Решения ноябрьского Пленума ЦК КПСС • наша боевая программаМОГУЧВыступая на собрании избирателей Калининского избирательного округа Москвы 27 февраля 1963 года, Н. С. Хрущев сказал: «Мне не раз приходилось говорить о повышении производительности труда. Наверное, некоторые из вас слушают меня и думают: когда же он перестанет призывать нас к тому, чтобы мы лучше работали. Мы и так хорошо работаем, а он все говорит: надо работать лучше, надо производить больше. Но это такой важный вопрос, о котором нам нельзя забывать. Ведь того, что намечено в Программе партии, можно добиться только трудом; лучшая жизнь может быть создана только трудом народа, лучшим, более производительным трудом». Рабочие, инженерно-технические работники, партийные, комсомольские, профсоюзные организации автомобильного транспорта, выполняя решения XXII съезда КПСС, приложили немало усилий к тому, чтобы поднять производительность труда, снизить себестоимость грузоперевозок и выпускаемой продукции, добиться на этой основе улучшения всей деятельности автотранспорта. Пути повышения производительности труда многообразны. За последние годы большое место занимали, например, вопросы совершенствования организационных форм управления автомобильным транспортом и, в частности, работа по укрупнению автомобильных хозяйств. В стране было ликвидировано более 80 тысяч мелких, нерентабельных гаражей. Это позволило передать в крупные автохозяйства свыше 600 тысяч автомобилей. После ноябрьского Пленума ЦК КПСС этот процесс приобрел новые формы и еще большую значимость. В Российской Федерации, Грузинской, Белорусской, Молдавской и Прибалтийских союзных республиках в крупных автомобильных хозяйствах общего пользования сосредоточено сейчас более 80 процентов всего автомобильного, парка (кроме автомобилей колхозов)т Эти мероприятия дают возможность более широко применять передовые методы организации перевозок, централизовать доставку массовых однородных грузов, лучше проводить техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Централизованные перевозки таких народнохозяйственных грузов, как уголь, руда, стройматериалы, составляют сейчас около 52 процентов от общего объема перевозок всех грузов. С каждым годом увеличивается объем перевозок сельскохозяйственных грузов. Только автохозяйствами РСФСР в прошлом году было перевезено около 3 миллиардов пудов зерна, около 50 миллионов тонн силосной массы, более 15 миллионов тонн свеклы и других продуктов сельского хозяйства. Главной, решающей силой в повышении производительности труда были иРЕЗЕРВБ. РОМАНОВ, председатель ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог Сейчас кажется обычным такое явление, как работа автобусов без кондукторов. К нему уже привыкли. А ведь этот почин, начатый автотранспортниками Москвы, заключает в себе большую материальную и моральную силу. В настоящее время в столице без кондукторов работает более 60 процентов автобусов. Это позволило высвободить свыше 6 тысяч человек для других нужд народного хозяйства, добиться чистой экономии зарплаты свыше 1,5 миллиона рублей. По опыту москвичей этот метод стал широко применяться во многих городах страны. Борьба за коммунистический труд во многих автохозяйствах сочетается с повышением квалификации и научно-технического уровня новаторов производства. Тысячи работников автотранспорта заочно обучаются в вузах, техникумах, на курсах. Например, на Донецком авторемонтном заводе, который добивается права называться предприятием коммунистического труда, каждый третий рабочий учится без отрыва от производства, каждый второй — освоил смежную специальность. В конце прошлого года группа шоферов Крымского автотреста, откликаясь на выступления знатной украинской колхозницы Н. Г. Заглады и ленинградского фрезеровщика И. Д. Леонова, с проникновенными, душевными словами обратилась к своим товарищам по профессии, призывая их высоко нести честь рабочего человека. Письмо шоферов Крыма обсудил и одобрил Президиум ЦК профсоюза работников связи, рабочих автотранспорта и шоссейных дорог. Сейчас оно нашло широкий отклик среди водителей, ремонтников и других рабочих, что также положительно сказалось на повышении производительности труда. Однако в организации социалистического соревнования еще много недостатков. Ряд руководителей автохозяйств, комитетов профсоюза слабо распространяют передовой опыт, не делают его достоянием широких масс. Имеют место случаи, когда социалистические обязательства разрабатываются и принимаются без широкого участия общественности. Не случайно в обязательствах некоторых коллективов содержатся или нереальные или общие, неконкретные пункты; значительная часть рабочих и служащих вообще не имеет личных обязательств. В ряде автомобильных хозяйств принятые обязательства не подкрепляются необходимыми организационно-техническими мерами: нерегулярно подводятся итоги соревнования, плохо поощряются передовики, не критикуются отстающие. Не удивительно, что в некоторых коллективах еще низка трудовая дисциплина, велика текучесть кадров, наблюдается нерадивое отношение к технике. Важнейшими условиями в повышении производительности труда являютсяостаются люди, их опыт и инициатива, умение правильно организовать дело, готовность прийти на помощь друг другу. У нас выросли замечательные кадры шоферов и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников и руководителей производства, хорошо знающих свое дело, способных решать любые задачи. В автомобильных и дорожных организациях нашей страны широкий размах получило соревнование за коммунистический труд. В настоящее время учатся работать и жить по-коммунистически более миллиона рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. В Москве и области, в Ленинграде, в Пензенской, Владимирской, Воронежской областях, в Белоруссии, на Украине, в ряде других областей, краев, республик в движении за коммунистический труд участвует более половины работающих. На Украине свыше трех тысяч бригад и 25 тысяч ударников завоевали это почетное звание. Звание коллективов коммунистического труда присвоено, в частности, электростальской автобазе Московского облсовнархоза, автоколонне № 1 СМУ-2 Главдорстроя, Уманскому дорожно-эксплуатационному участку № 860 и многим другим. Что представляют из себя люди, коллективы, включившиеся в соревнование за коммунистический труд? Вот лишь некоторые примеры. Шофер Куйбышевского автохозяйства П. Д. Тепляков семилетнее задание выполнил за три года и четыре месяца. Опережая время, досрочно завершил семилетку шофер 7-го грузового парка Ленинградского управления автотранспорта Н. И. Маршин. А таких, как они,— тысячи. Стало обычным: «Семилетний план — за шесть лет», «Недельное., задан ие — за пять дней»... Широкое распространение в стране получило создание комплексных бригад для обслуживания строительных объектов. Внедрение бригадного метода позволило резко повысить производительность и за счет этого высвободить тысячи автомобилей, значительно снизить себестоимость перевозок. Не менее широкий размах получило применение тяжелых автопоездов. Особенно большую роль они играют на перевозке зерна и других продуктов сельского хозяйства в горячее время уборочных работ. Много других новшеств принесло движение за коммунистический труд. Это борьба за более производительное использование парка, экономию топлива, шин и других эксплуатационных материалов, это и новое отношение друг к другу, к коллективу, к жизни.5 Достаточно сказать, что только в Днепродэержинской автобазе № 3 в результате осуществления ряда предложений, принятых общественным конструкторским бюро, расходы на эксплуатационный ремонт автомобилей сократились на 10—12 процентов. Однако на ряде предприятий не выполняются планы автоматизации и механизации производственных процессов. Медленно конструируются и вводятся в производство новые, более производительные образцы гаражного оборудования. В результате при ремонте и техническом обслуживании автомобилей расходуется много ручного труда. В некоторых дорожных организациях слабо используются высокопроизводител ьные механизмы. Большой счет практические работники предъявляют к научно-исследовательским и проектным институтам, конструкторским бюро, призванным двигать вперед техничеУдарник коммунистического труда шофер Куйбышевскую мысль, внедрять в ского автотреста П. Д. Тепляков. производство все новое, что дает возможность значительно улучшить использование аввнедрение новой техники, механизация томобильного транспорта. и автоматизация производства. Автотранспортникам предстоит много «Вы, конечно, понимаете, — отметил сделать для улучшения организации труН. С. Хрущев на собрании избирателей да шоферов, ремонтников, рабочих шосКалининского избирательного округа сейных дорог. В' начале прошлого года Москвы, — что когда я говорю о повыпо инициативе профсоюзных и комсошении производительности труда, то не мольских организаций Ярославля и обимею в виду, что этого можно достигнуть ласти началось движение за улучшение только за счет мускульной силы. Нет, использования пробега грузовых автоэтого следует добиваться путем лучшей мобилей. Это начинание было одобрено организаций труда, умелого использопрезидиумом ЦК профсоюза и коллевания машин и механизмов, обучения гией Министерства автотранспорта и кадров, которые хорошо владели бы шоссейных дорог РСФСР и получило техникой». поддержку в ряде областей и краев. Ноябрьский Пленум ЦК КПСС выдвиК этому делу была привлечена общестнул на первый план задачу ускорения венность. Повсюду стали создаваться технического прогресса. Предприятия общественные посты по загрузке поавтотранспорта и дорожные хозяйства рожних автомобилей. Сократились проза последние годы получили от пробеги негруженых машин. Это резко мышленности немало новых, высокоповысило коэффициент использования производительных машин, различной автотранспорта. К сожалению, опыт аппаратуры и оборудования. Кроме тоярославцев и их последователей подго, работники автомобильного трансдерживается еще не везде. Перегоны порта своими силами создают специалиавтомобилей порожняком местами назированные автомобили и прицепы, ганосят огромный ущерб, а борьбы с ражное оборудование, различные мехаэтим явлением не ведется. низмы, применение которых позволило Пагубно отражаются на производимногим предприятиям почти полностью механизировать трудоемкие процессы. тельности труда шоферов большие простои автомобилей под погрузкой и выНемало творческой инициативы и смегрузкой, а также в ожидании ремонта. калки в разработке новой техники проМного исправной автотехники простаиявляют рационализаторы и изобретатевает у нас из-за отсутствия шин. ли. На сотнях предприятий автомобильОгромный экономический резерв заного транспорта и шоссейных дорог соключает в себе перевод автомобилей на зданы и успешно работают конструкторбеспрерывную работу в две-три смеские бюро, бюро экономического ананы. Но здесь мы сталкиваемся с больлиза и технического нормирования. шим препятствием — нехваткой водиНаиболее успешно конструкторские тельских кадров. Правда, за последнее бюро работают на авторемонтном завовремя принят ряд мер к устранению де Мосгорисполкома, в ЦКБ Главмосэтого пробела: увеличилась сеть школ, автотранса, на смоленском заводе трекурсов ДОСААФ, выработаны новые ста «Гаро», в автохозяйствах N° 3, 5 и6 программы и положения о подготовке Пермской области, в ряде автохозяйств шоферов. Украинской, Белорусской ССР.Вместе с тем профсоюзным, комсо-_ мольским организациям нужно активнее разъяснять молодым людям, начинающим трудовую жизнь, роль и значение шоферского труда, вовлекать молодежь в технические кружки, усилить разъяснительную работу среди учащихся старших классов. Этим мы пополним кадры водителей. Ноябрьский Пленум ЦК КПСС большое внимание уделил вопросам нормирования и оплаты труда рабочих. На предприятиях автотранспорта ив дорожных хозяйствах были ликвидированы многие недостатки в оплате труда, что повысило материальную заинтересованность трудящихся. Ряд республиканских, краевых и областных комитетов профсоюза усилили контроль за применением действующих условий оплаты труда. К сожалению, этот контроль осуществляется еще недостаточно, кое-где допускаются нарушения законоположений по труду и зарплате. Некоторые хозяйственные руководители допускают нарушения законоположений об оплате труда только потому, что сами не знают их. И правильно поступили в Латвийской ССР, обязав всех руководителей автохозяйств в двухмесячный срок на специально созданных курсах изучить законы по труду и зарплате. Администраторы, не сдавшие экзамены, будут освобождаться от руководства предприятиями. Это хорошая мера. В самом деле, почему шофер, не выдержавший экзамен по правилам движения, не допускается к управлению автомобилем, а человек, не знающий законов по труду и зарплате, может руководить предприятием? Допускается еще большое количество сверхурочных работ, имеются простои и другие потери рабочего времени, коегде нарушается режим труда и отдыха шоферов, в особенности при междугородных перевозках грузов. Надо больше проявить заботы о бытовых условиях рабочих. Шоферская профессия — профессия трудная. Порой водитель и недосыпает, и питается нерегулярно. Да и ремонтники у нас еще работают в нелегких условиях. Профсоюзные комитеты, отдел охраны труда ЦК профсоюза недостаточно используют предоставленные им права, иногда проходят мимо фактов нарушения правил техники безопасности, слабо опираются в своей работе на актив. Выполняя решения ноябрьского Пленума ЦК КПСС, мы должны расширять демократические принципы хозяйственного руководства, в частности, нужно создавать производственные комитеты, которые участвовали бы в обсуждении планов, контроле за их выполнением, нормировании труда; вести решительную борьбу с приписками, очковтирательством, злоупотреблениями, искоренять такие позорные явления на автотранспорте, как «левачество», чаевые, пьянство, нарушение трудовой дисциплины. Важной формой участия трудящихся в управлении производством являются коллективные договоры, общественные конструкторские бюро, бюро нормирования и экономического анализа. Расширение их деятельности позволит привлечь новые отряды трудящихся к управлению производством, поможет поднять качество всей работы, повысить производительность труда.в