чьстьда»с£о4 *дма.•••реди преподавателей автомотоклубов, курсов и других учебных организаций ДОСААФ нет-нет да и услышишь разговоры, в которых улавливаются некие нотки неудовлетворенности. При этом в качестве аргумента выставляется тот факт, что досаафовские курсы кратковременны. Не успеешь-де как следует ознакомиться с одним составом слушателей, а уже приходит другой. И так продолжается месяцы, годы... Разве может в таких условиях преподаватель влиять на курсантов, научить их не только управлять автомобилем, но и по-коммунистически относиться к труду, к жизни? Но вот передо мной письма бывших воспитанников курсов шоферов при Москворецком автомотоклубе столицы. Они адресованы Е. С. Козлову, одному из старейших педагогов, отдавшему более тридцати лет подготовке кадров автомобилистов. Пишут водители из московских автохозяйств, с целины, с далекого Севера, солдаты Советской Армии, Вот одно из писем: «Большое шоферское спасибо, дорогой Ефим Степанович, за то, что учили нас уважению к труду и своей профессии, учили простоте, скромности». Читая письма, я думал: «Значит, дело не в количестве месяцев, которые проводит преподаватель вместе с курсантами, i * том, как он их проводит. Вкладывает ли он в труд всю свою душу, сердце, все свои знания, стремится ли завоевать доверие слушателей, среди которых много молодых, еще малоопытных в жизни людей?» Е. С. Козлов относится к той категории людей, которым чуждо формальное, казенное отношение, к делу. В его группах обычно все выпускники с первого раза ис высокой оценкой сдают экзамены. Но этого мало. Ефим Степанович всегда находит время поговорить с людьми, дать добрый жизненный совет, помочь разобраться в сомнениях, которые иногда возникают у того или иного молодого курсанта. У Козлова учатся не только курсанты, но и молодые преподаватели. Весь коллектив знает, как много и настойчиво Ефим Степанович помогал М. Н. Маврину, который сейчас является одним из лучших преподавателей в клубе. Да, сроки обучения в клубах небольшие. Слушатели всего лишь на несколько месяцев задерживаются в учебных классах. Но тем большая ответственность ложится на педагогов, тем больше труда, энергии, стараний нужно приложить, чтобы помочь человеку овладеть техникой и привить уважение к своей профессии. Конечно, все это молодым водителям дается не сразу. Многому их научит жизнь. Но первые добрые семена дадут и добрые всходы. Вот почему в клубе много внимания уделяется воспитательной работе среди самих преподавателей. Бывает ведь так, что и воспитателей надо поправлять, требовать от некоторых товарищей честного выполнения своего долга, помогать им. Среди преподавателей клуба пять коммунистов. Партийная группа, весь коллектив сейчас начал обстоятельный разговор о долге, о чести преподавателя. Есть в клубе преподаватель В. С. Буравцев. В начале прошлого учебного года он стал подводить коллектив: на занятия приходил неподготовленным, мало работал над повышением своего идейного уровня и совершенствованием методики преподавания. Занятия его были скучными, неглубокими. Разумеется, все это отрицательно отражалось на качестве обучения. Тов. Буравцеву честно сказали, что он не выполняет своего долга. Но ограничиться этим — значит ничего не сделать. Главное — помочь товарищу. И ему помогли. На уроках Буравцева часто бывали начальник автомотоклуба С. И. Богданов, начальник учебной части Н. Т. Попов, ведущие преподаватели. На методических совещаниях производили подробный 2 «За рулем» N° 6 анализ его занятий, вскрывали причины недостатков в работе, просто, по-дружески, критиковали промахи, советовали, как их устранить. Товарищеская помощь, советы, опыт старших помогли Буравцеву занять достойное место среди передовых преподавателей. Иначе и не могло быть. Нельзя оставаться спокойным, если не чувствуешь высокой личной ответственности за качество уроков, за то, как трудится товарищ рядом с тобой, за порядок в классе, за успеваемость и поведение каждого слушателя, за его будущую трудовую судьбу, Думается, что начатый в журнале «За рулем» разговор о долге, о трудовой чести работников автомобильного транспорта должен коснуться и преподавательских кадров учебных организаций ДОСААФ. Нечего таить греха: кое-где на преподавательской работе находятся люди, рассматривающие свою профессию лишь с точки зрения личных, корыстных целей. Есть среди воспитателей люди безразличные, равнодушные к интересам коллектива. Бывает, что в роли педагогов выступают рвачи, халтурщики, которых нельзя допускать к обучению будущих водителей автомобилей. Вот один пример из учебной практики. Некоторое время назад в автомотоклуб на должность инженера-инструктора пришел работать Д. Д. Волков. Коллектив возлагал на него большие надежды. Но вскоре пришлось горько разочароваться. Волков думал не о деле, а о длинном рубле. На занятия приходил неподготовленным, всегда куда-то торопился, успеваемость слушателей его не интересовала. На замечания товарищей реагировал болезненно, к добрым советам относился пренебрежительно. Много с ним возились, но в конце концов пришлось распрощаться. А ведь такие, как Волков, еще нет-нет да подвизаются в учебных организациях Общества. Пора избавиться от них. Высокой чести и морали должен быть человек, носящий благородное звание педагога! М. ИВАНОВ. Преподаватель Москворецкого автомотоклуба Ефим Степанович Козлов (слева) объясняет курсантам — автослесарю базы № 22 управления торгового транспорта Алексею Кудлярову и слесарю стройуправления Валентину Платонову устройство карбюратора. Фото В. Бровко