САМООКУПАЕМОСТЬО первых дней своего существования спортивно-технический клуб Таллинводу: нельзя допускать такое расточительство, как привлечение оплачиваемых контролеров. Решили в будущем не тратиться на это. При клубе были организованы трехмесячные курсы судей-общественников по автомотоспорту. Обучали их опытные судьи тт. Сельглайд, Муссак, Лыук. Экзамены сдали 16 человек. А вскоре клуб провел первенство города по мотокроссу. Оно, не в пример подобным состязаниям прошлых лет, не потребовало больших средств. Ограничились расходами на афиши, приобретение призов и оплату труда лишь двух кассиров. На этот раз соревнования проходили в воскресенье. Погода благоприятствовала им. Задолго до начала кросса начали распространять билеты, развешивать афиши, делать объявления по радио. Все это привело на трассу мотокросса многочисленных зрителей. Старт приняли 109 участников. Они представляли республиканский автомотоклуб, все спортивные общества, культивирующие мотоспорт, многие предприятия города. Борьба на трассе развернулась очень острая и интересная, поэтому и зрители и организаторы кросса остались довольны. Впервые столь массовые соревнования прошли без затрат государственных средств. В кассе на сей раз осталось около 400 рублей. Авторитет самодеятельного клуба быстро рос. Активистами становилось все большее число спортсменов, судей. С их помощью совет начал организовывать новые соревнования. На асфальтированной площадке перед стадионом «Динамо» группа судей-общественников провела лично-командное первенство по фигурному вождению мотоциклов. Убедившись в жизненности и успехе самоокупаемости, совет развернул более широкую работу. Вместе с самодеятельным автомотоклубом техникума легкой промышленности он провел два осенних кросса в пригороде Таллина Клоостриметса, в которых участвовали более 100 человек. Одни из них повысили, а другие впервые получили спортивные разряды. Эти кроссы были организованы целиком на общественных началах. Победителям, как и на всех предыдущих соревноваСпортсмены самодеятельных клубов Риги и Таллина на старте мотокросса на Приз дружбы. Фото В. Петрова ниях, вручили призы, приобретенные за счет спортивного фонда. Мы провели и другую интересную гонку-однодневку на мотоциклах и, наконец, сложные, требующие немалых материальных затрат автомобильные ралли. Когда совет клуба принял решение участвовать в первенстве Эстонии по ралли, мы смогли выделить только один «Москвич». На нем выступали второразрядники Я. Пальм И В. Синемери. Они не смогли оказать конкуренции лучшим раллистам республики, но это нас не обескуражило. Получив известие о предстоящих прибалтийских ралли, клуб снова дал заявку и из своего спортивного фонда сделал соответствующий взнос. Большую поддержку оказала администрация Таллинской прокатной базы, которая выделила для участия в соревнованиях новые «Москвичи». Два экипажа " представляли команду клуба. Я. Пальм и В. Синемери заняли пятое место и стали перворазрядниками, а Ф. Эрик и Э. Мяэсепп — восьмое. Команда завоевала шестое место. Это было неплохо для начала. В следующих ралли — на первенство Таллина — клуб опять выставил два экипажа. Оба они завоевали звание чемпионов города: один среди разрядников, другой среди новичков. Им же достались оба клубных приза. Успех окрылил энтузиастов. И в нынешнем году впервые члены самодеятельного клуба вышли на всесоюзную арену. Три экипажа участвовали вV Всесоюзных традиционных зимних ралли в ознаменование Дня Советской Армии. Хочется рассказать еще об одном мероприятии, которое также стало возможным только потому, что клуб имеет свои средства для развития спортивной работы. Речь идет о матчевой встрече по мотокроссу на Приз дружбы самодеятельных клубов Таллина и Риги. В течение трех недель шла подготовка. Совместно разрабатывали Положение о соревнованиях, выбирали трассу. Семь самодеятельных клубов выставили свои команды: три от Таллина и четыре от Риги. Более 100 участников!ского городского комитета ДОСААФ решил обходиться без дотаций. Ставка была сделана на самоокупаемость соревнований. К этому обязывало само название клуба — самодеятельный. Но «ак оплачивать труд всего обслуживающего персонала, рекламу, выплачивать командировочные, за счет чего приобретать призы, кубки? Ведь единственный доход клуба — от хозрасчетных курсов шоферов-любителей и мотоциклистов. А как известно, эти деньги должны идти на улучшение материально-технической базы курсов. Совет клуба твердо взял курс на общественные начала. С жаром принялись его члены за организацию первых соревнований — по фигурному вождению мотоциклов — на кубок клуба. Смета предусматривала оплату двух кассиров, двух контролеров и затраты на рекламу. Средства на эти цели должны были получить от продажи билетов. Оргкомитет, включавший семь человек, разработал Положение о соревновании, привлек к его подготовке широкий актив. Активисты-спортсмены сами изготовили все фигуры, начиная от флажков и кончая колейным мостом. Клубу пошла навстречу дирекция Певческого поля, предоставив для соревнований прекрасную асфальтированную площадку. За две недели до состязаний в городе появилось 50 афиш. Соревнования были открытыми. Помимо команд предприятий и учебных заведений, в них могли принять участие все желающие. Предполагалось, что на старт выйдут около 60 человек, тем более что состязания проводились после рабочего дня, однако число участников перевалило за сто, причем в основном это были новички. Билетов же продали очень много. После того как были сделаны все расчеты в соответствии со сметой, в клубной кассе остался доход — 34 рубля 70 копеек. Деньги, конечно, не большие, но они положили начало фонду, названному спортивным. Совет клуба учел и недостатки. Он убедился, что при лучшей организации, широкой рекламе, удачном выборе времени проведения соревнования можно достичь большего. Пришли к вы8