НСНОВЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЯ СААБведский автомобильный концерн наряду с модернизацией своей основной модели СААБ-95 подготовил к началу 1963 года производство того же автомобиля с универсальным кузовом, а также автомобиля СААБ-96«Спорт», который выпускается теперь вместо известной модели «большого туризма» СААБ-750. Что касается автомобиля с универсальным кузовом, то в нем представляют интерес главным образом форма крыш ии внутренняя компоновка салона. Благодаря наличию прорези в задней части крыши обеспечивается более интенсивный отвод воздушных завихрений у заднего стекла и уменьшается, таким образом, опасность его обмерзания (и залегания снега), ухудшающего видимость. Оригинально спроектирован также внутренний салон кузова — двухместное среднее сиденье развернуто на 180 градусов и примыкает непосредственно к спинке трехместного переднего сиденья; это позволило при относительно небольшом увеличении габаритных размеров автомобил я удобно разместить в нем семь пассажиров. Улучшен щиток приборов — они теперь сгруппированы иначе, чем раньше, и экранированы таким образом, чтобы не отсвечивать на ветровое стекло. На всех трех выпускаемых в настоящее время моделях автомобилей СААБ устанавливается трехцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом цилиндров 841 смз (ход поршня — 72,9 мм, диаметр цилиндра — 70 мм). Он расположен наклонно и объединен в общий силовой агрегат со сцеплением, коробкой передач и дифференциалом. Привод осуществляется на передние колеса. На модернизированном автомобиле СААБ-96-«Спорт» устанавливается значительно измененный и форсированный двигатель; при сохранении того же рабочего объема цилиндров, мощность его (52 л. с. при 5000 об/мин) почти в полтора раза превышает мощность стандартного двигателя, которая равна 38 л. с. при 4250 об/мин. Это достигнуто повышением степени сжатия с 7,3: 1 до 9 : 1 , применением трех карбюраторов вместо одного (для каждого цилиндра) и изменением системы смазки. В то время как обычно на трехцилиндровых двухтактных двигателях масло подводится в составе топливо-воздушной смеси, здесь применен метод принудительной подачн масла с помощьюШтехникиГОРОДСКОЙ АВТОБУС ДЛЯ БЕРЛИНАародным предприятием в г. Гера (Германская Демократическая Республика) изготовлены по заказу Берлинского магистрата опытные образцы нового городского автобуса С-3, который рассчитан также и на пригородное сообщение. Кузов автобуса имеет несущую конструкцию. Много внимания конструкторы уделили удобному размещению дверей и подножек. Последние расположены очень низко, почти на уровне тротуара; задняя входная дверь — с широким проемом, обе двери выполнены складывающимися. с электро-пневматическим управлением. С левой стороны по ходу движения предусмотрена отдельная дверца для водителя с поворотными стеклами. Ветровое стекло панорамное, состоит из двух гнутых стекол. При повреждении этих стекол сохраняется определенная зона видимости. Автобус оборудован 27 мягкими местами для сидения, выполненными из пористой резины со специальной внутренней оплеткой. В часы «пик» автобус вмещает еще 40 пассажиров. Широкий проход между местами для сидений обеспечивает свободное перемещение пассажиров по салону. облегчает эксплуатацию машины без кондуктора. В задней части кузова автобуса предусмотрено место для детских колясок. На автобусе установлен шестицилиндровый четырехтактный дизель с водяным охлаждением, выпускаемый народным предприятием п Шенебеке. Рабочий объем цилиндров двигателя — 9840 см', максимальная мощность 150 л. с. при 2000 об/мин, максимальный крутящий момент двигателя — 58 кгм при 1200 об/мин. Двигатель объединен со сцеплением и коробкой передач в общий силовой агрегат, который размещается в задней части автобуса и монтируется при помощи резиновых подушек на специальной опорной раме. Наличие трех откидных створок в задней стенке кузова обеспечивает удобный доступ ко всему силовому агрегату. Радиатор установлен слева от двигателя. Благодаря мощному вентилятору и большим размерам отверстий в боковой стенке ив откидных створках задней стенки кузова обеспечивается достаточно интенсивное охлаждение двигателя*. Температура воды в системе охлаждения регулируется при помощи жалюзи, имеющего механический привод из кабины водителя. Сцепление — однодисковое сухое, привод его осуществляется системой тяг. Коробка передач пятиступенчатая. с постоянным зацеплением косозубых шестерен. На автобусе применено 12вольтовое электрооборудование; два аккумулятора имеют общую емкость 180 ампер-часов, мощность осветительной динамо-машины — 700 ватт. Большое внимание конструкторы нового городского автобуса уделили борьбе с шумом. Благодаря звуковой и тепловой изоляции моторного отсека достигнуто значительное снижение шума в салоне автобуса. Габаритные размеры автобуса: длина — 11 000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2850 мм (без нагрузки). Колесная база — 4900 мм. Сухой вес автобуса — 8375 кг. максимально допустимый вес с нагрузкой — 13550 кг; распределение его по осям — 4550 кг на переднюю и 9000 кг на заднюю. Первые городские автобусы С-3 уже поступили в эксплуатацию на основных магистралях Берлина. «Дер дойче штрассенферкер», 1962, № 1 2 .НСистемасмазки двигателя СААБ.насоса непосредственно к местам смазки. Отдельный масляный бачок снабжен смотровым стеклом для контроля уровня масла. Его емкость (3 л) достаточна для пробега в 1500—2000 км, что свидетельствует о значительной экономии масла по сравнению с прежней системой смазки. При пересчете на маслобензиновую смесь подобный расход масла был бы возможен при пропорции 60 : 1, в то время как фактически на стандартном двигателе соблюдается пропорция 33 : 1. Масло из бачка поступает в насос, имеющий привод непосредственно от коленчатого вала. По отдельным трубопроводам насос гонит масло в коренные подшипники коленчатого вала и затем далее к шатунным подшипникам. Как показано на рисунке, масло попадает из подшипников на стенки цилиндров. На щитке приборов предусмотрена контрольная лампочка, сигнализирующ аяо неполадках в системе смазки. Максимальный крутящий момент (9,5 кгм) двигатель развивает при 3500 об /мин. Благодаря повышению мощности и крутящего момента двигателя значительно улучшилась динамика разгона автомобиля — скорости 80 км/час он достигает через 10,5 секунды после трогания с места. Максимальная скорость автомобиля СААБ-96-«Спорт» — 145 км/час (то есть на 40 км/час выше, чем у стандартного автомобиля СААБ-95). «Текник фер Алла», 1962, N» 12.ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ КРОССОВЫХнглийская моторостроительная фирма «Вильерс» подготовила новую модель двигателя, предназначенного в первую очередь для мотоциклов кроссового типа. Этот одноцилиндровый3 двухтактный двигатель класса 250 см отличается простотой конструкции. Диаметр цилиндра и ход поршня равны 68 мм. Система продувки возвратная, с двумя продувочными каналами. Поршень с выпуклым дном снабжен двумя компрессионными кольцами. Поршневой палец работает в биметаллической втулке верхней головки шатуна. который имеет двутавровое сечение. Нижняя головка шатуна соединяется с кривошипным пальцем при помощи игольчатого подшипника с сепаратором. Щеки кривошипа сделаны в виде дисков. Ведущая коренная шейка поддерживается роликовым и игольчатым подшипниками, а противоположная коренная шейка опирается на роликовый подшипник. Выполненный из алюминиевого сплава цилиндр с аустенитной чугунной гильзой снабжен развитым оребрением. Двигатель «Вильерс», в отличие от большинства других двигателей кроссовых мотоциклов, имеет камеру сгорания тороидальной формы, что способствует интенсивному завихрению горючей смеси. Плоскости соприкосновения головки и цилиндра подвергаются предварительной взаимной притирке для лучшей герметичности соединения. Питание осуществляется двумя карбюраторами «Амал» типа моноблок, укрепленными на эластичных впускных патрубках. Характерно, что у обоих; карбюраторов одна общая поплавковая камера. Дроссельные заслонки управляются вращающейся рукояткой, причеммотоцикловАпри средних нагрузках (примерно до 4000 оборотов в минуту) смесь попадает только в одни карбюратор. При дальнейшем же поворачивании рукоятки начинает открываться и дроссельная заслонка второго карбюратора, что обеспечивает максимальную мощность. Отработавшие газы выводятся через одно выпускное окно, расположенное в середине передней части цилиндра. Для зажигания служит маховичное магнето низкого напряжения с двумя катушками. От него электрический ток подается в катушку зажигания для получения тока высокого напряжения. Двигатель развивает мощность 25 л. с. при 6500 об/мин. Он сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач. Крутящий момент передается двухрядной цепью. На первичном валу коробки передач расположен двухдисковый механизм сцепления. Его бронзовые диски сжимаются не оо^чной винтовой, а диафрагменной пружиной Все шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Передачи включаются торцевыми кулачками на шестернях. Валы коробки передач вращаются на игольчатых подшипниках. причем специально предусмотрен упорный подшипник для восприятия нагрузок. возникающих при выключении сцепления. Первичный вал выполнен полым, к ак это обычно принято, если моторная и задняя цепи расположены на одной стороне мотоцикла. Передаточные отношения коробки: 1; 1.255; 1.66; 2.52. Новый двигатель «Вильерс» будет использоваться не только на кроссовых, но и на дорокяо-гоночных мотоциклах. предназначенных для непрофессиональных гонщиков «Моторсайклинг», 1962, № 2737.31