12
13
ВЫПОЛНЯЕМ ГЕШВПНЛ3. СИРОТКИН, главный конструктор заводаXXIIСЪЕЗДАКПСССамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548 максимально унифицированы и состоят из одних и тех же основных узлов. Это облегчает освоение их производства, упрощает эксплуатацию. Просторная одноместная кабина очень удобна. При необходимости в ней, помимо шофера, может разместиться еще один человек, например напарник или инструктор вождения. Большое остекление, незначительный передний свес автомобиля обеспечивают хорошее освещение кабины. Компоновка выполнена по схеме «кабина рядом с двигателем». Такая схема позволяет получить минимальные базу и длину машины, а следовательно, повысить ее маневренность. Она дает возможность рационально распределить вес по осям, наилучшим образом использовать площадь автомобиля (большая часть шасси занята кузовом), уменьшить его собственный вес, улучшить устойчивость.БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ САМОСВАЛЫ БЕЛОРУССКОГО АВТОЗАВОДАAfn И ДНЯДостоинства подобной компоновки наглядно видны из таблицы, в которой сопоставляются основные параметры самосвалов одного класса: БелАЗ-540 и МАЗ-525, БелАЗ-548 и МАЗ-530.Сравниваемые io Параметры«ч юОткрытые горнорудные разработки при добыче полезных ископаемых получают все большее распространение в нашей стране. Как указывалось на XXII съезде партии, они будут и впредь развиваться быстрыми темпами. Важную роль в этом должен сыграть карьерный транспорт. Расходы на него составляют значительную долю в себестоимости полезных ископаемых. Поэтому совершенство конструкции транспортных средств, производительность и экономичность их работы имеют большое народнохозяйственное значение. Самыми эффективными транспортными средствами при открытых разработках являются большегрузные автомобилисамосвалы. Карьерные условия диктуют ряд специфических требований к их конструкции. Речь идет прежде всего о высокой надежности ходовой части, маневренности и проходимости, о хороших тягово-динамических качествах автомобиля. Его грузоподъемность и емкость кузова должны быть кратны емкости ковшей экскаваторов, применяемых в горнодобывающей промышленности. С учетом этих требований Белорусский автозавод разработал конструкцию ив конце 1961 года изготовил опытные образцы самосвала БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. Он должен заменить в серийном производстве широкоизвестную машину МАЗ-525. В 1962 году был построен новый 40-тонный самосвал БелАЗ-548. Обе эти модели — БелАЗ-540 и БелАЗ-548 — являются базовыми. Их узлы и агрегаты положены в основу семейства большегрузных самосвалов, создаваемых Белорусским автозаводом. На испытаниях в карьере.автомобили опп« <£ 25 24п<А <40 37,5 0,94 3 14 10515 3400 3650 4900 22 40< 5»Грузоподъемность вт Собственный вес вт Коэффициент тары (отношение собственного веса к грузоподъемности) Число осей Наименьший радиус поворота (по колее наружного переднего колеса) в м Габаритные размеры в мм: длина ширина высота База в мм Емкость кузова в мз Максимальная скорость движения в км/час27 21 0,77 2 8,4 7180 3480 3350 3550 15,3 5340 26,5 0,66 2 9,5 8160 3700 3720 4200 21,7 570,96 2 12 8220 3220 3675 4780 14,3 30Преимущества автомобиля БелАЗ-548 перед автомобилем МАЗ-530 той же грузоподъемности во многом обусловливаются тем, что он выполнен двухосным. В результате удалось значительно уменьшить собственный вес, повысить маневренность и динамические качества. Для повышения устойчивости увеличена колея передних и задних колес, а дно кузова наклонено вперед. Опытные образцы самосвала БелАЗ-540 снабжены двигателем Д12А-375, имеющим мощность 375 л. с. при 1650 об/мин. В перспективе предусмотрена установка двигателя ЯМЭ-240, выпуск которого в настоящее время осваивается Ярославским моторным заводом. Этот двигатель развивает мощность 360 л. с. при 2100 об/мин. На опытном образце автомобиля БелАЗ-548 применен двигатель Д12А-525 мощностью 525 л. с. при 2100 об/мин. В дальнейшем предполагается заменить его новым двигателем ЯМЗ мощностью 520 л. с. Удельная мощность у самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548, которая определяет тяговые качества машины, будет находиться в пределах 7,8—8 л. с/т против 6 л. с/т у автомобилей МАЗ-525 И МАЗ-530. Двигатель устанавливается на трех точках. Передняя его часть шарнирно крепится на поперечной балке, опирающейся своими концами на четыре резиновые подушки. Задняя часть через кар- тер маховика по бокам опирается кронштейнами также на четыре резиновые подушки. С целью повышения срока службы двигателя в карьерных условиях предусмотрена улучшенная очистка топлива, масла и воздуха. Герметизирована заливная горловина топливного бака, благодаря чему значительно уменьшится попадание пыли вместе с топливом, поступающим в систему питания. Введен фильтр грубой очистки на магистрали от топливного бака к топливоподкачивающему насосу и, наконец, применен воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли. Как масляный, так и водяной радиаторы двигателя — шестирядные трубчатоленточные с цельнотянутыми плоскоовальными трубками; алюминиевые бачки имеют по две перегородки, которые позволяют раздвоить поток охлаждаемой жидкости и заставить ее совершать петлевое движе-Автомобиль-самосвал БелАЗ-540.Шш,ние по сердцевине радиатора. Редукционный клапан, устамасло по каналам в картере коробки и валах поступает в соновленный в горловине водяного радиатора, поддерживает ответствующий фрикцион. в системе охлаждения давление, превышающее атмосферПередаточные отношения коробки передач позволяют: ное и тем самым герметизирует ее. преодолевать наиболее трудные участки пути в карьерах Перед радиатором предусмотрены жалюзи с вертикаль< на первой передаче при работе гидротрансформатора; ными пластинами; управление ими осуществляется из кабидвигаться на наиболее часто встречающихся в карьерах ны водителя. Обдув радиаторов обеспечивается двумя венуклонах 4,5—10 процентов на второй передаче с гидротранстиляторами, приводимыми от коленчатого вала двигателя форматором, работающим на режиме гидромуфты (без пепосредством клиноременной передачи. реключения передач); Предусмотрено применение подогревателя, обеспечиваюразвивать максимальную скорость на третьей передаче. щего предварительный прогрев двигателя перед пуском В карданной передаче применены шарниры открытого типри температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 грапа. Игольчатые подшипники кардана уплотняются резиновыми дусов. сальниками. На автомобилях устанавливается гидромеханическая Главная передача состоит из центрального и бортовых ретрансмиссия, состоящая из гидродинамического трансформадукторов, монтируемых в ступицах ведущих колес. Одностутора и трехступенчатой коробки передач. Такая трансмиссия пенчатый центральный редуктор имеет пару конических шенаиболее полно отвечает специфическим требованиям эксстерен и конический дифференциал. Бортовой редуктор плаплуатации автомобилей на карьерных разработках. Она спонетарного типа представляет собой цилиндрические прямособствует увеличению срока службы агрегатов и, главное, зубые шестерни. значительно улучшает условия труда водителя. Картер ведущего моста отливается из стали, в него запресПеред гидротрансформатором, в одном блоке с ним, сованы трубчатые кожухи полуосей разгруженного типа. Для монтируется повышающая передача, представляющая собой крепления элементов подвески на картере сделаны приливы. трехвальный редуктор, который служит для повышения обоВ карьерных условиях значительно изменяется статичеротов насосного вала гидротрансформатора и совмещения ская нагрузка на оси у груженого и порожнего автомобиля (в тем самым его характеристики с внешней характеристикой, пределах 4 : 1 ) , возникают большие динамические перегрузки двигателя. Максимальный коэффициент трансформации 3,5. при езде по дороге с неровной поверхностью и при загрузке Гидротрансформатор имеет четыре колеса, отлитых из экскаватором. Вот почему подвеска большегрузных самосваалюминиевого сплава. Насосное колесо через кожух жестко лов должна иметь переменную жесткость. Этому требованию связано с ведущим валом, турбинное колесо сидит на входнаиболее полно удовлетворяет пневматическая подвеска выном валу коробки передач. Венцы реактора соединены с сокого давления со встроенным в нее амортизатором телекорпусом через роликовые механизмы свободного хода, скопического типа, или, как ее называют, пневмогидравличеобеспечивающие при уменьшении сопротивления движению ская. Передняя ось и задний мост автомобиля БелАЗ-540 подавтомобиля переход гидротрансформатора на режим гидровешены на четырех пневмогидравлических цилиндрах (по два муфты. на каждой оси). Цилиндры передней и задней подвесок униВсе шестерни трехступенчатой, двухвальной коробки пефицированы по диаметру и конструкции, они отличаются тольредач находятся в постоянном зацеплении. Каждая передача ко длиной. В связи с различными нагрузками рабочее давлевключается своим фрикционом. Детали коробки заключены ние воздуха в цилиндрах задней подвески больше, чем в цив картер, который вместе с крышкой и картером повышаюлиндрах передней. щей передачи составляет единый блок, имеющий четыре На самосвале БелАЗ-548 передняя ось подвешена на двух лапы для крепления на шасси автомобиля. Снизу к нему крецилиндрах, а задний мост — на четырех: по два с каждой пится поддон, являющийся резервуаром для трансмиссионстороны моста. ного масла. Пневмогидравлические цилиндры подвески работают по Фрикцион коробки передач — многодисковое сцепление, телескопическому принципу. При ходе отбоя масло из кольработающее в масле. При включении фрикциона масло под цевой полости основного цилиндра перегоняется через амордавлением попадает в усилитель, перемещает поршень, котизатор в цилиндр противодавления, сжимая находящийся в торый через посредство системы пружин и нажимного динем газ. Благодаря его сжатию ход отбоя ограничивается. При ска сжимает пакет дисков с металло-керамическим покрыходе сжатия масло под давлением газа заполняет кольцевой тием. объем между основным цилиндром и цилиндром противоГидравлическая система трансмиссии состоит из ветви давления; в этом случае ограничение хода достигается благоохлаждения гидротрансформатора и ветви переключения даря повышению давления газа в основном цилиндре. Уплотпередач . в коробке. Управление коробкой передач осунение подвижных соединений пневмогидравлических цилиндществляется из кабины водителя через золотниковый мехаров выполнено в виде V-образной фторопластовой или капронизм. В зависимости от положения рычага переключения на новой манжеты. Для уплотнения неподвижных соединений рулевой колонке, а следовательно, и положения золотников, применены резиновые кольца.13