'* Выполняем i гниенияl XXII Г.ЪЩД КПССМОЩНЫЕ КОЛЕСНЫЕМАШИНЫтятиСДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ДОРОГСТРОИТЕЛИневиданным размахом ведется в нашей стране строительство промышленных предприятий, жилых домов, электростанций, автомобильных и железных дорог, ирригационных сооружений, открытая разработка полезных ископаемых. Высокие темпы строительства требуют применения самой совершенной и производительной техники, отличных транспортных средств. В частности, для современного дорожно-строительного машиностроения характерно вытеснение гусеничных машин колесными. Колесные машины на шинах низкого давления обладают неоспоримыми преимуществами перед гусеничными. Они более мобильны, значительно проще в обслуживании, надежнее и долговечнее. Расходы на их эксплуатацию на 25—30 процентов меньше. Производительность колесного самоходного скрепера по сравнению с гусеничным выше в 2—2,5 раза, бульдозера — в 1,5 раза. Наиболее перспективны пневмоколесные тягачи. На их основе может быть создано более 50 типов дорожно-строительного оборудования. Одноосные тягачи станут базовыми для панелевозов, самоходных скреперов, землевозов, струг, грейдер-элеваторов, кранов, цементовозов,|пневмокатков и многих других машин. Бульдозеры, погрузчики, снегоочистители будут строиться на базе двухосных тягачей. Производство таких машин осваивается нашей промышленностью. На Могилевском заводе имени Кирова налажен серийный выпуск одноосных тягачей МАЗ-529 с двигателями мощностью 180—205 л, с. Коробки передач, сцепления и двигатели поставляет Ярославский моторный завод. Такие узлы, как ведущий мост с планетарными колесными редукторами, раздаточную коробку, редуктор отбора мощности, органы управления с гидравлическим приводом могилевские машиностроители изготовляют сами. Снабженный шинами низкого давления и дифференциалом повышенного трения, тягач имеет высокую проходимость. Благодаря гидравлическому приводу рулевого управления достигается быстрый 'поворот его относительно прицепа на 90 градусов в обе стороны. Простота устройства и обслуживания, закрытая двухместная кабина с отопителем, хорошая обзорность делают тягач удобным в эксплуатации. Коростеньский завод «Октябрьская кузница» создал на базе МАЗ-529 опытный образец самоходного грейдер-элеватора Д-505 производительностью 1000 м°/час и землевоз Д-504 грузоподъемностью 18—20 тонн. Последний по производительности в 1,7—1,75 раза превосходит самосвал МАЗ-205 и более чем вдвое — ЗИЛ-585. Обе эти машины рекомендованы к серийному производству. Освоено также изготовление многосекционного пневмокатка Д-551 весом 30 тонн, отличающегося высокой производительностью и хорошим качеством выполнения работ по уплотнению грунта. На базе тягача МАЗ-529 выпускается самоходный скрепер Д-357Г с емкостью ковша 9м8 .ffi**^Тягач МоАЗ-546 со скрепером.погрузчиком.