ГЛАВНОЕ-МАССОВОСТЬ!НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ МОТОЦИКЛЕТНОГО СПОРТАВ. Д. СЫСОЕВ а последние годы в развитии нашего мотоциклетного спорта произошел заметный подъем. Этот увлекательный, мужественный вид спорта значительно расширил свои границы: он вышел далеко за пределы центральных промышленных областей и крупных городов, стал более массовым. В прошлом году в различных соревнованиях участвовало в четыре раза больше мотоциклистов, чем пять лет назад. Наметились отрадные сдвиги ив повышении уровня мастерства ведущей группы спортсменов. С каждым годом они все более успешно стартуют в международных соревнованиях. Их победы летом прошлого года на европейских гаревых дорожках, удачное выступление на «мотоолимпиаде» в Гармиш-Партенкирхене и блестящий выигрыш Кубка ФИМв гонках по льду не только свидетельствуют о больших возможностях советского мотоспорта, но и выдвигают наших спортсменов в ряды сильнейших гонщиков мира.ЗВполне понятно, что выход мотоциклетного спорта на новые рубежи стал возможен благодаря гигантскому росту экономического могущества Советского Союза и небывалого подъема материального благосостояния тружеников социалистического общества. Мотоцикл, как удобное средство передвижения и отдыха, прочно входит в быт советских людей ив городе и на селе. Бурный технический прогресс способствует росту популярности мотоциклетного спорта среди населения. В увлечении мотоспортом — наиболее доступном из всех технических видов спорта — проявляется огромная тяга советской молодежи к техническим знаниям, к овладению техническими специальностями. В развитие мотоспорта большой вклад внесли добровольные спортивные общества и ведомства, конструкторские бюро, мотоциклетные заводы, широкий общественный актив. Важную роль в этом деле сыграла передача руководства мотоциклетным спортом организациям ДОСААФ. Практика работы последних лет подтвердила целесообразность и жизненность этого мероприятия. Патриотическое Общество, располагающее широкой сетью автомотоклубов, с помощью профсоюзных и комсомольских организаций сумело вовлечь в занятия мотоспортом десятки тысяч трудящихся. Не без усилий комитетов ДОСААФ в стране серьезно улучшилась материально-спортивная база мотоспорта, больше стало проходить спортивных встреч, получили развитие новые виды соревнований, начал внедряться принцип самоокупаемости многих спортивных мероприятий. Но как бы ни были убедительны и приятны эти успехи, задачи по дальнейшему развитию мотоциклетного спорта куда более значительны, чем все то, что было сделано в этой области до сих пор. Программа Коммунистической парРЕЗЕРВЫ тии Советского Союза выдвинула веUBUruurnuuui личественную задачу воспитания но«cn*»*inv»JlHJWDll вого человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В практическом осуществлении этой задачи важное место принадлежит техническим видам спорта, воспитывающим у нашей молодежи такие замечательные качества, как воля, смелость, отвага, физическая выносливость, чувство коллективизма, любовь к труду, знаниям и технике. Чтобы мотоспорт наряду с другими видами спорта смог стать надежным средством повышения физического совершенства и технической грамотности трудящихся, естественно, нужно еще многое сделать. Основным критерием зрелости и силы того или иного вида спорта является его массовость. Мотоспорт в этом отношении не представляет исключения. Ведь не случайно там, где серьезно заботятся о развитии мотоспорта, основное внимание сосредоточивают прежде всего на расширении рядов мотоспортсменов. В последнее время спортивная общественность является свидетелем все новых и новых успехов уфимских мотоциклистов. Они одерживают победу за победой на первенствах страны в гонках на ипподроме, гаревой и ледяной дорожках. В чем же причина того, что спортсмены этой республики, о которых несколько лет назад ничего не было известно, теперь стали грозными соперниками прославленных московских, ленинградских, рижских и таллинских гонщиков? В Башкирии за минувшее пятилетие значительно выросло количество молодежи, занимающейся мотоциклетным спортом. Почти на каждом предприятии созданы секции или команды мотоциклистов. По воскресеньям, как правило, устраиваются многочисленные, доступные для рядовых мотолюбителей состязания. В республике сооружено .четыре благоустроенных мототрека. И в этом массовом размахе мотоспорта кроются успехи башкирских спортсменов. К сожалению, ничего подобного нельзя наблюдать в таких, например, областях, как Томская, Запорожская, Воронежская, в Киргизской, Таджикской, Литовской и некоторых других республиках. В ряде городов и областей в систематические занятия мотоспортом вовсе не вовлечены владельцы мотоциклов и мотороллеров. Более того, есть много сигналов о том, что кое-где количество мотоспортсменов не только не выросло, а даже снизилось по сравнению с 1961 годом. За минувший год в Литовской республике было подготовлено не много мотоспортсменов, и то, в основном, третьего разряда. Интересы дела настоятельно требуют, чтобы комитеты и клубы ДОСААФ, добровольные спортивные общества, спортивные федерации и секции приложили максимум усилий для приобщения к мотоспорту как можно большего числа трудящихся, имеющих в личном пользовании мотоциклы и мотороллеры. Кое-кто может спросить: «Какие же из них спортсмены? Они ни мастерами спорта, ни перворазрядниками никогда не станут». Да, значительная часть рядовых мотоциклистов едва ли сможет выйти в число высококвалифицированных гонщиков и пополнить ряды мастеров спорта. Но ведь смысл-то занятий спортом заключается не только в борьбе за рекорды и чемпионство. Спорт в Советском Союзе, как известно, не является самоцелью. Он прежде всего стоит на службе укрепления здоровья трудящихся, подготовки молодежи к высокопроизводительному труду и защите Родины. Поэтому отмахиваться от многочисленных мотолюбителей и уделять внимание лишь небольшой группе гонщиков, как это делают еще многие клубы и секции, в корне неправильно. У нашего мотоспорта неисчислимые резервы. Нужно только по-хозяйски ими распорядиться. В Советском Союзе неуклонно увеличивается производство мотоциклов и мотороллеров. В 1962 году их было изготовлено уже 621 тысяча штук, а в последующие годы выпуск этой продукции возрастет еще больше. В связи с этим у нас будет постоянно расти количество мотолюбителей. Объединить их в спортивные секции и команды, приобщить их к спорту — прямой долг комитетов ДОСААФ, мотоциклетных федераций и секций. Но, чтобы охватить такую массу людей, придется много потрудиться. Эта работа может быть облегчена, если умело использовать опыт передовых организаций, которые добились успехов в повышении массовости спорта. Особого внимания заслуживает работа ряда самодеятельных спортивных клубов, команд и кружков, созданных на предприятиях ив учреждениях, в колхозах и совхозах Латвии, Эстонии, в Ярославле, Ростове и других городах. Судьба массовости спорта в конце концов решается в первичных организациях. Имея многочисленные и жизнедеятельные спортивные коллективы в низовом эвене, наш мотоциклетный спорт будет всегда располагать неисчерпаемым источником для пополнения рядов мастеров спорта. У нас будут сильные сборные команды, способные уверенно бороться за первенство на международных соревнованиях любого масштаба. --2 Путь мотоциклистов в спорт лежит через соревнования. Именно они пробуждают у молодежи желание приобщиться к спорту, помогают познать радость спортивной борьбы. За Последнее время действенным средством активной пропаганды мотоспорта стали гонки по гаревой и ледяной дорожкам. Они пользуются большой любовью спортсменов и зрителей и проводятся не только на специальных мототреках, но и на обычных стадионах. Популярность этих гонок в некоторых местах настолько велика, что, например, в Уфе они собирают значительно больше болельщиков, чем футбол. Гаревые и ледяные гонки приобрели права гражданства в городах Башкирии, во Львове, Ровно, Свердловске, Куйбышеве, Иркутске, Саранске. К сожалению, опыт этих городов не стал еще достоянием всех. Большая популярность этих гонок у населения и, как следствие этого, высокая их окупаемость убеждают в полезности данных соревнований. Между тем во многих республиках и городах идут лишь бесконечные и бесплодные разговоры по поводу создания гаревых дорожек. Федерации мотоспорта СССР, республиканским и областным комитетам Общества, республиканским федерациям и местным секциям следовало бы принять более энергичные меры по развитию мотогонок по льду и гаревой дорожке. Говорят, что для более широкого размаха гонок не хватает специальных мотоциклов. Но на первых лорах вовсе не обязательно, чтобы все соревнования—>от районных до всесоюзных включительно — проводились яа мотоциклах, скажем, международного класса (500 см 3 ). На внутренних соревнованиях — городских, областных — с успехом можно использовать серийные спортивные мотоциклы наших заводов. Сейчас настало время подумать ио некоторых изменениях правил проведения первенства страны. Думается, в этом отношении было бы целесообразно кое-что позаимствовать у других видов спорта, а именно: лично-командный зачет, круговую систему розыгрыша (в несколько туров), введение двух групп — А и Б, в зависимости от уровня мастерства и оснащенности техникой. Кое-что из этого Федерация мотоспорта СССР намерена осуществить в текущем году, но пока еще в небольшом масштабе. Для сокращения расходов на организацию соревнований, особенно между командами городов и клубов, возможно, имеет смысл проводить их на мотоциклах «хозяина» стадиона, разыгрывая между участниками по жеребьевке. Кстати сказать, подобный метод полезно было бы испытать и на некоторых других соревнованиях. Это превратило бы такие встречи из конкуренции машин (что у нас еще нередко бывает) в состязания спортсменов, в демонстрацию мастерства гонщиков. Ведь случилось же в этом году на традиционном мотокроссе в Ижевске, что спортивная борьба потеряла всякий смысл, так как одни мчались на «добрых конях», а другие еле тащились на старых «ижах». Чтобы повысить заинтересованность спортивных организаций в развитии гонок по гаревой и ледяной дорожкам, следует, очевидно, ввести для них поощрение а виде отчислений от сборов. В некоторых местах нет возможности в ближайшее время построить мототрек, затруднено и использование стадионов для мотогонок, но зато там имеются благоустроенные ипподромы. Ясно, что .не устраивать в таких местах ипподромные гонки, значит мешать развитию мотоциклетного спорта. В последнее время у мае значительно повысилась культура организации мотокроссов. Теперь они, как правило, проводятся по небольшим замкнутым трассам, расположенным в удобных для зрителей местах. Организуя розыгрыши памятных подарков, продажу программ и другие мероприятия, удается окупать большую часть затрат на эти соревнования. Передовой опыт проведения кроссов в Таллине, Ленинграде, Белгороде, Кировограде, превращающий их в настоящий спортивный праздник, показывает, что эти соревнования способны собирать десятки тысяч болельщиков и могут стать интересной формой пропаганды мотоспорта. К сожалению, передовые методы проведения кроссов, как и всякое новое дело, в некоторых местах с трудом пробивают себе дорогу. Более того, отдельные работники считают себя чуть ли не героями, организуя кроссы на 50—70 километров по бездорожью, через заболоченные места, по склонам гор и холмов, покрытых вязкой глиной. Спрашивается, а какая же польза от таких' кроссов? Кто их мог смотреть? Кто получил удовольствие? Разве только бюрократы-организаторы, которые, ставя «галочку» в свой план, могут с облегчением сказать: «Еще одно мероприятие провернули».ЧЕРЕЗ СОРЕВНОВАНИЯ — В СПОРТмотоспорт, зовут нашу молодежь принять участие в спортивной жизни. Однако стартовать в кроссах, трековых и шоссейно-кольцевых гонках рядовые мотоциклисты не могут. Да большинство из них вовсе и не стремится стать гонщиками. Для широких кругов мотоциклистов нужны доступные, массовые соревнования, способные привлечь владельцев личных мотоциклов, мотороллеров, мопедов; нужны состязания, организация которых не требует затрат и больших разъездов. Руководители мотоспорта на местах порой сами не представляют себе, какое подходящее спортивное занятие можно найти для рядовых мотоциклистов. К таким соревнованиям, скорее всего, можно отнести мотоциклетную «фигурку», соревнования на мастерство вождения (трайэл), очень распространенные за рубежом однодневные соревнования (мотоциклетное многоборье), звездные или радиальные эстафеты, воскресные «кругосветки» (коллективные выезды). Совершенно напрасно забыт у нас мотоциклетный спринт — линейные гонки на короткие дистанции (500 м, 1000 ми т. д.), и такие интересные соревнования, как подъем на холм. В организации новых и возрождении незаслуженно забытых соревнований инициативу должна проявить прежде всего общественность. Нет нужды ждать для этого особых директив и указаний. Приходится сожалеть, что федерации и секции мотоспорта не решаются отойти от проторенных путей и расширить сферу широкодоступных мотоциклетных состязаний, без которых невозможно обеспечить массовость спорта. Трудно понять тех работников, которые, с одной стороны, призывают бороться за расширение рядов спортсменов, а с другой — не развивают массовые соревнования. Вместо того чтобы главный упор в работе сделать на низовое звено, чаще проводить соревнования в первичных организациях заводов, колхозов, институтов, а также в районах, они озабочены лишь тем, как выступит та или иная местная «звезда» на очередных гонках крупного масштаба. Расширение рядов мотоспортсменов, раВ ОСПИТАНИЕ зумеется, потребует коренных изменений в0 подготовке тренерских и судейских кадров, СПОРТОМ а также улучшения всего учебно-спортивно* го процесса. Вопрос о подготовке и переподготовке тренерских и судейских кадров в мотоциклетном спорте стоит особенно остро. Недостаток их объясняется не только ростом потребности в тренерах и слабой работой комитетов и федераций по их обучению. В известной мере здесь сказывается и специфика самого вида спорта. К тренеру по мотоспорту предъявляются исключительно высокие требования. Он должен быть не только хорошим педагогом, но ив совершенстве знать технику. Правда, недавно а Центральном институте физкультуры ив Высшей школе тренеров созданы специальные группы по подготовке тренеров по мотоспорту, однако выпускники их попадут на практическую работу только через два-три года. Поэтому сидеть сложа руки и ждать прихода специалистов с высшим образованием ни « коем случае нельзя. Нужно полнее, энергичнее использовать все другие формы учебы и методы подготовки тренерских и судейских кадров. Очевидно, пора подумать о заочном обучении тренеров в физкультурных институтах и техникумах. В целях повышения знаний тренеров и судей следовало бы также использовать крупные соревнования и после окончания их проводить кратковременные семинары, где на конкретных материалах и фактах можно организовывать обсуждение отдельных вопросов тренерской и судейской деятельности. Заслуживает всяческого одобрения начатая в конце прошлого года практика учебных сборов с тренерским составом в Центральном автомотоклубе. Республиканские федерации и областные секции должны подхватить эту инициативу. Плохо, что в республиках и областях до сих пор не проявляют должной заботы о подготовке тренерских и судейских кадров. Можно назвать немало областей, где за последние три года не проведено ни одного учебного сбора, ни одного семинара с тренерами и спортивными судьями. Работа по подготовке общественных кадров из числа спортивного актива несовместима с бюрократическим отношением к людям. Никак нельзя мириться, например, с фактами волокиты в присвоении судейских званий или с такими явлениями, когда некоторым судьям годами не представляется возможность судить более крупные соревнования и тем самым повышать свою судейскую категорию. Усилив заботу о подготовке и переподготовке тренерских кадров, комитеты ДОСААФ будут располагать такими специалистами, которые смогут успешно решать задачи по орга-Соревнования, о которых шла речь выше, агитируют за I"3 низации массовых соревнований, воспитывать мастеров спорта, рекордсменов и чемпионов. Большую работу предстоит провести по дальнейшему улучшению учебно-тренировочного процесса. При том уровне достижений, которого добился сейчас мотоциклетный спорт, для успешных выступлений на международной арене гонщики должны обладать не только исключительно высоким спортивным мастерством, но и способностью выдерживать большие физические нагрузки. А этого, как известно, можно достигнуть лишь в том случае, если тренировки ведутся в строгом соответствии с требованиями основ советской системы спортивной подготовки, с учетом новейших достижений как отечественной, так и зарубежной науки и практики. Однако во многих клубах, секциях и командах эта работа проводится примитивно, с грубым нарушением главных принципов подготовки спортсменов: не обеспечивается систематичность и круглогодичное^ тренировок, они проводятся от случая к случаю, в основном, перед соревнованиями. Ясно, что в таких условиях даже самый одаренный спортсмен не сможет полностью раскрыть свои'способности, добиться высоких спортивных результатов. Как показывает анализ большинства соревнований (начиная от районных и кончая международными), наши мотогонщики особенно нуждаются в улучшении их общефизической подготовки. Многие спортсмены до сих пор ошибочно считают, что им вовсе не обязательно заниматься физической подготовкой, постоянно расширять функциональные возможности своего организма. Некоторые тренеры и руководители мотоспорта разделяют эти заблуждения гонщиков и не требуют от них повышения физической выносливости. Такое положение дальше не может быть терпимо. Тот, кто бывает на соревнованиях по мотоциклетному спорту, видит, что у многих наших спортсменов недостаточен арсенал технических приемов, не хватает умения правильно выбрать наиболее эффективный для данной обстановки тактический маневр. Нередко также приходится наблюдать, как отдельные гонщики пытаются возместить недостаток мастерства напором и безрассудной лихостью. Но практика показывает, что сейчас на одном энтузиазме далеко не уедешь. Для победы в соревнованиях, помимо решительности, нужны и физическая сила, и знания, и большая выдержка, и совершенная техника. Когда заходит разговор об улучшении учебно-тренировочного процесса, то обязательно имеется в виду и необходимость повышения уровня воспитательной работы. Развитие мотоциклетного спорта достигло таких вершин, когда участие в соревнованиях требует от спортсменов максимального волевого напряжения, полной отдачи сил. Ясно, что этого можно добиться лишь при хорошо налаженной воспитательной работе, когда все спортсмены сознают высокую ответственность перед своей страной, перед своим народом, который создал им все условия для спортивного совершенствования. Улучшить воспитание мотоспортсменов — это значит совершенно исключить такие случаи, когда отдельные гонщики, увлекшись спортом, отрываются от своих коллективов, начинают хуже относиться к работе или запускают учебу, нарушают нормы социалистического общежития, проявляют эгоизм, зазнайство, совершают аморальные поступки. В каждом клубе, в каждой команде должна быть создана обстановка нетерпимости к малейшим нарушениям требований морального кодекса строителя коммунизма. К несчастью, у нас имеются еще такие спортивные руководители и тренеры, которые видят в человеке только его спортивные способности. Такие «деятели» могут пойти на «подставки» в соревнованиях, они не прочь оказать незаметную помощь своему питомцу на дистанции и т. п. Все это наносит большой вред воспитанию спортсменов. В некоторых организациях нередко захваливают отдельных спортсменов, раздувают вокруг них ореол незаменимых и всячески ограждают от справедливой товарищеской критики. Излишне громкая слава способна лишь вскружить голову. Принципы воспитания, как известно, требуют чуткого, внимательного отношения к людям. Но вместе с тем спортивные руководители и тренеры обязаны быть требовательными и принципиальными, когда речь идет о воспитании моральной чистоты и духовного богатства. Только при этих условиях наши мотоспортсмены смогут еще выше поднять спортивную славу Социалистической Отчизны. В решении больших задач по развитию нашего мотоспорта особое место отводится общественному активу. Только опираясь на него, можно двинуть дело вперед, достичь подлинной массовости в мотоспорте и на ее основе успешно штурмовать мировые достижения.4