30
31
БОЛГАРСКИЙ МОПЕД «БАЛКАН-50»риками (чем устраняется возможность поломки зубьев). Управление коробкой передач осуществляется рукояткой на Левой стороне руля, а дроссельной заслонкой — на правой. Передняя вилка — рычажного типа, о открытыми, шарнирно связанными рычагами. В качестве эластичного элемента Используются двойные резиновые кольца, работающие на растяжение. Задняя подвеска также рычажная, с качающейся вилкой и пружинными амортизаторами. Тормоза — колодочного типа: задний тормоз приводится в действие благодаря наличию храпового механизма, расположенного на педальной оси, передний — с помощью троса и рычага на правой стороне руля. Усилие от коробки передач на заднее колесо передается через роликовую цепь, помещенную в кожухе из тонкой листовой стали. Рама мопеда штампованная: хорошо продуманная конфигурация обеспечивает ей высокую механическую прочность при минимальном весе. Удлиненное седло, изготовленное из микропористой резины, может быть использовано одновременно для двух пассажиров. Бак емкостью 5.4 л установлен незавн-'vac 6ifiР и с. 1. Мопед «Балкан-50».57.6<•Болгарии за короткий срок был ЗОЛ создан и пущен в серийное произЦг водство мотоцикл «Балкан-250», а в прошлом году — мопед «Балкан-50». 36 Новый мопед имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объегв,в мом 49 смЗ и степенью сжатия 7:1. Сцепление и коробка передач объедине216 ны в общий блок с двигателем. Напол«(* нение цилиндра осуществляется через каналы, сделанные в его стенке. Головка 7,2 цилиндра алюминиевая, сам цилиндр — чугунный. Карбюратор расположен в раме мопеда и соединен с двигателем спе/ г з45б7вдюи /г 1$ п циальной трубкой. Длина этой трубки подобрана так, что при больших обороР ис . 3- Динамика разгона мопеда тах коленчатого вала цилиндр получает дополнительное количество горючей сме«Балкан-50». си за счет колебаний воздушного потока, движущегося в этой трубке. Охлаждение двигателя — воздушное. симо от рамы. Одной заправки хватает Многодисковое пробковое сцепление на 300—350 км пути. работает в общем масляном картере с Шины размером 2,25x23, рабочее давкоробкой передач. Первичная передача ление — 2,2 атм для задней и 1,8 атм (между коленчатым валом двигателя и для передней шины. валом сцепления) осуществляется с поВ течение второй половины 1962 года мощью шестерен. Это уменьшает габарив Научно-исследовательском институте ты двигателя и значительно облегчает машиностроения (г. София) под руководего обслуживание. Шестерни трехступенством автора были проведены техникочатой коробки передач находятся в поэксплуатационные испытания мопеда стоянном зацеплении и переключаются «Балкан-50». Они показали хорошие репри помощи специальной муфты с шазультаты. Так, максимальная мощность двигателя после пробега 2500—3000 км достигла 2,4 л. с. при 5500 об/мин. Удельный расход горючего составил 450—550 г/л. с. час (для двигателя с таким малым Ри с. 2. Двигатель мопеда. рабочим объемом это неплохой результат, так как значительная часть свежей горючей смесн теряется при продувке цилиндра). Максимальная скорость мопеда зависит в большой степени от дорожных и метеорологических условий. При движении по сухой асфальтированной дороге, расположенной в 750 м над уровнем моря, она достигала 64 км/час. а на высоте 5—10 м над уровнем моря падала до 58 км/час. С полезной нагрузкой 150 кг (два пассажира) мопед развивает скорость 55 км/час. На одном из самых длинных испытательных маршрутов, протяженностью около 2000 км и проходившем через наиболее высокие перевалы — Стара Платина, Петрокан, Внтиия и Шипка, — средняя техническая скорость мопеда при полезной нагрузке 120 кг составила 36,4 км/час. Если иметь в виду, что Болгария — горная страна и ее дороги изобилуют крутыми поворотами, подъемами и спусками, то такой результат следует признать вполне удовлетворительным. Минимально устойчивая скорость при движении на третьей передаче — 13,5 км/час. Она облегчает управление мопедом в условиях интенсивного городского движения, где нужно часто уменьшать, а затем увеличивать скорость без переключения передач.ВДинамика разгона показана на диаграмме, данные которой получены путем многократных замеров во время испытаний. Нельзя не отметить чрезвычайно хороший подбор передаточного отношения к коробке передач. Переход с одной передачи на другую происходит очень плавно, без толчков и остановки двигателя. С одним пассажиром на первой передаче мопед преодолевает уклон до 30—32 процентов, с двумя пассажирами — до 26 процентов. Практически во время испытаний на горных тропинках Витоши, Старой Платины и Родопы не было уклонов, которые мопед не смог бы преодолеть. Естественно, что, как и многие новые конструкции, «Балкан-50» имеет некоторые недостатки, выявившиеся во время испытаний. В настоящее время эти недостатки устраняются; кроме того, в течение 1963 года узлы мопеда будут модернизированы. Передняя вилка станет телескопической, с большим ходом телескопов, полностью обновится рукоятка переключения передач (некоторые мопеды будут с ножным переключением), увеличится диаметр тормозного барабана. В настоящее время ведутся работы по форсировке двигателя. Его мощность предполагается увеличить до 4—5 л. с. С этой целью проводятся исследования по продувке и наполнению цилиндра, использованию принудительного охлаждения и замене чугунного цилиндра алюминиевым, рабочая поверхность которого покрыта пористым хромом. Установлено, что мощность и охлаждение двигателя при этом могут быть значительно улучшены без использования вентилятора. Производство мопедов в Болгарии только началось. Благодаря своим высоким динамическим и эксплуатационным качествам мопед «Балкан-50» пользуется большим спросом у населения. is ie tick Никола ПОПОВ, инженер. г. София.ГОНОЧНЫЙ мотоцикл MZ МОДЕЛЬ Re-50в классе 50 см 3 — Mz Re" 5 0 - Э та машина выполнена в двух вариантах: с воздушным ис воздушно-водяным охлаждением (цилиндр имеет водяное охлаждение, а головка цилиндра — воздушное), но в обоих случаях двигатель одноцилиндровый, двухтактный, с вращающимся золотником на впуске. Диаметр цилиндра — 39 мм, ход поршня — 40 мм. Максимальная мощность — 10 л. с. при 13 000 об/мин. Шестиступенчатая коробка передач помещена в блоке с двигателем. Зажигание производится от магнето. Машина имеет двойную трубчатую раму с усиленной средней трубой, телескопическую переднюю вилку и рычажную заднюю подвеску. Тормоза колодочные. у переднего тормоза четыре колодки. Цилиндр, изготовленный из легкого сплава, картер из электрона позволили снизить вес этой машины до 55 кг. «Крафтфарцейгтехннк», 1963, № 1. предприятие в (ГДР) подготовило в миНародноечемпионате для участияЦшопау ровом гоночную машину30 Размещенные за каждым башмаком в шариковых подшипниках кулаки ходят по «восьмерочной дорожке», выфрезероейлонский инженер Итон Раджакаруванной в кулачковой плите, и принужна разработал и построил опытный дают ее вращаться, поскольку крестовидобразец двигателя, отличающегося по ная пластина жестко закреплена. Ценпринципу работы от всех известных до трально по отношению к «восьмерочной сих пор двигателей внутреннего сгорадорожке» крепится на винтах меньшая ния. Главная конструктивная особенность пластина, также имеющая форму восьнового двигателя — пульсатор, предмерки и вращающаяся, следовательно, ставляющий собой квадрат, концы кото- • вместе с кулачковой плитой. Весь этот рого направляются башмаками. Превраэлемент замыкает расположенные под щение возникающего при этом пульсипрямым углом направляющие прорези рующего движения (оно напоминает биесзади башмаков и обеспечивает таким ние сердца) во вращательное осущестобразом уплотнение с внутренней стовляется при помощи кулачковой плиты, роны. С противоположной стороны упвыполненной в форме восьмерки. лотнение осуществляется массивной плитой, в которой предусмотрены свеча иВ отличие от обычного четырехтактноклапаны. Обе плиты соединяются друг с го поршневого двигателя, рабочий цикл другом распорными болтами таким обракоторого происходит за два оборота козом, чтобы пульсатор размещался между ленчатого вала, в конструкции Раджаканими с минимальными зазорами. Выходящий из кулачковой плиты и проходящий через пульсатор и обе неподвижные пластины ведущий вал двигателя имеет с одной стороны (то есть со стороны свечи) два кулачка, служащие для привода коромысел клапанов, на другом конце вала монтируется осветительная динамомашина.ОРИГИНАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬЦПульсатор двигателяРаджа-Четырехтактный цикл в двигателе Раджакаруны соответствует в принципе такому же циклу обычного поршневого двигателя с той только разницей, что каждый такт здесь происходит не через 180 градусов, а через 45 градусов. Кроме того, в работе системы газораспределения есть черты, характерные для двухтактного двигателя. Хотя здесь использованы клапаны тарельчатого типа, сам пульсатор открывает и прикрывает, в зависимости от своего положения, их проходные сечения. Исходное положение для первого такта показано на рис. 3, когда ромбовидный пульсатор стоит вертикально. В этом положении впускное отверстие при открытом клапане находится внутри ромба. При вращении маховика ромб превращается в квадрат, рабочий объем увеличивается, а впускной клапан закрывается. До этого момента кулачковая плита поворачивается только на 45 градусов; при вращении на следующие 45 градусов квадрат претерпевает новые изменения,а • именно — превращается в горизонтально расположенный ромб. Благодаря уменьшению рабочего объема оба клапана — как впускной, так и выпускной — закрыты и находятся вне пульсатора; смесь сжимается, и начинается второй такт рабочего цикла, в конце которого осуществляется за.чшгание смеси. В этот момент оба близлежащие друг к другу по диагонали углы находятся у центральной части «восьмерки» кулачковой плиты. По аналогии с четырехтактным поршневым двигателем такое положение можно назвать верхней «мертвой точкой». Поскольку при вспышке пульсатор открывается, роликовые кулаки прижимаются к диагонально противолежащим кривым «восьмерки». Это сдвоенное действие повышает давление, а следовательно, и крутящий момент. В то время как роликовые кулаки быстро приближаются под крутым углом к центральной частируны каждые пол-оборота кулачковой плиты соответствуют рабочему ходу. Это значит, что мощность и равномерность хода такого двигателя могут превысить аналогичные параметры обычного двигателя с тем же рабочим объемом цилиндров в четыре раза. Автор конструкции утверждает, что его машина превосходит газовую турбину и все ротативные двигатели, которые для достижения удовлетворительной экономичности требуют высоких оборотов и большого крутящего момента. Принцип действия и основные элементы конструкции двигателя Раджакаруны ясны из приводимых иллюстраций. Пульсатор (рис. 1) состоит (наподобие плоскозвенной цепи) из четырех многослойных звеньев, концы которых шарнирно соединены друг с другом. С внутренней стороны к ним прикреплены на винтах прямоугольные пластины, в целях лучшего уплотнения соприкасающиеся с шарнирами. На рис. 2 справа от пульсатора показана крестовина с поворотными цапфами и внутренняя пластина в форме «восьмерки», соединенная мостиком с кулачковой плитой. Имеющийся на каждой поворотной цапфе башмак скользит в одной из четырех расположенных под прямым углом прорезей стационарной крестовины и обеспечивает одновременно (наподобие стенки цилиндра) частичное уплотнение одной из сторон пульсатора. Р ис . 2. Основные элементы двигателя Раджакаруны: слева — кулачковая плита с дорожкой для роликов, выполненной в форме «восьмерки»; в середине — пульсатор; справа — крестовидная пластина с башмаками. , ^ ^ ^ ^ ^«восьмерки», это движение поддерживается другой парой роликов; благодаря относительно малой крутизне той зоны «восьмерочной дорожки», которая движется быстрее, они медленно отжимаются к краю пластины. Оба клапанных отверстия остаются при этом вне камеры сгорания до тех пор. пока пульсатор в конце такта вновь не приобретает форму квадрата (это практически позволяет не опасаться обгорания клапанов). Затем открывается выпускной клапан; дальней шее вращение кулачковой плиты преобразует под влиянием сжатия квадрат в ромб и обеспечивает выталкивание сгоревших газов. На этом завершается цикл в 180 градусов. Симметричное расположение движущихся частей в этом двигателе (а также осевая симметрия камеры сгорания) почти исключают вибрацию. Простота конструкции позволяет также ожидать значительного уменьшения стоимости изготовления такого двигателя, поскольку отпадают затраты на поршни, шатуны, коленчатые и кулачковые валы и различные механизмы привода, свойственные обычным поршневым двигателям. Две простые в изготовлении ,плиты заменяют блок цилиндров, нижний картер и головку цилиндров; кроме того, нужны всего два клапана вместо восьми в обычном четырехцилиндровом двигателе. Опытный образец двигателя, построенный Раджакаруной, имеет рабочий объем 65 см 3и степень сжатия 5 : 1 . Максимальный крутящий момент достигается на диапазоне оборотов 1300—1500, однако сведения о мощности двигателя пока не приводятся. Итон Раджакаруна проводит в настоящее время углубленные эксперименты, направленные на решение проблем смазки и охлаждения двигателя. В описанном опытном образце смазка осуществляется бензином; автор рассчитывает решить обе проблемы (смазки и охлаждения) с помощью «масляного тумана», который будет окружать пульсатор. Как известно, в двигателях подобного типа (например, ротативно-поршневых) особые трудности представляет проблема уплотнения. Однако Раджакаруна считает эту проблему решенной, поскольку просвет между сочленениями пульсатора и внутренней плитой остается все время постоянным, а края его многослойных плоских звеньев скользят по гладкой поверхности. Изобретение цейлонского инженера представляет определенный интерес, хотя конструкцию его двигателя нельзя, разумеется, пока признать вполне зрелой. «Аутомобиль ревю», 1963, На 2. 45-90° 90-135° 135-180*Р ис . 3. Схема рабочего цикла двигателя Раджакаруны в сравнении с четырехтактным циклом обычного поршневого двигателя внутреннего сгорания.МлU1.1гУЛ0-180°180-360°360-540°540-720° ВыпускВпускСжатиеРасширение