СОВЕТУЮТ ПРУЖИННЫЕП ОДВ ЕС КИДЛЯНМОТОВЕЛОСИПЕДАУгловые ее рычаги 23 могут качаться на осях 22, закрепленных на задней вилке. Пружины растяжения 26 своими концами шарнирно присоединены с одной стороны к рычагам, с другой — к хомутам 28, установленным на раме. Ось 32 колеса закреплена на задних концах угловых рычагов. Задняя подвеска также снабжена резиновыми буферами 21. Наибольший ход подвески по вертикали — 71 мм. Пружинная подвеска позволяет без перегрузки рамы, колес и других узлов заметно увеличить скорость. Переключение передач на мотовелосипеде осуществлено следующим образом. На валу 29 редуктора двигателя вместо заводской звездочки с 10 зубьями установлен блок из двух звездочек 30 и 31, имеющих соответственно 8и 12 зубьев. На втулке заднего колеса, кроме заводской звездочки 24 с 41 зубом, еще одна звездочка 25 с 35 зубьями. Моторная цепь 18 может посредством переключающих звездочек 15 и7 (рис. 1) перебрасываться на любую звездочку редуктора и колеса. Для этого они должны перемещаться в поперечном по отношению к плоскости цепи направлении с помощью тросов и возвратных пружин. Тросы идут к рычагам 3и4 переключения передач, установленным на раме мотовелосипеда. Четыре звездочки позволяют получить четыре передачи, две из которых — понижающие на 5и 20 процентов по сравнению с заводской передачей и две — повышающие на 20 и 40 процентов. Для устранения провисания цепи, возникающего при работе подвески и переключении передач, предусмотрены две натяжные звездочки 17 и 27 (рис. 3 и 4). Они вращаются на осях, которые закреплены на качающихся рычагах 16 и 19. Благодаря спиральным пружинам 14 и 20, действующим на эти рычаги, звездочки держат моторную цепь постоянно натянутой. Понижающие передачи дают возможность без помощи педалей преодолевать более крутые подъемы и ездить с меньшей скоростью, чем с постоянной заводской передачей. Повышающие же передачи позволяют без значительного увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя по сравнению с номинальными развивать на хорошей дороге высокую скорость. Для компенсации провисания педальной цепи на раме установлены натяжные ролики 1и6 (рис, 1) от механизма переключения передач мотовелосипеда В-117. Из-за колебаний колес на подвесках применить обычные осветительные генераторы с фрикционным приводом от колеса оказалось невозможным, поэтому на двигателе установлен специально сконструированный генератор 5 переменного тока, получающий вращение от зубчатого колеса редуктора. Привод генератора можно включать и выключать с помощью рычага 2. В качестве якоря использован вращающийся магнит от магнето двигателя Д-4. Генератор может питать током лампочку напряжением 6 вольт, дающую силу света в3 свечи. Я полагаю, что все заводы, выпускающие мотовелосипеды, более настойчиво займутся повышением их скорости и грузоподъемности. Мой скромный опыт, возможно, будет им в чем-то полезным. Б. ДОРОФЕЕВ.изкая скорость и небольшая грузоподъемность — основные недостатки моторных велосипедов. Как избавиться от этих недостатков? Если увеличение грузоподъемности без коренной переделки машины почти невозможно, то повышение скорости достигается довольно простым путем. Для этого необходимо снабдить мотовелосипед пружинной подвеской колес и механизмом переключения передач. Такие конструктивные изменения могут быть выполнены по-разному. Вот какой путь модернизации выбрал я на велосипеде В-117 с двигателем Д-4 (см. рисунки 1—4, на которых приведены сквозные цифровые обозначения). Пружинная подвеска переднего колеса — рычажного типа (рис. 2). Она состоит из двуплечих рычагов 11, которые могут качаться на осях 13, закрепленных на передней вилке велосипеда, и пружин растяжения 10, Нижние их концы шарнирно присоединены к рычагам, а верхние надеты на оси, расположенные на хомутах 9. На концах рычагов закреплена ось переднего колеса. Для смягчения их ударов о вилку в случае «пробивания» подвески на неровной дороге предусмотрены резиновые буферы 8. Максимальный ход подвески по вертикали — 88 мм. Для поглощения колебаний она снабжена амортизаторами трения 12 одностороннего действия. Благодаря храповому механизму амортизатор при прямом ходе подвески не работает. Он включается только при обратном ходе, поглощая накопленную пружинами энергию. Пружинная подвеска заднего колеса также рычажного типа (рис. 3 и 4).