НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМном приборе, сконструированном в НИИ автоприборов. Затем свечи подвергают термическому испытанию. После нагрева до 700 градусов и последующего охлаждения они вновь поступают в лабораторию для повторной проверки тех же параметров. Но вот лабораторные испытания успешно завершены. Это, однако, не значит, что можно сделать вывод о пригодности свечей. Предстоят еще длительные эксплуатационные испытания. Большие партии свечей устанавливают наете ли вы, какой долгий путь прона автомобили, работающие в самых ходит свеча зажигания от рождения разнообразных условиях. Так, свечи тепдо внедрения в серийное производство? лового ряда НИИ автоприборов типа Создавая ее, конструктор должен преЭ319, предназначенные для замены медусмотреть очень многое, но главным нее совершенных свечей А16У двигатетребованием является соответствие ее лей ЗИЛ-164, испытывают на городских тепловой характеристики основным реи междугородных автобусах, бортовых жимам работы двигателя. грузовых автомобилях и самосвалах, авКритерием оценки тепловой характетокранах и автокомпрессорах, на автористики свечи является так называемое поездах и т. д. Для сравнения на некокалильное число, определяющее верхний тепловой предел ее работоспособторые двигатели устанавливают свечи массового производства. ности. Чем более напряженные теплоЧтобы иметь возможность следить в вые режимы двигателя, тем выше должпроцессе испытаний за поведением свено быть калильное число свечи, и наобочей, предварительно в лабораторных усрот. Если, например, для двигателя авловиях замеряют высоту центрального и томобиля ЗИЛ-164 ставят свечи типа толщину бокового электродов, зазор А16У с калильным числом около 135 между ними, давление перекрытия единиц, то двигатель автомобиля «Москискрообразования, герметичность по вич-407», который работает на более нацентральному электроду и по корпусу пряженных режимах, требует свечи си т. д. Эти данные по каждой свече закалильным числом не менее 165-170 носят в специальные карточки, которые единиц. служат основным документом при испы-' Одним из ответственнейших этапов создания новых свечей является их истаниях. Через каждые 5—8 тысяч километров пытание. После изготовления опытных пробега автомобилей вновь определяют образцов их тарируют на специальной моторной установке, позволяющей путе же параметры. По их изменению можно судить о работоспособности и тем сравнения с эталонной свечой опредолговечности свечи. делить с достаточной точностью калильЭксплуатационные испытания продолное число. Затем начинаются всесторонжаются до выхода свечей из строя. ние лабораторные испытания, в процесПосле этого их исследуют с целью выясе которых проверяют бесперебойность вить причины отказа в работе. искрообразования под давлением, герметичность по центральному электроду Испытания позволили установить, что и корпусу свечи, сопротивление изолясвечи нового теплового ряда, созданные тора электрическому пробою и т. д. в НИИ автоприборов, значительно преПроводятся эти испытания на специальвосходят по своим эксплуатационным свойствам свечи, выпускаемые промышленностью сейчас. Например, свечи А16У выходят из строя в среднем после 30 тысяч километров пробега автомобиля, тогда как срок службы новых свечей типа Э319 составляет 75—80 тысяч километров. За счет чего это достигнуто? В результате применения токопроводящего стеклогерметика для герметизации центрального электрода полностью устранено просачивание газов в соединении. Хорошая герметичность позволяет уменьшить износ центрального электрода, способствует улучшению работы двигателя. Не случайно поэтому предполагается в ближайшее время взамен выпускаемых сейчас свечей начать производство новых свечей теплового ряда НИИ автоприборов. Итак, вы знаете, как определяют эксплуатационные свойства свечей для двигателей серийных автомобилей. А если они требуются для новых моделей автомобилей и мотоциклов? В этом случае свечи приходится специально подбирать к двигателю. Вначале проводят моторные испытания. После описанной выше лабораторной проверки берут несколько комплектов свечей с различными калильными числами. Их поочередно испытывают на двигателе, находящемся на стенде. Двигатель работает на режимах маскимальной мощности, холостого хода и промежуточных режимах. На режиме максимальной мощности у свечи, имеющей низкое калильное число, возникает так называемое калильное зажигание. Стоит установить свечу с более высоким калильным числом, и это явление исчезнет. Казалось бы, вопрос решен. Но это не так. Существует другая опасность: чем выше калильное число, тем больше свеча склонна к «забрызгиванию». При промежуточных режимах, и особенно при режимах холостого хода, на электродах накапливается копоть ив конце концов свеча перестает работать. Кроме того, такая свеча не сможет обеспечить надежный пуск двигателя. Правильный подбор свечи не только исключает подобные явления, но и улучшает работоспособность двигателя. После моторных стендовых испытаний предварительно выбирают тип свечей, обеспечивающий работу на холостом ходу. Их испытывают на стенде 400—500 часов для определения износостойкости и работоспособности. При этом периодически замеряют те же параметры, что и во время эксплуатационных испытаний. Параллельно проводят всесторонние дорожные испытания. Они необходимы потому, что на стенде при всем желании невозможно полностью имитировать те условия, в которых работает двигатель. Это подтверждается следующим примером. По результатам стендовых испытаний к двигателю ЗАЗ-965В микролитражного автомобиля «Запорожец» была подобрана свеча типа А9У. В процессе дорожных испытаний выяснилось, однако, что она перегревается вследствие недостаточной вентиляции подкапотного пространства и не обеспечивает нормальной работы двигателя. Пришлось рекомендовать для «Запорожца» другие свечи — типа А75У. Во время стендовых и ходовых испытаний непрерывно замеряют температуру уплотняющих колец под свечами, г о ­ ловки цилиндров, охлаждающей среды и т. д. Ю. МИХАЙЛОВ, инженер.ИСПЫТАНИЯ И ПОДБОР СВЕЧЕЙ И ДВИГАТЕЛЯМЗИз нашей почты» » ^ " 4 " f cii < i i ЫЩя*****%*1мЧя**я т ШЩяПи«ЗНАЮ Я ВАС, МОТОГОНЩИКОВ,..»итая журнал «За рулем», я радуюсь за тех, кто выступает в соревнованиях, и горжусь людьми, которые их организуют. А вот у нас в Магнитогорске все обстоит иначе! До 1962 года в городе с полумиллионным населением было около 10 спортивных машин, соревнования проводились один-два раза в год, да и то гденибудь вдали. Однажды я услышал, как женщина при виде мотогонщика воскликнула: «Смотри-ка, космонавт едет! А колпак-то, а колпак-то на голове какой!». Мне тогда стало стыдно и за нее, и за себя, и за тех, кто руководит мотоспортом в нашем городе. И вот мы, спортсмены, решили провести кросс в честь Дня Советской Армии. Сами расчистили трассу. Написали афиши, нарисовали плакаты, председатель городского комитета ДОСААФ помог достать радиомашину; для охраны трассы пригласили дружинников. Осталось получить формальное разрешение на проведение кросса, к которому мы готовились, как к большому празднику. Но вместо разрешения пришла резолюция заместителя председателя горисполкома т. Щерипова: «Соревнование в районе «Северного парка» не разрешаю с целью сохранения зеленых насаждений».ЧПрямо с трассы поехали к т. Щерипову. Мы привели ему самые веские доводы: за двадцать дней тренировок с деревьев не упала ни одна веточка, снеговой барьер по обеим сторонам трассы превышает полметра, и еще ни разу не было случая, чтобы гонщик вылетал за такой барьер. Но т. Щерипов был неумолим: «Знаю я вас, мотогонщиков, — ответил он, — откроют глаза и ничего перед собой не видят!» Так были сорваны соревнования, столь нужные для развития мотоспорта в городе. А ведь мы знаем, что в других городах не только зимой, но и летом мотоциклисты стартуют в парках, На улицах и площадях. Десятки тысяч зрителей собирают эти соревнования смелых и умелых. В Москве на Ленинских горах предстоит розыгрыш чемпионата мира по мотокроссу. Только в Магнитогорске дела обстоят по-иному. Видимо, и впредь космическая ракета будет у магнитогорцев более известной машиной, чем спортивный мотоцикл. По поручению мотоспортсменов Н. РЫЖКОВ. г. Магнитогорск.•«.««.«••у—п»^» •ii'i, щя\ mm т«-22