им£^"^ШШЖ^-&£Л1ской оккупации наступит конец, что к власти придет народ. В тяжелые годы они думали о будущем своего родного завода, своего государства. Благодаря их усилиям сразу же после войны удалось приступить к серийному выпуску мотоциклов «Ява-250». Надежность, высокие эксплуатационные качества сделали эту машину популярной во всем мире. Так начался взлет чехословацкой мотоциклетной промышленности, которая неуклонно идет по пути технического прогресса. Послевоенные модели «Явы» воплощают в себе последние достижения современной мотопромышленности. Их главная особенность — оригинальная конструкция. Вот далеко не полный перечень узлов и агрегатов «Явы», на которые выданы патенты: пусковое устройство, механизм переключения передач, глушитель шума впуска, двигатель сзакрытым карбюратором, одноходовой клапан в передней телескопической вилке. В последние годы ни одно крупное соревнование по мотоспорту на европейском континенте не обходится без участия спортсменов на «Явах». Там завод проверяет качества своих мотоциклов, там черпает данные для усовершенствования конструкции. Выступления наш их спортсменов на этих машинахв международных шестидневных состязан ияхи мотокроссах помогают улучшать не только специальные, но и серийные модели. Советские мотолюбители хорошо знакомы с мотоциклами «Ява». Поэтому нет надобности подробно характеризовать каждую послевоенную модель, пер ечислятьее свойства. Мы позволим себе задержать внимание читателей лишь на тех машинах, которые изготовляет завод сейчас. Без особых изменений по сравнению с прошлыми моделями выпускается «Ява-250» типа 353/04. Введен лишь ряд новых регулировок и незначительные конструктивные улучшения. Хотя это не спортивный мотоцикл, мощность его двигателя довольно высокая: при 2500 об /мин — 6,4 л. с, при 3000 об/мин — 8 л. с , при 4750 об/мин12 л. с. Ускорение со стартом с места составляет 400 мза 20,6 сек., что соответствует скорости 69,9 км /час, а 1000 м — з а 40,2 сек, или 89,55 км/час. Такие высокие показатели на низких оборотах вала двигателя не достигнуты ни на одной другой модели данного класса. О популярности этой модели свидетельствует тот факт, что каждый четвертый выпускаемый в мире и каждый второй продаваемый на мировом 3 рынке мотоцикл класса 250 см — «Ява». Высокая мощность двигателя, прек расная «приемистость», особенно на низких оборотах, комфортабельность, хорошая управляемость. надежность, экономичность — отличительные качества «Явы-350» типа 354/04, удовлетворяющие даже самых требовательных водителей. И не удивительно, что экспорт этих машин в два раза выше, чем экспорт других мотоциклов класса 350 см 3 из всех «мотоциклетных держав» мира, вместе взятых. Спортивные модели «Ява-250» типа 553/04 и «Ява-350» типа 554/03 не требуется представлять специально. Победы, одержанные спортсменами, выступавшими на них в международных соревнованиях, говорят сами за себя. Не нуждаются в характеристике и широко известные «Ява-250» типа 557/03 и «Ява350» типа 558/03 — первые в мире кроссовые мотоциклы, в ыпускаемые серийно. Новой моделью является «Ява-250» типа 353/07 «Супер Спорт». Этот мотоцикл, не предназначенный специально для спортивных соревнований, придется по вкусу любителям быстрой езды. Он развивает максимальную скорость 110—125 км/ча*-. очень надежен и долговечен. Его отличительная особенность — симбиоз обычной рамы (типа 553/04) и приспособленного к нейM4ifieспортивного двигателя. Последний при 4000 об/мин развивает мощность в пределах 12—13 л. с, а при 5750—6000 об/мин с обычным глушителем — 17 л. с. и со специальным — 20 л . с. На спортивных мотоциклах того же класса удается получить подобную максимальную мощность лишь при 8000—9000 об/мин. Серийные мотоциклы выпускаются с обычным глушителем. По требованию потребителей на нем может устанавливаться специально выпускное устройство без глушителя, демпфер руля и откидыв ающаяся подставка. И еще одна интересная новинка: мотоцикл с... л ыжами . Они устанавливают3 ся на спортивной «Яве» класса 350 см . К усиленной передней опоре двигателя прикреплены качающиеся рычаги лыж. В случае надобности они убираются вверх посредством резиновых тяг. Благодаря этому мотоциклист может после преодоления труднопроходимого участка дороги на полном ходу переместить ноги на педали (лыжи сами поднимутся) и продолжать движение обычным способом. Лыжи стальные, с направляющим острием. Для удобства длительной езды, помимо ножного управления, предусмотрено ручное, р ычажок которого расположен справау топливного бака. У таких мотоциклов — большое будущее. Они, несомненно, найдут широкое применение у жителей северных районов, у кроссменов. Ш ирокая популярность наших мотоциклов, успехи их на спортивном поп рище ко многому обязывают. Не только идти в ногу с техническим прогрессом, но иопережать время, больше выпускать машин хорошихиразныхс меньшими затратами труда — к этому стремятся чехословацкие мотоциклостронтели. М. ГЕИЗЛАР.Ы азвание этой статьи взято не из ре" кламного проспекта. Оно отражает действительное положение дел. Можно без преувеличения сказать, что во всех странах, где любят ездить на мотоцикла*. где занимаются мотоспортом, изьистны машиныс маркой «Ява». Мотоциклетный завод «Ява» имеет большие и славные традиции. С ним связано зарождение и развитие чехословацкого мотоциклостроения — н ыне одной изкрупных отраслей социалистической индустрии страны. Первый мотоцикл «Ява» увидел свет 33 года назад. В нем не было ничего отечественного, кроме... самой марки, начертанной на топливном баке. Мотоцикл полностью копировал немецкую машину «Вандерер». Лицензия на его производство и оборудование завода были закуплены у этой фирмы . Чехословацким мотоциклостроителям на первых порах приходилось трудно. Они не имели опыта и делали лишь робкие попытки создать машину собственной конструкции. Наиболее удачной довоенной моделью был мотоцикл с отечественной ходовой частью и английским двигателем «Виккерс». Подлинный расцвет мотоциклетной промышленности Чехословакии наступил лишь после того, к ак республика вступила на путь строительства социализма. Именно тогда была разработана собств енная конструкция, из ворот завода стали выходить чехословацкие мотоциклы. Но этому периоду предшествовало знаменательное событие, которое навсегда вошло в историю нашего мотоциклостроения. В разгар второй мировой войны инж енерыи рабочие «Явы» совершили настоящий подвиг — они тайно сконструировали новую модель мотоцикла, изготовили и испытали несколько образ цов. Трудящиеся верили, что фашист-ь.г. Прага.Любителям мотоспорта Во многих странах хорошо известно имя замечательного чехословацкого гонщика , заслуженного мастера спорта ЧССР Яромира Чижека . Неизменно выступая на мотоцикле «Ява», о н выходил победителем многих крупнейших международных соревнований, в том числе и чемпионата Европы в классе 250 смз. На снимке: Яромир Чижен на спортивном мотоцикле «Ява-350» с лыжами.#^^£гКрепкая дружба связывает советских и чехословацких мотоспортсменов. Совместные тренировки и выступления в соревнованиях способствуют повышению мастерства гонщиков братских стран. На снимке : советский спортсмен Сергей Старых на мотоцикле «Ява-250» преодолевает один из участков трассы шестидневных соревнований в Чехословакии.30