФ — дело нужное и полезное. Заплатив сравнительно небольшую сумму, юноша имеет возможность в течение полугода приобрести профессию. Я знаю многих молодых ребят, которые не имели специальности, а после окончания курсов шоферов и определенной практики стали водителями самосвалов, автокранов, автобусов, легковых машин. Многие выпускники ушли в армию, уехали на целину, на крупные стройки страны. На их место приходят новые люди. Теперь нам не нужно агитировать за поступление на курсы. Заявлений от желающих учиться столько, что приходится устанавливать очередность. Это лишнее подтверждение того, что обучение населения техническим специальностям на принципах хозрасчета завоевывает популярность. Опыт учит: авторитет учебных организаций Общества зависит от того, как там поставлено обучение и воспитание курсантов, каковы материально-техническая база, уровень подготовки преподавателей. Помню, лет пять назад нас, группу энтузиастов автомотодела, решивших на фабрике пластмасс организовать подготовку водителей автомобилей и мотоциклов, откровенно высмеяли. — Кто же Пойдет на курсы, где нет ни приличного автомобиля, ни учебных пособий? — говорили нам. Верно, нелегкое дело мы задумали. Первоначально дирекция фабрики выделила нам небольшое помещение. Приобрели некоторые учебные агрегаты, узлы автомобиля, плакаты. Договорились с преподавателями. Набрали группу желающих учиться. Но ГАИ отказалась регистрировать курсы — слишком бедной была материальная база. Тогда мы обратились к комсомольской организации, профкому, директору фабрики. Помог нам горком ДОСААФ. Дело стало налаживаться. Наконец, открыли курсы шоферов. Сделали один выпуск, второй. Рабочие фабрики почувствовали: комитет ДОСААФ работает с пользой. Оценила это и дирекция. Кстати, директор фабрики Я. Л . Карапанас тоже горячо увлекся инициативой досаафовцев и теперь за активную работу в Обществе награжден «Почетным знаком ДОСААФ СССР». В январе 1959 года при первичной организации ДОСААФ фабрики организовался самодеятельный спортивно-технический клуб с теми же постоянно действующими хозрасчетными курсами. И надо сказать, что это было большим успехом. Теперь к учебной и спортивной работе привлечен более широкий круг общественности. Клубом руководит совет, в который входят такие энтузиасты, как Н. Н. Гришун — старший мастер фабрики, В. Я. Семченко — член комитета ВЛКСМ, Н. В. Сысоев — шофер, Ф . Д . Чумак — офицер запаса. С тех пор как стал действовать совет клуба, резко повысилось качество обучения шоферов и мотоциклистов, улучшилась политико-воспитательная работа с курсантами. Начиная с 1959 года, на курсах обучено более 600 шоферовпрофессионалов, около 300 шоферовлюбителей, 150 мотоциклистов; более4V****" СХОЗРЛСШЭ НТУЗИАЗМ плюс БЕРЕЖЛИВОСТЬ700 водителей прошли переподготовку по правилам движения. И вот что интересно: за последние два года со стороны шоферов, окончивших наши курсы и работающих в автохозяйствах Ростована-Дону, почти нет нарушителей трудовой дисциплины. Многие учебные группы сдают экзамены с высокими оценками. Центральный комитет ДОСААФ наградил первичную организацию фабрики Почетной грамотой и знаком «За активную работу». Успешной работе курсов способствует социалистическое соревнование. Наш клуб соревнуется с самодеятельным спортивно-техническим клубом обувной фабрики; внутри учебных групп каждый курсант имеет индивидуальные обязательства. Проверка их выполнения производится ежемесячно. Итоги отражаются на доске показателей учебы ив стенной газете, которая выходит еженедельно. Как правило, один раз в месяц проводятся собрания курсантов, где обсуждаются вопросы учебы, жизни, быта. Строго по программе проводятся на курсах политические занятия. Ведет их опытный педагог — офицер запаса Ф . Д . Чумак. Он же часто проводит политинформации, беседы. Оживленно прошло обсуждение статьи В. И. Никитина о шоферской чести и рабочей гордости, опубликованной в № 12 журнала «За рулем» за 1962 год. В ходе горячих споров выявляются многие недостатки, подвергаются критике курсанты, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям. Немаловажное место в повышении качества обучения занимает строгое, я бы сказал, пунктуальное выполнение учебной программы. За последнее время в печати появилось немало статей и корреспонденции, требующих пересмотра программы подготовки шоферов. Требования эти справедливы. Но можно ли при существующей программе выпускать водителей с вполне удовлетворительными знаниями? Думается, что можно. Для этого надо каждый учебный час, каждую минуту учебного времени использовать наиболее целесообразно. Отступление от программы, произвольное сокращение утвержденных тем мы, например, квалифицируем как чрезвычайное происшествие и сразу же выносим на обсуждение совета клуба. Правда, с этим нам приходится сталкиваться редко. Преподаватели и инструкторы по вождению у нас люди опытные. Особенно хотелось бы отметить Т. И. Егорова — человека, влюбленного в свое дело, работающего на автотранспорте более тридцати лет. Каким образом пополняется и совершенствуется материально-техническая база клуба? За счет каких средств, фондов? Недавно нам выделили большое помещение. Правда, на этом месте был склад, и пришлось белить стены, красить окна, двери, оборудовать стеллажи, полки. Все это мы сделали своими силами. Члены совета клуба и курсанты проявили немало изобретательности, творческой выдумки при изготовлении учебных и наглядных пособий. Почти все детали, агрегаты, отдельные узлы автомобиля в разрезе были сделаны своими силами. Конечно, нельзя дело представлять так, будто курсы должны работать только на энтузиазме преподавателей, членов совета клуба и курсантов. Хозрасчетная подготовка технических кадров не исключает и не должна исключать расходов на обновление и пополнение материально-технической базы. Мы, например, приобрели киноустановку для показа учебных фильмов, имеем два автомобиля, несколько мотоциклов. Думаем, что учебная база курсов и впредь будет пополняться. И это вновь потребует определенных затрат, в первую очередь из тех сумм, что остаются в первичной организации ДОСААФ от платы курсантов за обучение. Я думаю, что соответствующие комитеты Общества должны больше оставлять этих сумм в первичных организациях, чтобы последние имели возможность чаще обновлять и пополнять учебную базу. Надо, мне кажется, дело поставить таким образом, чтобы хозрасчетные курсы могли получать хотя бы часть учебной техники и оборудования централизованным порядком. Однако всегда нужно помнить, что расходовать средства следует бережливо, экономно. Кто за этим должен следить? Прежде всего, совет клуба. Мы, например, один раз в квартал обсуждаем финансовую деятельность курсов. Председатель докладывает совету, когда, куда и какие суммы израсходованы. Тут же совет намечает, что необходимо было бы приобрести в очередном квартале. Оформляем все это решением совета. Хорошо у нас работает ревизионная комиссия при первичной организации ДОСААФ. Люди там опытные, строгиелишнюю копейку не позволят израсходовать. И это правильно. При строгом контроле денежные средства будут использоваться правильно, способствовать улучшению качества учебной работы. Г. ПОПОВ, председатель сове.та самодеятельного спортивно-технического клуба. г. Ростов-на-Дону.г3