28
29
ПРОДИКТОВАНО жизньюОБСУЖДАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПРАВИЛАХ ДВИЖЕНИЯ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ СОЮЗА ССР»предыдущих статьях* мы рассказали об обязанностях водителя и общих правилах движения транспортных средств и подошли, пожалуй, к самому важному разделу Правил — регулированию движения. Оно осуществляется, как известно, с помощью сигналов светофора или определенных жестов регулировщика, дорожно-сигнальных знаков, а также специальной разметки улиц и дорог. Все эти средства регулирования призваны помочь водителю разобраться в конкретно сложившейся и порой довольно сложной обстановке, дать ему необходимую информацию и указания о порядке дальнейшего движения и проезда перекрестков. Безупречное знание сигналов светофора и регулировщика, точное понимание смысла и действия дорожных сигнальных знаков и линий безопасностиэто тот необходимый фундамент, без которого не мыслится безаварийная и производительная работа шофера. Это хорошо понимает каждый водитель. Показательно, что авторы многих писем, полученных Госавтоинспекцией РСФСР и нашим журналом, уделили основное внимание именно этому разделу Правил. Новая редакция раздела отражает, на наш взгляд, все те поправки, которые внесла сама жизнь, повседневная практика эксплуатации автомототранспорта. Познакомимся с существом предполагаемых изменений. Сигналы светофора. Смысл и значение их остались в основном прежними. Принципиально новым является запрещение всем нерельсовым транспортным средствам правого и левого (в проезд одностороннего движения) поворотов на красный свет. Эта необходимая мера обеспечит безопасный переход улицы или дороги пешеходами, а сам сигнал светофора получит однозначный и единый для всех водителей смысл — абсолютного запрещения проезда. Единственное исключение из этого правила решено предоставить трамваю: он может поворачивать направо лишь на красный сигнал светофора. Светофор с дополнительными секциями «зеленая стрелка» разрешает движение в направлении, указываемом ими, независимо от основного сигнала светофора. Но это может происходить только тогда, когда дополнительная секция включена. Водители нерельсовых транспортных средств, двигающиеся по сигналу «Стрелка», обязаны уступать дорогу: при повороте направо — двигающимся слева в поперечном направлении (рис. 1), * См. журнал «За рулем» №№ 5 и 6. 1963 г.Впри повороте налево или разворотеповорачивающим направо со встречного направления (рис. 2), при движении в прямом направлении вдоль глухой стены трехстороннего перекрестка — выезжающим из бокового проезда (рис. 3). Водителям трамвая при включенной «стрелке» в сочетании с основным зеленым сигналом запрещается поворачивать направо, если горит «стрелка», разрешающая правый поворот нерельсовых транспортных средств, и двигаться прямо при включенной «стрелке» левого поворота. Если сигналы светофора разрешают движение через перекресток одновременно трамваю и нерельсовым транспортным средствам, то водители последних обязаны уступать дорогу трамваю. Зеленый сигнал светофора разрешает нерельсовым транспортным средствам. движение во всех направлениях, а трамваю — только прямо и налево. При этом хотелось бы обратить внимание читателей на новое дополнение к статье: при повороте налево (развороте) водитель должен уступить дорогу движущемуся со встречного направления прямо или направо. Это конкретный и вполне определенный ответ на те многочисленные вопросы, которые возникали у водителей при встречных разъездах транспортных средств на перекрестках. На площадях, многосторонних перекрестках и при пересечении бульваров водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора, встречающегося на пути его движения. Вот, пожалуй, и все о сигналах светофора и их значении для водителя. Сигналы регулировщике. Прежде всего каждый водитель должен запомнить, что если сигналы регулировщика разрешают движение через перекресток одновременно нерельсовым транспортным средствам и трамваю, то преимуществом всегда пользуется трамвай. Этим общим правилом водитель должен руководствоваться при поворотах с пересечением трамвайных путей, расположенных как слева, так и справа от него. Благодаря этому удалось исключить из ряда статей многочисленные оговорки, которые заставляли водителей запоминать различные правила проезда перекрестков в зависимости от расположения трамвайных путей. Каждый шофер помнит, сколько это доставляло неудобств. В новой редакции статей этих оговорок не будет. Среди уже знакомых водителям жестов регулировщика появится новый: поднятая вверх левая рука и вытянутая вперед правая (рис. 4). Он будет при-меняться на перекрестках, где трамвайное полотно смещено к одной стороне улицы или дороги. На этот жест трамваю разрешен левый поворот со стороны левого плеча регулировщика, а всем нерельсовым транспортным средствам движение запрещено. Напомним, что при необходимости регулировщик может применять и дополнительные жесты, понятные для водителей и пешеходов. Дорожные знаки. Переходя к дорожным сигнальным знакам, следует прежде всего сказать о том, что отныне их указания являются обязательными для водителей всех видов транспортных средств без исключений. Прежний ГОСТ, как известно, не распространял действие дорожных знаков на маршрутный электротранспорт. Предупреждающие знаки решено дополнить двумя новыми — «Светофор» и «Разводной мост» (рис. 5). Первый из них предполагается устанавливать перед перекрестками или участками дорог, на которых движение регулируется светофором; второй — перед разводными мостами или водными переправами. Новое графическое решение получил знак «Животные на дороге». Все эти знаки приняты повсеместно за рубежом и рекомендованы международной конвенцией по безопасности движения, к которой присоединился и Советский Союз. Среди запрещающих знаков также есть несколько «новичков». Один из них уже известен водителям и нашел применение в некоторых городах — это знак «Поворот для движения в обратном направлении запрещен». Кроме него, в эту группу включены еще два — «Движение тракторов запрещено» и «Движение двух видов транспорта запрещено» (рис. 6). Значение первых двух понятно и не требует дополнительных разъяснений. Смысл последнего — запрещение движения тех двух видов транспортных средств, которые изображены на знаке. В целом группа запрещающих знаков увеличилась лишь на один знак, так как прежние «Поворот налево запрещен» и «Поворот направо запрещен» получили «прописку» в другой группе: их роль будут играть теперь соответствующие предписывающие знаки. Однако это еще не все нововведения. Хотя запрещающие знаки остались в основном прежними, их значение и зоны действия существенно изменились. Мы не сомневаемся, что эти изменения с удовлетворением встретят все водители. Отныне знаки «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запре-28 Рис. 1 щен», «Ограничение скорости», «Подача звукового сигнала запрещена», «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена» будут , действовать на расстояние, указанное дополнительной табличкой, или до знака «Конец ограничений», а при их отсутствии: в город е — д о ближайшего перекрестка, а на автомобильных дорогах в населенных пунктах — до конца населенного пункта. Знак «Поворот для движения в обратном направлении запрещен» имеет местное значение и действует непосредственно на тот участок, перед которым он установлен. Вот и все, что нужно будет теперь знать водителю о зонах действия запрещающих знаков, так как все остальные зон действия в прежнем их понятии иметь не будут. В виде исключения к объектам, которые расположены за этими знаками, как и прежде, будет разрешен проезд автомобилей, мото-Р и с. 2 вать действительной конфигурации пересечения. Следующие два предписывающих знака — прежние: «Направление объезда препятствия» и «Круговое движение». Остальные четыре знака этой группы (рис. 8) разрешают движение лишь определенному виду транспортных средств — легковым или грузовым автомобилям, мотоциклам (мотороллерам или мопедам) или велосипедам. Все предписывающие знаки три установке перед перекрестком действуют на этот перекресток, а 'При установке на площади или перед ней — только «а то пересечение, перед которым знак установлен. Лишь один знак — «Движение только прямо» — может устанавливаться и за перекресггком. В этом случае зона его действия распространяется до ближайшего перекрестка или 'обозначенного места 'поворота. И, наконец, несколько слов об указательных знаках. Как сказано в Правилах движения, они содержат информацию или разъяснения, повышающие удобство пользования улицами и дорогами. Эта информация теперь станет полнее и шире. В группу указательных знаков включены новые два — «Пункт питания» и «Одностороннее движение».Ри с. 3AAAРис. 5Рис. б Первый из них, несомненно, будет полезен автотуристам, второй — всем водителям без исключения. Дополнительные средства к знакам остались прежними. Кроме указательных знаков, в Правила предполагается включить и основные путевые указатели. Среди них — указатели наименований населенных и географических пунктов, расстояний до них и направлений движения, а также указатели номеров дорожных маршрутов. Мы ничего не сказали о линиях безопасности. И не случайно: в их значениях и видах не предполагается какихлибо изменений.Р и с. 4 циклов, мотороллеров и мопедов в пределах одного квартала. Значение предписывающих знаков будет определяться теперь следующим образом: предписывающие знаки разрешают движение только в определенных направлениях или только транспортных средств определенного вида. Первый | из них получил название — «Разрешенное направление движения». Он может быть выполнен в пяти вариантах (рис. 7). Причем угол между стрелками на этих знаках может быть не только прямым, но и соответство-Рис. 7Ср d ^ £ р Щр29