ТРУД ОКРЫЛЯЕТ!трудовых книжках водителя самосвала и автокрана, панелевоза и легкового таксомотора а графе «Профессия» записано одно и то же — шофер. И все же смею утверждать, и со мной согласятся многие, что водитель такси — особая категория шоферов. Пассажирами такси может быть и рабочий, и академик, и колхозник, и иностранный турист. К каждому из них водитель обязан отнестись так, чтобы не вызвать никаких нареканий. Поэтому он прежде всего должен обладать высокой культурой труда. Бороться за культуру труда — значит дорожить делом, которое тебе поручено, оберегать рабочую честь, гордиться своей профессией. Когда я иду по родному городу, мне кажется, что иду по огромному цеху, в котором яи мои товарищи ло труду строят будущее. Заканчивается строительство моста через железную дорогу, возводятся новые жилые дома на проспекте Мира и Ленинской улице. Широк фронт созидательных работ! Здесь трудятся и водители такси. Вот привез к вокзалу молодых людей шофер Николай Козлов. Может быть, они едут к месту новой работы в Сибирь или на целинные земли, и шофер такси помог им в начале жизненного пути. Родился ребенок. И вот первый свой путь он совершает на такси. Когда-нибудь взрослые расскажут ему об этом и назовут имя заботливого, предупредительного шофера Степана Прончука, который вез неспокойного пассажира, завернутого в белоснежное одеяло. Советские люди ценят и уважают труд шоферов. И подавляющее большинство наших водителей 'гордится своей профессией, с чувством высокой ответственности относится к своим обязанностям. Но есть в наших рядах и такие, что «е берегут рабочую гордость, не дорожат рабочей совестью. Может быть, читателям знаком такой диалог: — Свободен? — спрашивает пассажирДлительная пауза... Потом сквозь зубы: — Куда ехать? Это значит, что у водителя есть какие-то «особые» соображения. Назови невыгодный для него маршрут, и он не возьмет вас в машину, хотя, возможно, у вас нет ни одной лишней минуты... Надо сказать, что за последнее время таких шоферов становится все меньше. Наша колонна легковых такси добилась высокого звания коллектива коммунистического труда. Многие шоферы имеют немало благодарностей и хоро-> ших отзывов о своей работе. Я могуВГордись своей профессией, шофер!назвать таких водителей, как В. Гриб, Н. Салько, Д . Гашевский, Н. Козлов и многие другие. Но даже в дружном, сплоченном коллективе встречаются люди, нарушающие и трудовую дисциплину и правила уличного движения. Не изжиты у нас, да ив других парках, такие позорные явления, как «левачество», прием грошовых подачек, или, как их называют, чаевых. 'Передовые водители такси гневно осуждали и осуждают тех, кто, соблазняясь подачкой, с лакейской угодливостью заглядывает в глаза пассажиру в ожидании медного пятака. Надо раз и навсегда сказать: чаевые оскорбляют достоинство советского человека. Нет, на водителе такси не лакейская ливрея, а рабочая одежда. И когда шофер находится на линии, он выполняет свой производственный, профессиональный долг. Он получает от государства заработную плату. Почему же он должен рассчитывать на какое-то дополнительное денежное вознаграждение за обычную порядочность и добросовестность? Мы живем в дни, когда труд является делом чести и совести каждого из нас. Миллионы скромных тружеников изо дня в день перевыполняют производственные задания, активно участвуют в совершенствовании производства, выполняют ряд общественных функций, помогают отстающим. Они работают так, как велит им долг и совесть рабочего, а не за «чаевые». Не к лицу они и водителям такси! Тем более, что честный труд их достаточно хорошо оплачивается. Как воспитывать честность? Я думаю, что одна из форм — это доверие к человеку. В нашем парке, например, установлен такой порядок: водитель, вернузшись с линии, сам оформляет свой путевой лист, передает его контролеру, а выручку опускает в сейф кассы. За многие месяцы у нас не было ни одного случая недостачи.— никто не запачкал свою рабочую честь. Такой порядок сдачи выручки имеет большое воспитательное значение, его с удовлетворением приняли все водители парка. Я уже не говорю об элементарной честности, когда водитель возвращает забытые в машине вещи, деньги, грузы. Подобных случаев у нас много. Хочется рассказать ио таком новоЛучшие водители Ровенского таксомоторного парка, ударники коммунистического труда бригадиры Д. Гашевский (вверху) и В. Гриб..V'BS^BMвведении. На видном месте в диспетчерской парка висит «Книга чести шофера». Вернувшись с линии, каждый водитель записывает в ней происшествия, виновником или участником которых стал. Честно, откровенно сообщает он коллективу обо всем, что с ним произошло. Не скрою, не легко нам было добиться этого. М ы старались разбудить рабочую совесть у людей. Добровольная запись в «Книге чести» не избавляет водителя от серьезного разговора с товарищами в комиссии общественного контроля, которую возглавляет коммунист Н. Салько, но каждый знает: утаишь от товарищей — будет еще хуже. Большая заинтересованность делами и жизнью своих товарищей, когда каждый болеет душой за общее дело, поистине творит чудеса. Каждый водитель такси получает отдельное задание, в зависимости от выполнения которого и оплачивается его труд. Раньше приходилось слышать такие разговоры: «Я ведь «везу» план, чего же еще надо?» Но когда наши бригады включились в соревнование за право называться коллективами коммунистического труда, основным стал принцип: один за всех, все за одного. Общие обязанности, взаимная помощь сплачивают людей, и не случайно наши водители дорожат своей работой в парке. Теперь администрация, как правило, не рассматривает случаи нарушения трудовой или транспортной дисциплины. Разбирают их сами члены бригады, и нарушителям достается по заслугам. Должности начальника колонны у нас вообще нет. Его обязанности выполняют сами бригадиры — шоферы Владимир Гриб и Дмитрий Гашевский. А справляться с этим нелегким делом им помогают товарищеская поддержка и уважение всей бригады. Эту статью я решил написать после одного собрания нашего коллектива, где обсуждались письма украинской колхозницы Н. Г. Заглады, ленинградского фрезеровщика И. Д . Леонова и московского шофера В. И. Никитина, которые повели разговор о достоинстве трудового человека. Мне хотелось рассказать о том хорошем, что входит в жизнь, быт тружеников нашего автопарка, и о том, что еще мешает развитию нового, передового. Н. ТКАЧЕНКО, секретарь парторганизации г. Ровно. таксомоторного парка.