В от и снята «зимняя обувь» с мото• * циклов. Позади четыре месяца напряженной борьбы на ледяных дорожках. Да, «ледовики» провели поистине большой сезон. Наши мотоспортсмены минувшей зимой завоевали самый почетный трофей в мотогонках по льду — Кубок ФИМ, победили во всех международных встречах, достигли еще более высоких скоростей. Лучше стали проходить у нас областные и городские соревнования. Как закрепить эти успехи7 Что нужно сделать, чтобы встретить следующую зиму во всеоружии? Обсуждению этих вопросов было посвящено заседание комитета трековых гонок Федерации мотоспорта СССР. РЕШАЮЩЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВО£С О Г^ Д АД ПОДВЕДЕНА Ч ЕР ТАКомитет трековых гонок обсутдает итоги сезона— Нам нельзя утешаться средними цифрами и блестящими результатами ведущих гонщиков, — говорил председатель комитета Б. Шейгам. — Есть еще немало помех, стоящих на пути развития мотогонок по льду. Размаху этих соревнований мешает отсутствие стальных шипов, специальных покрышек, а также запасных частей к спортивным мотоциклам. Нередко мотоспортсменам чинят препятствия организации, имеющие стадионы. Кроме того, многие руководители мотоспорта на местах не понимают, что без ледяной дорожки не может быть решена задача самоокупаемости соревнований. Беспокойство членов комитета вызвало и такое обстоятельство. В финалах первенства страны не были представлены Ленинград, Казахстан, Литва, Эстония, Белоруссия, где есть условия для проведения гонок по льду. По сути розыгрыш первенства страны в классе 125 смЗ был сведен к соревнованию представителей Москвы, Московской и Свердловской областей. В ходе обсуждения итогов сезона были вскрыты факты очковтирательства. Например, заместитель председателя Башкирского республиканского комитета ДОСААФ тов. Рахматуллин сообщил в Центральный автомотоклуб результаты матчевой встречи, которая ...не состоя- лась. Jldl.»Выступления советских гонщиков в международных соревнованиях проанализировал тренер сборной команды страны, заслуженный тренер СССР В. Карнеев. Победы над сильными зарубежными соперниками были во многом предопределены интенсивной подготовкой. Никогда еще тренировки и выступления наших мотоциклистов на льду не начинались так рано, как в минувшем сезоне. К решающим стартам — гонкам на Кубок ФИМ — спортсмены пришли с солидным багажом: каждый кандидат в сборную участвовал в десяти-пятнадцати встречах. 1. Заметно улучшилось техническое осна: щенйе гонщиков. Специальная рама, разi работанная в Центральном автомотоклу' бе, по общему мнению и наших н зарубежных специалистов, превосходит существующие конструкции. Гонщики затрачивают теперь меньше физических усилий, чтобы удержать мотоцикл на вираже. В результате — возрастают скорости. Но главное, решающее наше преимущество проявилось в наличии большого резерва. В Швеции н Финляндии в мотогонках по льду участвует небольшое число гонщиков, у нас же счет их идет на многие сотни. Тренер Центрального автомотоклуба Е. Дискин, докладывавший об итогах соревнований в нашей стране, привел такие данные. Только в первенстве Российской Федерации участвовало около 600 спортсменов, представлявших 34 области, края, автономные республик и . Более чем в 20 крупных городах десятки тысяч зрителей наблюдали встречи сильнейших гонщиков России. Принятая ныне система розыгрыша двух крупнейших первенств — РСФСР и СССР (она включает зональные соревнования, четвертьфиналы, полуфиналы и финалы) — полностью себя оправдала и дала возможность привлечь к мотогонкам на льду сотни спортсменов Дальнего Востока, Сибири, Урала, Поволжья, средней полосы России. Спортивная жизнь таких городов, как Куйбышев, Ульяновск, Саранск, Свердловск, Красноярск, не мыслится теперь без мотогонок на ледяной дорожке. Но везде ли дела обстоят так хорошо? БАРЬЕРЫ НА ЛЕДЯНОЙ ТРАССЕ В своих выступлениях оба тренера — В. Карнеев и Е. Дискин — говорили не только о победах и достижениях, но ио недочетах в организации соревнований. В причинах их внимательно разобрались члены комитета — общественный актив, отвечающий ныне за положение дел в мотоспорте. Победы в международных встречах, расширение географии мотогонок на льду не должны заслонять существенных недостатков в развитии этого нового вида соревнований. Есть еще десятки областей, где о мотогонках на льду знают только понаслышке. В РСФСР из 28 зональных соревнований состоялось только 18. На заседании были названы города, где под любым предлогом отказываются проводить мотогонки на льду. Среди них: Тамбов, Тула, Петрозаводск, Астрахань, Тюмень, Томск, Псков и многие другие. По вине комитетов ДОСААФ и председателей областных мотосекций в Горьком, Ярославле, Ижевске были отменены зональные и четвертьфинальные соревнования. Дело дошло до того, что • Новосибирске. (председатель обкома ДОСААФ Н. Некрасов) был сорван полуфинал первенства страны.Члены комитета осудили чуждые нашему спорту факты грубого, нетоварищеского отношения к спортсменам. На заседании разбирался такой случай. Чемпион Белоруссии призер первенства 1962 года А. Стефанович прибыл по вызову Центрального автомотоклуба в Серпухов на финал первенства страны (класс 125 см"), хотя он и не стартовал на предыдущем этапе. Когда судейская коллегия Серпухова — ей было поручено судейство соревнований — начала решать: допустить или не допустить белорусского гонщика к финалу? — в дело вмешался тренер Московского автомотоклуба тов. Леонов. «Если будет выступать Стефанович, — заявил он, — я снимаю всех своих спортсменов», — и вытолкал А. Стефановича из помещения. Леонов пытался таким образом оградить своих питомцев от опасного соперника. А судьи (главный судья тов. Милютин) не одернули зарвавшегося представителя команды. КОМИТЕТ ПРЕДЛАГАЕТ Серьезно анализировали члены комитета итоги прошедшего сезона. Они вели также разговор о будущих встречах на льду. Решение, принятое ими, затрагивает все вопросы этого вида мотоспорта, начиная с предложения о проведении первенства Европы и кончая пошивом спортивного обмундирования. Комитет счел нужным: изменить ныне действующую призовую систему и таким образом привлечь к гонкам на льду еще больше мотоциклистов; отчислять определенные суммы (от вырученных сборов) тем клубам и организациям, которые выставляют участников; организовать централизованное производство шипов; разместить заказы на изготовление рам, вилок и запасных частей. Не представляется возможным перечислить все предложения, которые внес комитет на рассмотрение президиума Федерации. Но и из того, что сказано, ясно: общественный актив находит свое место в руководстве спортивной работой, он все энергичнее вмешивается в решение коренных ВОПРОСОВ развития H|W|UI.IIW|#1« вопросов | М ДН » 1 1П11 мотоспорта. НирСННЫЛПЕРЕДЛЕТНИМИСТАРТАМИсоюзных республик с просьбой установить тесный контакт с органами просвещения. Они могут и должны финансировать посылку сборной команды школьников от всей республики. В ряде мест органы просвещения горячо поддержали это предложение, выделив средства не ' только на соревнования, но и на развитие автомоделизма в школах. К сожалению, это сделано не всюду. С 1 сентября 1962 года решением бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР утверждены новые нормативы для взрослых и впервые введены исходные нормативы для юношей (см. «За рулем», 1962, Mi 12). Республиканским комитетам ДОСААФ на основе их предстоит утвердить исходные нормативы для республик, а областным, краевым комитетам Российской Федерации — для областей, краев и автономных республик РСФСР. Республиканские нормативы (союзных республик) могут быть равны всесоюзным или на 10 процентов ниже их. Для областей, краев и АССР этот предел — 15 процентов. Такие нормативы будут по силам всем любителям автомодельного спорта. К. ТУРБАБО, ответственный секретарь комитета автомодельного спорта ФАС СССР.Автомодельные соревнования в 1963 годуВ еснаи лето — лучв шая пора для автомодельного спорта. Немало интереснейших соревнований ожидает любителей этого увлекательного вида спорта в нынешнем году. Венцом их явятся первенства Российской Федерации (с 19 по 23 июня) и СССР (с 1 по 8 июля). Состоятся в этом году и первые всесоюзные соревнования школьников (9—10 июля). Все эти встречи будут проведены в Москве. В это же время предстоит провести заезды на установление рекордов. В этом году автомодельные соревнования имеют некоторые особенности, с которыми мы и хотим познакомить спортсменов. Первый этап — это местные встречи. На них произойдет отбор лучших в состав сборных команд на республиканские соревнования, по результатам которых будут составлены сборные команды союзных республик на VII первенство СССР. Сборная команда республики должна состоять из трех-пятн спортсменов и представить шесть автомоделей. Положение дает право каждому участнику выступать с двумя моделями разных групп, типов и классов. Из членов каждой команды назначается ее напитан. Зачет производится по сумме очков, полученных спортсменами в заездах по двум дистанциям — 500 и 2000 метров. Следовательно, каждый из них должен так Подготовиться к соревнованиям, чтобы быть одинаково сильным на обеих дистанциях. В этом году повышены требования к моделямполумакетам. Чтобы быть допущенной к соревнованиям, модель должна на техническом осмотре набрать 25 (первенство СССР) и 20 (первенство РСФСР) баллов. Это требует от спортсменов более серьезного подхода как к проектированию, так ик изготовлению моделей. Модели-полумакеты проходят два испытания — стендовую оценк уи оценку ходовых качеств. Еще одна особенность соревнований этого года. Двигатели автомоделей должны быть отечественного производства или предприятий социалистических стран. Это правило не распространяется лишь на автомодели, участвующие в заездах на установление рекордов. Следует вовремя подумать об организации всесоюзных соревнований школьников. Федерация автомобильного спорта СССР еще в декабре прошлого года обратилась с письмом к федерациям автомотоспорта26