шмотоциклистыБеседа пятая*О ВЫБОРЕ МАСЛА••руппа мотоциклистов, заночевавших • на лесной стоянке около озера Рица, вела обычный разговор о машинах. У двигателя мотоцикла М-62 после пробега в 20 000 км застучал подшипник шатуна. Это, конечно, опечалило водителя. Он был далеко не новичком, ездил на мотоциклах различных марок, участвовал в дальних туристских пробегах, не страшился ремонтов вдали от мастерских. На вопрос: «А масло у вас подходящее?» он уверенно ответил: «Самое лучшее — СУ». Слов нет, СУ — индустриальное 50 — действительно хорошее масло. Водители автомобилей «Москвич» и «Волга» стремятся заправлять им свои машины, предпочитая его маслу АК-10. Но всегда ли годится оно для мотоцикла? У нас в обращении находится значительно больше сортов масел, чем указано в заводских инструкциях, и мотоциклисты, услышав о высококачественных маслах, во что бы то ни стало хотят применить их взамен тех, которые рекомендуются заводом. Но выбор, сделанный ими, не всегда удачен. Подбирая масло для мотоциклетного двигателя, нужно прежде всего учитывать его вязкость. Например, СУ имеет такую же вязкость, к аки АК-6 (цифры после букв — показатели вязкости), которое рекомендуется в мотоциклетных инструкциях для зимнего периода эксплуатации. Значит, масло СУ целесообразно использовать главным образом для тех же условий, что и масло АК-6. В жаркую же погоду, когда двигатель усиленно нагревается, инструкции к мотоциклам с четырехтактным двигателем (М-62. К-750 и др.) рекомендуют масло АК-15. В данном случае вместо него нельзя применять СУ, и мотоциклист, ехавший через высокие горные перевалы на тяжело нагруженной машине при температуре воздуха, достигавшей 40 градусов, сделал явно неудачный выбор масла. От этого и появился неприятный стук в подшипнике шатуна. • А есть ли заменяющее АК-15 масло лучшего качества? Есть. Можно, например, использовать высококачественное масло почти с такой же вязкостью — МС-14 и более вязкие МС-20, МК-22. Перечисленные выше масла МС и МК с успехом применяют (при достаточных зазорах) и для двигателей спортивных мотоциклов, работающих при высоких степенях нагрева. В этой связи необходимо отметить, что высказанный автором статьи «Тем. кто ездит на тяжелых мотоциклах» («За рулем», 1962, № 9) совет не применять эти масла является ошибочным. Ссылка на имевшее место заклинивание клапанов в направляющих втулках в данном случае к сорту масла не относится, а объясняется малым зазором. О маслах для мотоциклов с двухтактными двигателями надо сказать особо, потому что среди владельцев этих машин имеется очень много приверженцев масла СУ. Они объясняют свой выбор желанием уменьшить «дымление». Но ведь в двухтактных двигателях нагрев выше, чем в четырехтактных, а смазка тех же поршней и подшипников осуществляется горючей смесью, то есть маслом, разбавленным бензином в соотношении 1 : 25. Водителям мотоциклов с двухтактными двигателями следует применять достаточно вязкие масла и отказаться от необоснованных экспериментов. Для «ИЖ-56» и «ИЖ-Юпитера» рекомендуются масла АК-10 и АК-15, для «Явы» — АК-15. Однако суть заводских рекомендаций в показателе вязкости, а не в сорте масла. Высококачественные масла МК и МС соответствующей вязкости предпочтительнее, они положительно влияют на долговечность двигателя. На спортивных соревнованиях, если это допускает род топлива, также с успехом применяют МК и МС. Известно, что мотоциклетные двигатели неприхотливы. Но неправильный выбор масла может намного сократить их жизнь. М. ГИНЦБУРГ. * Первые четыре беседы см. «За рулем», 1963, W N 1, 2, 3, 5.ркутск — Москва. Такой маршрут избрал я для путешествия на мотороллере «Вятка». Большинство друзей и знакомых не верило в реальность моих планов. Почти все говорили, что далеко от Иркутска уехать мне не удастся. Но я все-таки решил отправиться в путь. К моменту выезда из Иркутска мой мотороллер прошел 6000 км . Обкатка дала хорошие результаты. Я был уверен в «Вятке», тем более, что перед выездом поставил новые тормозные колодки, диски сцепления, тросы газа и сцепления. Но, наслушавшись советов и предостережений, решил взять с собой разные детали. Общий вес их составил 35 кг. Как я потом жалел об этом! Мне почти ничего не понадобилось. Каких-либо серьезных поломок в пути не было. Правда, один раз выскочил направляющий палец картера двигателя и попал в коробку передач. Шестерни заклинило и мотороллер, двигавшийся с небольшой скоростью (20 км/час), стал. Немало хлопот доставили мне амортизаторы. У заднего часто вырывало резьбу в крышке корпуса, а из переднего очень быстро вытекала жидкость. Хорошо, что было в запасе три передних амортизатора. На' заднем же сначала укоротил стойку и нарезал новую резьбу, а потом вынужден был делать новую стойку. Так и добрался до Вятских Полян, где на заводе-изготовителе заменил амортизаторы. За время пробега ни разу не вышел из строя какой-либо трос управления. Тормозные колодки не заменял. С шинами мне просто повезло: проехал 5600 км и ни разу даже не проколол камеру. Лишь в Перми заменил заднюю покрышку и поставил новые поршневые кольца. Двигаться приходилось нередко в трудных условиях. Во многих местах было сильно выбито покрытие дорог. На гравийной или песчаной трассе, если не было колеи, скорость не превышала 15"—20 км/час. Стоило прибавить скорость, как мотороллер падал.Иудовольствие, узнаете много нового и интересного. Пусть вас не смущают трудности. Надеюсь, на вашем пути их встретится меньше, чем на моем. Я отправился в пробег от Иркутского клуба туристов. Но что он мог мне предложить? Палатку, рюкзак, штормовой костюм — вот и все. А как быть с заправкой бензином? Я мог приобрести талоны. Но они действительны только в Иркутске и по особой договоренности — в пределах области. К тому же следует отметить, что на доро-От ИРКУТСКА до МОСКВЫ на «ВЯТКЕ/гах очень мало заправочных станций. В интересах развития авто- и мототуризма необходимо выпустить единые заправочные талоны, которые были бы действительны на всей территории страны. Еще сложнее обстоит дело с ремонтом мотороллера. На всем пути от Иркутска до Москвы я не встретил ни одной специализированной ремонтной мастерской. Хорошо, что мотоциклисты меня нигде не оставляли в беде. В учебных организациях ДОСААФ Красноярска, Омска, Перми мне оказали необходимую техническую помощь. И последнее: кто-то должен заботиться об отдыхе участников многодневных пробегов. Если в небольших населенных пунктах я сравнительно легко находил ночлег, то в крупных городах приходилось тратить много времени и сил на поиски места для отдыха.А. ДИДРИХ, Средняя скорость движения на грунинженер института товых дорогах была 25—30 км/час, на г. Иркутск. «Гипролестранс». асфальте — 45—60 км/час. Средний расход топлива составлял 4л на 100 км. Ехал я только днем. Вставал в 5—6 ча1 Из нашей почты сов. Через 3—4 часа обычно подъезжал ) к какому-либо населенному пункту, где ГДЕ КУПИТЬ ИНСТРУМЕНТ) завтракал. Заканчивал движение в 1921 час. Практически в пути находился де и как отремонтировать мото20 дней, не считая времени, посвященцикл? Этот вопрос всегда волнует ного осмотру городов. Наибольшее расмотолюбителей. Затруднения они испыстояние, пройденное зэ день на дороге тывают огромные. Но и тот, кто обладает с асфальтовым покрытием, было равно навыками в слесарном и механическом 516 км , а на грунтовой дороге—394 км, среднесуточный же пробег моторолле- ' деле, подчас лишен возможности выполнить даже несложные раГоты. Он не ра за все время путешествия составлял имеет необходимого инструмента. При275 км. обрести же его нельзя. Несмотря на некоторые недостатки, Я предлагаю организовать широкую «Вятка» вполне пригодна для длительпродажу слесарно-механического инстных многодневных поездок не только по румента в магазинах. Это не только прихорошим, но и по плохим дорогам. К несет большую пользу мотолюбителям, такому выводу пришел я, завершив проно и будет способствовать развитию техбег. нического творчества среди молодежи. Я обращаюсь к владельцам моторолА. КРАЙНЕВ. леров: верьте в свои силы, смелее пускайтесь в длительные поездки по гоЧимыш-плотина родам и селам. Вы получите большое Казахской ССР,Г27