рудно начинать новую жизнь, когда ' тебе уже под пятьдесят, когда многие привычки стали строгим правилом не только для тебя, но и для близких. После напряженного трудового ритма четко распланированной армейской жизни — отдых, ничем серьезным не заполненные долгие дни. «Разве могу яс этим мириться?» — думал демобилизованный офицер Александр Васильевич Горчаков, прибыв с семьей в Киев с Дальнего Востока, где он прослужил двадцать пять лет.. Нет, так продолжаться дальше не могло. И Горчаков с радостью принял предложение Киевского городского комитета ДОСААФ работать инженером-инструктором в автомотоклубе. Нелегким было начало... Хозяйство клуба только-только налаживалось, В классе голые стены. В углу в беспорядке свалены запыленные, тронутые ржавчи-f— О чем говорить? Конечно, поможем! Ребята окружили Горчакова, забросали советами, предложениями. Тут же распределили обязанности. Почин был сделан, и коснулся он всего клуба. Шли неделя, другая. Кипела работа. Преподаватели, курсанты, общественные активисты оборудовали классы, чертили схемы, устраивали стенды. Многие агрегаты в разрезе изготовили в мастерских. Сменились курсанты, но их участие в делах автомотоклуба стало доброй традицией. Занятия проходят теперь в просторных классах. Здесь есть все необходимое: удобные поворотные стенды для разрезных двигателей, стеллажи с подобранными по темам занятий деталями. На стенах плакаты, схемы. Над грифельной доской действующий светофор.ТгШШЙЖЖЬЭной детали. На столе несколько пожелтевших схем. Курсанты все молодые, беспокойные. Не все. одинаково успевали. Были и такие, кто не хотел заниматься. Стараний Горчаков прилагал много, а опыта не хватало. Иной раз подмывало отказаться от преподавательской работы, уйти, ничего не объясняя. Но он отбрасывал эту мысль и снова брался за дело, стремясь внушить курсантам уважение к шоферской профессии, расшевелить самых недоверчивых, помочь отстающим. Александр Васильевич поближе познакомился с активом клуба, преподавателями, курсантами. Многих из них не удовлетворяли ни материальная база, ни состояние учебного процесса, ни результаты экзаменов. Нужно было както оживить, наладить дело, влить а него свежую струю, зажечь огонек творчества. Решили провести открытое партийное собрание, поговорить откровенно обо всем. Собрание продолжалось долго. Выступили начальник автомотоклуба Иван Максимович Оыипко, начальник учебной части клуба Юрий Григорьевич Матерев, преподаватели, инструкторы. В'се говорили, что время диктует новые, повышенные требования, между тем дела в автомотоклубе не улучшаются; мало техники, учебных пособий, нет гаража, плохо оборудованы классы. Слово взял Горчаков. Ему, свежему человеку, особенно заметны были недостатки, недоработки. Чтобы их устранить, Александр Васильевич предложил мобилизовать силы курсантов. На следующий день он обратился к слушателям: — Без вас никак не обойтись, Штатных работников мало, а дело нужно поднять. Недолго длилось молчание. Кто-то напомнил, что учиться осталось всего несколько месяцев. Вот придут новые курсанты, пусть они и заботятся, Но голоса прозвучали неуверенно. Опять воцарилась тишина. Несколько минут преподаватель и его ученики молча смотрели друг на друга. Но вот кто-то задорно крикнул: Полностью оборудованы и мастерские, и гараж. Но люди по-разному оценивают свои дела и поступки. Иным все, что бы они ни сделали, кажется хорошим, умным и значительным. Другие... К этой категории людей относится и Александр Васильевич. Многолетняя армейская привычка быть все время на виду у большой массы людей выработала в нем умение взглянуть на себя как бы чужими глазами, объективно оценить каждый шаг. И если база для учебы улучшилась, то В самом учебном процессе Горчаков видел еще много изъянов. Особенно трудным для него был первый выпуск. Александр Васильевич не занимался натаскиванием курсантов по вопроснику: деловые консультации, носившие, скорее всего, характер собеседования и точного указания каждому, в чем у него недоработка по курсу, продолжались почти каждый вечер. И все же итоги экзаменов не совсем удовлетворилиНа снимке: инженер-инструктор А. В. Горчаков и его воспитанник курсант В. Носенко, моторист одного из киевских заводов, член бригады коммунистического труда, на очередном занятии по изучению автомобильной техники. Фото Ю. Осипова Горчакова. Класс не занял первого места, показатели других групп были выше. Но руководство и коммунисты автомотоклуба сумели правильно оценить работу, проделанную Александром Васильевичем, подметили глубину и осмысленность ответов большинства курсантов группы, которую вел Горчаков. Методы его работы обобщили. Ими стали пользоваться псе преподаватели. ...Уже не одну группу курсантов выпустил Горчаков. Люди самых разных специальностей побывали его учениками. И для каждого из них Александр Васильевич — признанный авторитет, старший и опытный товарищ, к которому можно всегда обратиться за советом. Это доверие он заслужил своими глубокими знаниями, неизменно ровным обращением с курсантами. Он учит всегда примером и показом. Для курсантов он слесарь и токарь, механик и электрик, маляр и регулировщик. И где бы Александр Васильевич ни проводил занятия, он не отступал от принципа: расскажи, покажи, научи, а потом спрашивай. Коммунист Горчаков — горячий пропагандист решений нашей партии. На политзанятиях и политинформациях он убедительно разъясняет смысл этих документов, тесно увязывает их с практикой, с жизнью. В отчетном докладе ЦК ДОСААФ V Всесоюзному съезду имя Александра Васильевича Горчакова было названо в числе лучших преподавателей автомотоклубов нашего Общества.ПРОДАЖА ПОКРЫШЕК БУДЕТ УПОРЯДОЧЕНАредакции:) обратился автолюбитель Г. Д. Кусургашев из Ягоднинского района Магадансной области, рассказавший о нарушениях порядка продажи автомобильных покрышек в Ягоднинской торговой конторе. Как сообщила заместитель начальника Магаданского областного управления торговли тов. Рябухина, начальнику Ягоднинской торговой конторы предложено немедленно устранить имеющиеся недостатки в продаже автомобильных покрышек. Продажа легковых автомобилей, мотоциклов, запасных частей и шин теперь будет производиться в соответствии с письмом Министерства торговли РСФСР от 4 ноября 1962 года. В этом письма рекомендовано продавать шины (на более четырех для автомобиля и на более двух* для мотоцикла) с учетом срока амортизации ис обязательной отметкой в техническом паспорта только тем индивидуальным владельцам, автомобили и мотоциклы которых зарегистрированы в госавтоинспекции.В*В вестибюле здания автомотоклуба толпятся оживленные, принаряженные парни. Ни на минуту не умолкают шутки и смех. Экзамен позади. Ожидают Александра Васильевича. Наконец появляется Горчаков. — Все-таки одна посредственная оценка есть, — как всегда неторопливо, констатирует преподаватель. — Зато остальные все хороши* и отличные, — протестуют курсанты. И Горчаков смягчается: — Молодцы, друзья! Так и держать! Б. НОВАК, общественный корреспондент журнала «За рулем».г. Киев.з*15