ПРОКАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕНТАБЕЛЬНЫМ!в Первые прокатные автомобиличеЛенинграде появились около тырех лет назад. Уже тогда, когда в парке имелось всего лишь 20 машин «Волга», у нас немало было горячих споров о . путях развития этого нового вида обслуживания трудящихся легковыми автомобилями. Надо отдать должное подлинным энтузиастам этого дела: они вложили много труда, чтобы наладить работу ленинградского - проката так, как того требует жизнь. Теперь станция проката насчитывает более 400 автомобилей. В 1962 году девять тысяч ленинградцев имели возможность взять автомобиль для поездки в места отдыха. Более 400 абонентов пользовались автомобилями в течение месяца. Этим нельзя не гордиться. Но и огорчений на нашем пути еще немало. Развитию автопроката мешают трудности, о которых уже говорилось в печати, однако устранение их происходит крайне медленно. Снова возникает вопрос: кому должны подчиняться станции проката? Кто должен быть хозяином дорогостоящей техники и заботиться о ее сохранности? У нас, например, все автомобили проката размещаются во дворе 2-го таксомоторного парка буквально под открытым небом. Выдача автомобилей абонентам даже зимой происходит также с открытой стоянки. Человек, желающий получить машину, не имеет достаточных условий для осмотра ее технического состояния. Мы не раз ставили перед Ленгорсоветом вопрос о том, что размещение автомобилей на открытых площадках, особенно зимой, сокращает сроки службы техники, создает серьезные организационно-технические трудности в обслуживании абонентов. К сожалению, положение с годами не меняется. Правда, своими силами мы предпринимаем кое-какие меры, способствующие улучшению технического состояния парка. Так, весной прошлого года были построены и оборудованы в закрытых помещениях две параллельные смотровые канавы ОТК, благодаря чему ликвидирован встречный поток автомобилей; оборудована такелажная кладовая, построен удобный салон для работы техников ОТК. Все это позволило значительно сократить время приема и выдачи автомобилей. Но это лишь полумеры, а не коренное решение вопроса. Особенно тревожным является тот факт, что вся станция проката и ее ремонтная зона размещаются на территории таксомоторного парка. Это приводит к организационной неразберихе, бесконтрольности, снижению ответственности за сохранность автомобилей и имущества, вследствие чего имеются частые случаи раскомплектования различных частей, деталей и агрегатов. Большие трудности мы испытываем с ремонтом автомобилей. Текущий и аварийно-восстановительный ремонт, осуществляемый таксомоторным парком, не может нас удовлетворить. Машины проката, как правило, ремонтируются не по специальному перечню, порой недоброкачественно, запасные части выделяются неохотно. Это объясняется тем, что у таксомоторного парка есть свой план, свои заботы, ему не до нас. Мы не можем добиться такого порядка, при котором после возвращения с линии каждый автомобиль проходил бы обязательный и полный осмотр по специальному перечню, а также качественный ремонт узлов и агрегатов. Необходимо в местах базирования иметь специальные площадки для проверки вышедших из ремонта автомобилей, однако у нас пока их нет. Отсутствие достаточного количества запасных частей, слабое качество ремонта приводит к тому, что коэффициент готовности парка прокатных автомобилей остается крайне низким, финансовый план не выполняется. Особенно болезненно отражается на работь низкий коэффициент готовности техники в весенне-летний период, когда спрос на автомобили особенно велик. А ведь именно это время решает судьбу почти всего производственно-финансового плана за год. Только низким коэффициентом готовности автомобилей в летний период можно объяснить тот факт, что прокатная станция Ленинграда в 1961 году выполнила годовой план по выручке немногим больше 50 процентов, а в 1962 году —• на 81,3 процента. Простои в 1962 году только по причине технической неисправности и аварийности составили 35,5 процента к общему числу машино-дней. В планировании также имеются пробелы. Обычно берется во внимание только общее количество автомобилей, а возможный коэффициент их готовности не всегда учитывается. Не всегда также учитывается и сезонность. Не удивительно, что прокат не только в Ленинграде, но ив других городах пока что является убыточным. Как его сделать рентабельным? Этот вопрос не раз ставился в нашей печати, а том числе ив журнале «За рулем», Ответ на него в какой-то степени мы уже дали. Добавим, что недостатки в планировании отрицательно сказываются на заинтересованности работников станции проката. Большим злом у нас продолжают оставаться высокая аварийность, небрежная эксплуатация автомобилей, использование их в корыстных целях. За руль автомобиля иногда попадают люди недисциплинированные, безотзетственкые. Так, студент физико-математического факультета Ленинградского университета Васанов грубо .чарушил правила обгона и на скорости более 100 километров в час столкнулся с идущим навстречу автобусом. Водитель и три пассажира погибли; автомобиль «Москвич» был разбит. Не ясно ли после этого, что за руль прокатного автомобиля следует допускать абонентов, проверенных в мастерстве вождения. Думается, что тут особенно нужен глаз общественности. На наш взгляд, следует пока сохранить такой порядок, при котором профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации рассматривают заявления своих работников и разрешают пользоваться автомобилями проката только тем, кто положительно зарекомендовал себя на службе ив быту. Пора Центральному комитету профсоюза работников связи и рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог подготовить Положение об организации общественных комиссий при станциях проката, определив их права и функциональные обязанности. Помимо этого, необходимо проводить проверку навыков вождения до выдачи удостоверения на право пользования автомобилями проката. Следует также продумать и решить вопрос о том, чтобы абоненты, по вине которых совершены повреждения автомобиля, ремонтировали его за свой счет и оплачивали время простоя в ремонте. Такой порядок установлен, например, в Таллине. Не потому ли там аварийность значительно ниже, чем на ленинградской станции проката? Для повышения рентабельности автохозяйств желательно было бы принять меры, обеспечивающие сохранность парка: изыскать помещения для гаражей ив тоже время планировать строительство новых. Опыт подсказывает, что надо пересмотреть систему заработной платы и положение о премировании работников станций проката, положив в основу принцип материальной заинтересованности. Руководствуясь решением ноябрьского Пленума ЦК КПСС, необходимо пересмотреть организационную структуру станций. Существующая система разрозненного подчинения (работники ОТК подчинены начальнику ОТК, ремонтные рабочие — начальнику производства, а начальники колонн и перегонщики — сами по себе) создает безответственность в работе и отрицательно сказывается на качестве подготовки и содержании автомобилей в хозяйстве. Необходимо решить вопрос о своевременном списании аварийных автомобилей, не подлежащих восстановлению, и сроки списания определить не более одного месяца. В настоящее время на ленинградской станции проката стоят более 20 автомобилей, подлежащих списанию, а они числятся в со- * ставе парка. Жизнь подсказывает, что нужно создать дополнительные фонды запчастей, деталей и инструментов. В первую очередь следует иметь в запасе ключи зажигания, щетки стеклоочистителей и шоферский инструмент. Целесообразно, по нашему мнению, провести совещание работников станций проката в республиканском масштабе или по кустам, на котором можно было бы поделиться опытом обслужизания населения легковыми автомобилями. М. МОРОЗ, начальник станции проката легковых автомобилей.Ленинград.25