БАТАРЕЙНОЕПисьмо читателя журнала В. Оводенко из г. Фрунзе начиналось так: «Я не согласен с описанием работы системы зажигания в пособиях по подготовке шоферов III класса. По-моему, после свечи зажигания ток высокого напряжения идет не в аккумуляторную батарею, а к конденсатору и от него по проводу во вторичную обмотку катушки зажигания. Опыт показывает, что при удалении конденсатора ток высокого напряжения идет не к аккумулятору, а проскакивает искрой через контакты прерывателя и попадает в катушку зажигания». К письму были приложены схемы, которые иллюстрировали такой метод объяснения пути тока в системе батарейного зажигания. Мы попросили прокомментировать это письмо начальника отдела электрооборудования НИИ автоприборов кандидата технических наук А. Куликова. Его ответ будет, несомненно, интересен для преподавателей автодела. Вот что он нам сообщил:ЗАЖИГАНИЕА. КУЛИКОВ, кандидат технических наук конденсатор, то длина искры резко увеличится. Количественный анализ работы системы батарейного зажигания затруднителен даже для специалистов, так как при этом необходимо учитывать рассредоточенную емкость высоковольтной цепи (межвитковую емкость высоковольтной обмотки катушки, емкости этой обмотки и высоковольтных проводов относительно «массы» автомобиля и т. д., а также нелинейность отдельных элементов схемы). Качественно работу батарейного зажигания можно достаточно правдоподобно представить следующим образом. При включенном замке зажигания и замыкании контактов прерывателя ток из аккумуляторной батареи потечет по низковольтной цепи системы: батарея, первичная обмотка катушки wi , контакты прерывателя, масса, батарея. Он создаст в катушке магнитное поле, характеризуемое определенным магнитным потоком. Через несколько мгновений кулачок прерывателя, повернувшись, разомкнет его контакты. Так как ток в катушке не может измениться мгновенно, он устремится в конденсатор, заряжая его (чем устраняется искрообразование на контактах). Быстрое исчезновение магнитного потока наведет, по закону Ленца, во вторичной обмотке катушки напряжение, пропорциональное числу витков этой обмотки (w2), поэтому его и делают весьма большим: 17 000—26 000 витков. При определенной величине напряжения на вторичной обмотке катушки искровой промежуток свечи будет пробит, и электрическая энергия поля перейдет в тепловую и световую энергию искры. Однако высоковольтная цепь обладает не только индуктивностью, но и емкостью, поэтому в ней возможен и колебательный процесс, когда энергия несколько раз переходит из электрической в магнитную, и наоборот. Каждый раз она уменьшается по величине, пока вся не перейдет в тепловую в активном сопротивлении этой цепи и энергию искры между электродами свечи. Эти колебания энергии в виде тока высоковольтной цепи системы батарейного зажигания легко фиксируются осциллографом. Какой же вывод следует из всего сказанного? Оба предлагаемых объяснения путей тока в высоковольтной цепи системы батарейного зажигания одинаково допустимы, поскольку не нарушают принципа непрерывности тока.В письме тов. Оводенко из наиболее сложных,поднят один но и весьма интересных вопросов в работе электрооборудования автомобиля. Большинство книг по устройству автомобилей, описывая работу батарейного зажигания, указывают такой путь тока высокого напряжения (см. рис.): центральная клемма катушки зажигания — 3; распределитель — 4; высоковольтный провод — 5; свеча—6 (ток проскакивает в виде искры); масса; аккумуляторная батарея — 1; замок зажиган ия — 2; добавочное сопротивление (rg), обмотка низкого (wi) и высокого (w2) напряжений катушки зажигания*. Автор письма находит другой путь: центральная клемма катушки — 3; распределитель — 4; провод — 5; свеча — 6 (ток проскакивает в виде искры); масса; конденсатор прерывателя — 8 и от него в обмотку высокого напряжения катушки зажигания. Кто же прав? Книга В. Анохина «Устройство автомобилей»**, на которую ссылается тов. Оводенко, рассчитана на широкий круг читателей, не имеющих специальной электротехнической подготовки. Поясняя работу батарейного зажигания, в частности пробой искрового промежутка свечи, автор книги говорит о токе высокого напряжения в этом участке цепи. Для того чтобы ток мог протекать в любой части электрической цепи, необходимо замкнуть эту цепь. В. Анохин предлагает сделать это через аккумуляторную батарею. Но так как электрическая схема батарейногозажигания является разветвленной, то для тока высокого напряжения возможна и другая замкнутая цепь, которую предлагает В. Оводенко (через конденсатор прерывателя). По его мнению, такая цепь «логичнее». Если убрать из схемы конденсатор, пишет он, то система работать не будет. Это ошибка. Система работать будет, но напряжение, развиваемое при этом катушкой, будет* В схеме опущены некоторые непринципиальные детали и изменена полярность аккумуляторной батареи. *" В. И. А нохин . Устройство автомобилей. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., Сельхозгиз, 1953.меньше, чем в том случае, когда параллельно контактам прерывателя был включен конденсатор. Объясняется это тем, что часть энергии магнитного поля тока в низковольтной обмотке катушки при размыкании этой цепи контактами прерывателя будет бесполезно расходоваться на образование дугового электрического разряда на контактах. Наглядно подтверждает все это и история развития системы зажигания. Получение искры от индукционной катушки по той принципиальной схеме, что используется ив настоящее время, было известно более столетия тому назад. Уже в 1840 году индукционная катушка имела ту же форму, что и сейчас, и нередко давала искру длиной более нескольких десятков миллиметров. Но только в 1883 году было замечено, что если в низковольтную цепь катушки включить19