В 1юмощь молодому водителююбому водителю известно, что запас кинетической энергии, создающийся при разгоне автомобиля, может быть использован для движения его по инерции или, как часто говорят, накатом. Однако до сих пор среди шоферов существуют совершенно различные мнения о целесообразности такого вождения автомобиля. Находится немало сторонников и противников его. «Полезен или вреден накат?» — часто спрашивают молодые водители, не имеющие достаточного производственного опыта. Попробуем ответить на этот вопрос. Движение автомобиля накатом представляет собой аккумулирование энергии двигателя во время работы на большой мощности с последующим использованием ее для движения по инерции. Причем за счет накопленной при разгоне энергии дистанция наката может быть значительно больше пути разгона автомобиля. Например, для достижения автомобилем «Победа» на горизонтальном участке дороги скорости 50 км/час дистанция разгона составит 150 метров, а путь наката — 450 метров. Такое регулярное движение с переменным разгоном и качением по инерции получило название метода «разгоннакат». Этот метод является одним из средств повышения экономичности работы автомобиля в определенных условиях его движения. Расход бензина при разгоне-накате будет тем меньше, чем экономичнее работает двигатель автомобиля. Поэтому нужно производить разгон до наибольшей мощности двигателя, но близкой к экономичной. Расход бензина сократится, если при движении автомобиля накатом отъединенный от трансмиссии двигатель будет работать на малых оборотах холостого хода или совсем остановлен. Щвижения по инерции можно досг*\1стичь различными способами. Наиболее простой из них — сбрасывание газа, перевод дроссельной заслонки карбюратора в положение, соответствующее холостому ходу двигателя, что происходит при снятии ноги с педали акселератора. Правда, в этом случае коленчатый вал двигателя связан с ведущими колесами автомобиля и число оборотов его изменяется пропорционально скорости движения. Понятно, что такой прием малоэкономичен. Другой способ —i сбрасывание газа и выключение передачи. При этом коленчатый вал двигателя после отсоединения от трансмиссии резко замедляет свое вращение и затем работает на холостом ходу, что значительно уменьшает расход бензина. Более того, некоторые водители при этом способе выключают также и зажигание. Казалось бы, такое движение наиболее экономично: остановленный двигатель топлива не потребляет. Однако существенным недостатком в данном случае является необходимость периодического пуска двигателя. Частое пользование стартером при этом вызывает его усиленный износ и быструю разрядку аккумуляторной батареи, а пуск двигателя от силовой пере* См. «За рулем», 1962, JA 11,дачи ведет к преждевременному износу сцепления. Наконец, возможно также движение накатом при включенной передаче и сцеплении, но с выключенным зажиганием. Но этот способ не имеет преимуществ перед приведенными выше и применения не нашел. Наиболее широко используется шоферами метод «разгон-накат» со сброшенным газом и выключенной передачей. (Движение накатом с выключенным сцеплением при включенной передаче приводит к быстрому износу деталей сцепления.)ПОЛЕЗЕН ЛИ НАКАТ ?Экономичное движение автомобиля методом «разгона-наката» требует интервалов изменения скорости, составляющих, как правило, 20—25 км/час. Скажем, автомобили типа ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 разгоняются обычно до скорости 55—60 км/час с последующим накатом до скорости 35—40 км/час. Практика показывает, что в определенных условиях расход бензина при разгоне-накате оказывается на 7—9 процентов, а расход масла на угар на 30—35 процентов меньшим, чем при равномерном движении с установившейся скоростью. Снижение расхода масла достигается сокращением времени работы двигателя на повышенных оборотах. Установлено, что движение с регулярным разгоном и последующим накатом целесообразно и дает экономию бензина только тогда, когда после интенсивного разгона автомобиля возможно продолжительное, не связанное с быстрым падением скорости движение на холостом ходу. Однако ив этом случае необходимо следовать определенным правилам. Прежде всего при разгоне педаль акселератора не рекомендуется доводить до конца, так как включение в работу экономайзера карбюратора вызывает обогащение смеси и увеличивает расход бензина. Нежелателен в этом случае и очень резкий нажим на педаль акселератора, так как вступающий в работу насос-ускоритель карбюратора обогащает смесь, Что тоже вызывает увеличение расхода бензина. Также невыгодно и задерживать разгон или делать это чересчур медленно: ведь путь, который автомобиль пройдет накатом, останется тем же, что и при интенсивном разгоне, а топлива потребуется больше. днако, как мы уже сказали, движение методом «разгона-наката» далеко не во всех случаях приводит к экономии бензина, а очень часто вызывает даже его перерасход. Регулярный накат не дает эффекта при частых разгонах с малой продолжительностью движения по инерции. Невыгоден он и при равномерном движении автомобиля по горизонтальнойдорбге, если двигатель работает с высокой экономичностью, а при разгоне создается значительный расход топлива (например, вследствие резкого обогащения смеси карбюратором на режимах больших нагрузок и ускорения). Не экономится бензин и при движении на высоких скоростях из-за большого сопротивления воздуха. Во всех случаях, как показывает практика, расход бензина может быть даже большим, нежели при движении с равномерной скоростью. Кроме того, не следует забывать, что использование метода «разгона-наката» также значительно увеличивает износ двигателя и силовой передачи автомобиля. Причина этого — частое изменение режима работы двигателя. Испытания показали, что работа двигателя на переменном режиме резко увеличивает интенсивность его износа. Так, у двигателей ГАЗ-51 она возрастает на 28 процентов, а у ЗИЛ-120 — на 48 процентов по сравнению с износом его на автомобилях, двигавшихся с установившейся скоростью. Движение с регулярным накатом приводит также к интенсивному разжижению картерного масла, что вызывает повышение износа цилиндров поршневых колец, подшипников и шеек коленчатого вала, а также и других деталей двигателя. Приводит к износу деталей и переменный режим работы, так как увеличивается количество топливной пленки (жидкого топлива) во всасывающем тракте двигателя. Необходимо знать, что при установившемся режиме количество жидкого топлива в виде пленки во всасывающем тракте сравнительно невелико и составляет 1—2 процента веса расходуемого бензина. При увеличении открытия дроссельной заслонки карбюратора от малых оборотов холостого хода до максимальных количество пленки на стенках впускного трубопровода увеличивается и достигает 20 процентов общего веса топлива. Понятно, что этот бензин, попадая в цилиндры, смывает масляный слой, приводит к работе деталей в условиях сухого трения, вызывая их усиленный износ. Наконец, метод движения «разгон-накат» снижает среднюю скорость движения, а следовательно, и транспортную работу автомобиля. Вот почему можно сделать вывод: в обычных условиях эксплуатации двигаться методом «разгона-наката» не следует. t Ha горизонтальных участках автомобиль нужно, веди с установившейся равномерной скоростью. Ш огда же можно использовать на' кат? Прежде всего, в случаях, когда режим работы двигателя должен быть изменен самими условиями пути. Нередко можно наблюдать такую картину. Шофер подъезжает к месту остановки со слишком большой скоростью, а затем на коротком расстоянии быстро снижает ее и резко тормозит. Это ведет к увеличению износа двигателя, шин, трансмиссии и перерасходу бензина. Опытный шофер поступит иначе. Заранее, на расстоянии 200—300 метров от места остановки или какого-либо препятствия, он выключит передачу и начнет двигаться накатом, а при подъезде к остановке лишь слегка притормозит движущийся с малой скоростью автомобиль. Таким образом будет достигнута экономия топлива без увеличения износа двигателя.20