НЕТ, ДЕЛО НЕ ВЗАБОРЕ!ще свежи в памяти любителей мотоспорта и радость, и надежды, вызванные сооружением майкопского мототрека. Спортивная общественность окрестила его «опорным пунктом» в развитии гаревого спорта на юг» страны. Мототрек был детищем общественного энтузиазма. Его создавали курсанты автомотошколы, досаафовцы и комсомольцы города. За два года здесь было проведено немало спортивных встреч, в том числе и международных с участием польских и чехословацких спортсменов. В городе выросли свои мастера гаревых гонок, и молодежь по-настоящему полюбила эти увлекательные состязания. Словом, были все основания полагать, что майкопская «жемчужина» ярко засверкает в нашем мотоспорте. И вдруг... разнеслась неприятная весть: Майкоп отказался проводить у себя соревнования. Всесоюзное первенство оказалось под угрозой срыва. Срочно пришлось менять календарь. Что же произошло? Чем были вызваны столь неожиданные перемены? В поисках ответа на этот вопрос мы и поехали в Майкоп. Беседуем с председателем комитета ДОСААФ Адыгейской автономной области А. Родивиловым и начальником Майкопского автомотоклуба Н. Парамоновым. — На соревнованиях потерпели убыток в несколько тысяч, — говорят они, — потому и отказались от первенства, не провели международные соревнования. Чем объясняются убытки? Вопервых, мототрек далеко от города, вовторых, забор у нас плохонький, через него легко перелезть. На вопрос, почему же в других городах соревнования безубыточны, и Родивилов и Парамонов в один голос отвечают: — Да ведь там заборы! А у нас? Доводы эти с первого взгляда кажутся убедительными: гонки на майкопском треке не окупаются, более того — приносят убытки. Сомневающимся предложат ознакомиться с бухгалтерскими ведомостями. Цифры, мол, говорят сами за себя! Тут и впрямь есть красноречивые цифры, бесстрастно рассказывающие о незаконных расходах. Финансисты, рассмотрев исполнительные сметы расходов по мотогонкам на гаревой дорожке в Майкопе, констатировали, что нельзя считать правильными расходы на приобретение призов за 7—8-е места, а издержки по содержанию обслуживающего персонала можно было сократить вдвое. В той же ведомости с соблюдением всех тонкостей бухгалтерского учета обозначены суммы, затраченные на сооружение бетонной стартовой площадки. Она обошлась ни много, ни мало — 127 рублей. А ведь в автомотоклубе есть и свой цемент и гравий.ЕНужно было только бросить клич и, бесспорно, среди любителей мотоспорта нашлись бы желающие соорудить площадку без всякой мзды. Или припомним такой факт. В дни соревнований были наняты платные продавцы билетов, у пропускных пунктов поставлены платные контролеры. Разве все это нельзя было сделать силами общественников? Спортсмены и знатоки гаревых гонок считают, что нет необходимости держать на каждом вираже по двое судей, можно обойтись одним. Много также старших судей — старший на старте, старший на выпуске, председатель техкомиссии. Большая часть расходов связана с выплатой гонщикам среднемесячных окладов в дни соревнований, Обеспечением их жильем. А нельзя ли использовать, например, палатки, которые пылятся на складах? Раскинуть бы их на полянке возле мототрека под кронами ясеней и абрикосовых деревьев. Разве настоящий спортсмен будет возражать против того, что ему предлагают больше солнца и воздуха? Нет. Даст это экономию? Несомненно, и немалую. Мы отнюдь не склонны игнорировать трудности, которые неизбежно встают перед организаторами соревнований. Дело это действительно хлопотное, требующее и времени и умения. Но если организаторы — энтузиасты, если спорт стал потребностью их души, тогда трудности эти не страшны. Беда заключается в том, что судьба мотоспорта в городе с некоторых пор оказалась в руках людей безынициативных, для которых, как выразился один из местных гонщиков, спорт — что бельмо на глазу. ...Может показаться наивным вопрос: каким должно быть выражение лица человека, находящегося при исполнении служебных обязанностей? Оно может быть самым разнообразным: и рассерженным, и приветливым, и очень озабоченным. Лицо человеческое — не гипсовая маска. Но оно не должно быть скучающим, отсутствующим, безразличным. Зашли как-то к А. Родивилову спортсмены, хотели рассказать о своих планах, попросить помощи. И вы думаете, Родивилов их внимательно выслушал, принял близко к сердцу их заботы? Как бы не так. Отделавшись ничего не значащими фразами, он, мягко говоря, выпроводил посетителей. Или другой пример. Перед нами лист бумаги, громко названный рапортом. Но не в названии дело. В нем бывший начальник автомотоклуба просил выделить кое-какие средства и стройматериалы для улучшения гаревой дорожки. В левом углу рапорта торопливым почерком выведена резолюция: «Выполняйте свои обязанности в пределах предоставленных Вам прав». И подпись: «Родивилов». Тут, как говорится, комментарии излишни!Начальник автомотоклуба Н. Парамонов — душа, во многом родственная Родивилову. Он может, например, заявить, что ему необходима помощь от комитета ДОСААФ, но палец о палец не ударит, чтобы получить ее. Он может пообещать: «Уточним, обсудим, согласуем», — и снова палец о палец не ударит. Мы хорошо поняли председателя городской коллегии судей Н. Дьякова, когда тот в сердцах заявил: — Парамонов? Только руками разводит — непорядок! Он никогда не скажет: ты вот, Дьяков, — бездельник, а ты, Петров или Коновалов, — молодец. Работа в мотоклубе многогранная, здесь нужен инициативный, распорядительный человек. Ну пусть хоть накричит, поругает — лишь бы дело вперед шло! Мы беседовали со многими спортсменами, общественниками. И нам стало ясно, что все «объективные» причины, на которые ссылаются руководители Адыгейского областного комитета ДОСААФ и автомотоклуба, все их доводы держатся на соломенных ножках. Нельзя не согласиться с председателем совета клуба А. Коноваловым, который сказал: — Дело в том, что, если в области плохо со спортом, ну, в худшем случае пожурят. Но если прорыв на другом участке — то тут уж спросят как полагается. И люди идут по линии наименьшего сопротивления: зачем нам этот трек, и гарь, и хлопоты! Все, с кем бы мы ни говорили, — и председатель совета клуба А. Коновалов, и председатель городской коллегии судей Н. Дьяков, и тренер по мотоспорту А. Галушко, и сами спортсмены — единодушны в мнении, что при правильной и хорошей организации соревнований гаревые гонки не будут убыточными. Иного мнения только руководители. И они — в меньшинстве. Р. ДАНЕЛЯН, наш спец. корр. г. Майкоп.'НАГРАДЫ УЧАСТНИКАМ*ЭСТАФЕТЫВознаменование месячника чехословацко-советской дружбы в ноябре 1962 года была проведена традиционная мотоэстафета Москва — Ужгород. Она вылилась в большое общественно-политическое событие и способствовала дальнейшему укреплению нерушимой дружбы советского и чехословацкого народов. Около 1500 спортсменов-мотоциклистов сопровождали эстафету, проходившую по территории одиннадцати областей РСФСР, Украины и Белоруссии. В дождь и туман, в снегопад и гололед несли эстафету мотоспортсмены. На всем пути, протяженностью более двух тысяч километров, они показали отличное знание техники и умение водить машины в сложных условиях. Отмечая высокие показатели, достигнутые участниками эстафеты, бюро президиума Центрального комитета ДОСААФ СССР наградило грамотами, команды Ровенского, Черниговского, Житомирского, Львовского, Смоленское го, Могилевского, Гомельского, Киевского, Закарпатского. Минского областных комитетов ДОСААФ и команду Московского городского комитета ДОСААФ. Грамотами ЦК ДОСААФ СССР награждена также большая группа спортсменов — участников эстафеты.4