НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМРедакция получила ряд писем читателей с различными вопросами по балансировке колес автомобилей. В публикуемой статье инженера А. Тенятова содержится ответ на эти вопросы.БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙовые автомобили, сходящие с конвейера, имеют колеса, статически сбалансированные в сборе сши ­ нами. Однако в процессе эксплуатации автомобиля балансировка колес часто нарушается. Причины здесь самые разнообразные. В одном случае это потеря балансировочных грузиков, в другом — смена и ремонт покрышек и камер, в третьем — неравномерный износ протектора под влиянием торможения или других причин. Проверка балансировки и ее восстановление обязательны так жев случае, когда замечается колебание («виляние») передних колес в горизонтальной плоскости в определенном диапазоне скоростей. Следует учитывать, что «виляние» передних колес возникает и при допустимых величинах дисбаланса колес, если не устранен люфт маятникового рычага, изношены шарниры рулевых тяг, значительно деформированы диски передних колес. Появляющийся дисбаланс колес ухудшает устойчивость автомобиля и вызывает повышенный износ шин. В связи со значительным увеличением в настоящее время скоростей на автомобильном транспорте вопросу балансировки колес необходимо уделять особое внимание. Действие несбалансированности колес может быть представлено, как действие центробежной силы груза, укрепленного на ободе колеса. При скорости 100 км/час центробежная сила 400 г груза, укрепленного на ободе колеса, равна примерно 47 кг, причем направление этой силы, действующей по радиусу колеса, все время меняется. Когда груз или тяжелое место колеса находится внизу, центробежная сила, развиваемая им, направлена вниз (как бы прижимает колесо к земле). Однако через некоторый промежуток времени, когда колесо повернется на пол-оборота, та же сила направлена вверх (приподнимает колесо от земли). На полпути перехода из своего нижнего положения в верхнее, центробежная сила направлена параллельно дорогеи стремится повернуть колесо вперед, а еще через пол-оборота, — напротив, назад. Центробежные силы, возникающие в результате неуравновешенности колес, действуют все время, пока автомобиль находится в движении. На некоторых скоростях частота перемены направления действия этих сил иногда совпадает с частотой собственных колебаний передка автомобиля. В этом случае возникает явление резонанса, благодаря которому в передке появляются значительные вибрации, известные под названием «шимми». Одновременно силы, действующие перпендикулярно дороге, вызывают поперечные угловые колебания передней оси, сопровождаемые подпрыгиванием колес и, следовательно, потерей их связи с дорогой; силы же , действующие в плоскоНсти, параллельной дороге, приводят к «вилянию» передних колес. Само собой разумеется, что возникновение «шимми» затрудняет управление автомобилем и нередко приводит к авариям. Влияние неуравновешенности задних колес менее заметно и способствует только ускорению износа шин и подшипников. Не. каждый любитель знает, как восстановить нарушенную балансировку. М еждутем существуют способы балансировки колес, широко применяемые на практике идающие положительные ре ­ зультаты. С целью уменьшения дисбаланса ко ­ лес и износа шин на легковых автомобилях «Волга», «Москвич», «Чайка» производится статическая балансировка ко ­ лес с шиной в сборе. Она осуществляется при помощи балансировочных грузиков 3 (рис. 1). Последние пружиной 2, конец которой заходит под борт 1 покрышки, прикреплены к ободу 4 колеса. Характеристика балансировочных грузиков автомобилей «Волга» и «Москвич» приведена в таблице, причем допускается установка балансировочных грузиков автомобиля «Волга» на обод автомобиля «Москвич», и наоборот.№ детали 13-3101300 13-3101301 102-3101050-А 402-3101060- АВес вг 80 40 30 50Применяется на автомобиле и «Волга» «Чайка»«Москвич»»после этого балансируют передние ко ­ леса, к аждое на своей ступице. П ри необходимости снятия передних колес со ступицы их устанавливают на место в том же порядке, в каком производилась балансировка. Перед балансировкой очищают колеса от грязи и проверяют правильность посадки бортов покрышки на закраинах обода. Затем устанавливают колесо на фланец ступицы, закрепляют гайками и, поворачивая его в различные положения, проверяют, осталось ли оно в равновесии. Если колесо самопроизвольно поворачивается, то есть имеется дисбаланс, то снижают давление в шине до 0,2—0,3 кг / с м2 , снимают балансировочные грузики и приступают к балансировке. Балансируют колесо в следующем порядке: 1. Рукой медленно вращают колесо против часовой стрелки. Положение, в котором остановится колесо, отмечают меловой чертой I (рис. 2а), обозначающей самое легкое место колеса при вращении его против часовой стрелки. 2. Повторяют предыдущую операцию, но вращают колесо по часовой стрелке. Л егкое место в верхней точке колеса отмечают второй вертикальной меловой чертой II . 3. Делят пополам расстояние между метками Iи II и ставят метку III ; последняя и будет действительным легким ме ­ стом колеса (см. рис. 2а). М еткиIи II стирают.»Если в процессе эксплуатации сбалансировать колеса на специальном стенде невозможно, балансировку осуществляют непосредственно на автомобиле, используя для этого ступицу переднего колеса с тормозным барабаном в сборе. Поскольку ступица должна свободно вращаться, е е подшипники заполняют чистой смазкой. В то же время затяжку подшипников ослабляют, для чего отпускают, предварительно расшплинтовав на три прорези, гайку ступицы. Балансировку задних колес производят на одной из передних ступиц и только Рис. 1. Крепление балансировочного грузика на ободе колеса: 1 — покрышка: 2 — пружина грузика; 3 — балансировочный грузик; 4 — обод колеса. Р ис . 2. Способ статической балансировки колеса: а — определение самой легкой части колеса; б — начальное положение балансировочных грузиков; в — конечное положение балансировочных грузиков (при равновесии колеса).SS