32
33
Журнал «Свет мотору» систематически рассказывает о путешествиях И. Ганзелкн и М. Зикмунда. Помещаем очерк о шоферах Цейлона, написанный доктором Йозефом Корынтой, спутником знаменитых путешественников.стекло в деревянной раме страшно громыхало во время езды. Я попытался отвернуть винты, которые укрепляли его. Но нарезка на винтах оказалась сорванной. Тогда я отказался от надежды на спокойное путешествие и начал наблюдать из окна пейзаж. И вдруг — тф-ффу1 Я отпрянул от окна. Старик, сидящий передо мной, ж е ­ вал бетель и сплевывал в окошко. «Хорошенькое начало», — подумал яи быстро пересел к водителю. Отсюда и видно лучше, и ничто мне не угрожает. Наш автобус — старая громыхалка «Лайланд» — рычаги у него, как у танка, спидометр не работает. Так мы и ехали все 76 километров до Коломбо на одной скорости — 30 миль в час, несмотря на остановки. Как это ни странно, в Коломбо мы прибыли точно по расписанию. • В посольстве Коломбо меня ожидал целый пакет почты. Кроме того, я зашел в магазин и купил большой четырехцветный зонтик, а потом вернулся к автобусной остановке. Там уже стояла большая очередь. На этот раз это был автобус-экспресс. Верх — из алюминия. Здесь кондуктор не выписывает билеты от руки, но вместо обычной сумки у него небольшая печатная машинка, металлическая коробочка с черными колесиками и цифрами. Он устанавливает сумму, поворачивает рычажок — и пожалуйста, вот вам билет «от» и «до», и стоимость. Д о отъезда оставалось еще полчаса. В автобусе — невыносимая жара. Кругом кричат продавцы. Они предлагают конфеты, булавки, нейлоновые гребешки, авторучки и лотерейные билеты. Приехал один с лимонадом собственного производства. Меня мучила жажда, но она прошла, как только я увидел технику приготовления этого напитка. В бутыль через газетный кулек продавец сыпал какой-то порошок. Потом черпал воду жестянкой из большой алюминиевой кастрюли. А чтобы вода не плескалась, помогал себе ладонью. Наконец, все сиденья заняты. И даже те, которые предназначаются только для монахов. Туда уселась пожилая женщина. Много народу стоит в проходе. Вот мы и двинулись в путь. Шофер — молодой, с модным зачесом, на каждой руке по два тяжелых золотых перстня. Возле его сиденья стоит большой ящик. В нем звякают бутылки. Это, наверняка, аррак. Он везет его в те деревни, где «сухой закон». В этих деревнях 60 процентов жителей проголосовали за запрещение продажи алкогольных напитков. И теперь основными поставщиками алкоголя являются шоферы автобусов. Ветер начал продувать через открытые окна, и в автобусе стало вполне прохладно. Здесь окна не громыхают. Я наблюдаю за человеческим муравейником на узких улочках Петти. Парень, сидящий передо мной, наклонился через проход и что-то сказал жен-JfA ЦЕЙЛОНЕПоездка в автобусе1958 году автобусный транспорт на Цейлоне стал государственным.* Транспортная контора называется «Цейлон Транспорт Боард». Инициалы ЦТБ стоят на каждом автобусе. На автобусных остановках, особенно в Коломбо, царит порядок. Все дисциплинированно стоят и ждут, пока Подойдет их очередь, Грузовиков мы видели мало. Это большей частью легкие машины с большими кузовами, приспособленными для перевозки чая. Остальные средства транспорта не моторизованы. Некоторые из них уже отмирают. Это — рикша — традиционный транспорт Востока, пережиток феодализма, а также волы. Почти ежедневно мы встречали на дорогах необыкновенную машину — окрашенная в желтый цвет бочка-цистерна на 450—700 литров. Надпись свидетельствует о том, что она везет керосин. В деревнях и на хуторах, где еще нет электричества, это единственное средство освещения.В...Опять идет дождь. Из киносъемок, очевидно, ничего не получится. Мы расположились в деревне, километрах в 80 к востоку от Коломбо, для того, чтобы снимать слонов во время работы. —- Надо бы подъехать в Коломбо за корреспонденцией, — сказал после обеда Иржи Ганзелка. — Давайте я, — предлагаю я. — У меня идея — поеду автобусом. Он ходит каждую минуту. Решено. Когда утром я бежал к автобусу, Мирослав Зикмунд крикнул вслед: — Купи там зонтик! Муссонные ливни продолжались, и дождь заливал наш киноаппарат. А нам хотелось продолжать съемки даже во время дождя. Это самые лучшие кадры, на каждом листике солнце отражается в каплях воды. Капюшоны не помогают. С них течет вода прямо за шиворот. Автобус остановился по моему знаку. Не на остановке. Ее вообще нет в деревне. А деревня растянулась на два километра. В этом я успел убедиться вчера, когда напрасно искал остановку. Автобус останавливается где угодно. Кондуктор от руки выписал мне билет до самого Коломбо. Я уселся к окну. НоРедакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЯ (главный редактор), А. А. АБРОСИМОВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, М . Л. ЛЬВОВ, Д. В. ЛЯЛИН, В. И. НИКИТИН, И. В. НОВОСЕЛОВ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, Ю. М. ШРАМКО. Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Корректор Е. Я. Обухова.Адрес редакции: Москва, Н-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91, Сдано в набор 28.06.63 г. Г91005. Бум. 60 X 90'/«. 2.25 бум. л. - 4 печ. л. Тираж 375.000 экз. Подп. к печ. 16.07.63 г. Цена 30 коп. Зак. 897.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. щ ине , с идящейнапротив . Она развязала узелок , достала из бумаги лист бетеля, тертый орех аррака и щепотку - белой извести. О ниразделили все это междусобой . П ожилаяженщина , к оторая сидит замной , дает бетель своейдочке , д е ­ в очке лет тринадцати . М ужчина , с идев ­ ш ийвозлеменя , встал ипринялсярыть ­ ся вкарманах . Н епонимаю , п очемуэтозаняло так многовремени . В егосеромпиджаке всего два кармана. Наконец, Ч1з одного из них он все-таки досталбе ­ тель. И преждечеммы выехали спо ­ с леднейулицыКоломбо , весь автобус жевал бетель. Я испугался , что жебудетдальше , ведь не все сидятуокон . Н оничего не случилось. М онотонныйшуммашиныскоросмориллюдей , и все жу ­ ю щие бетедь задремали . О нипросну ­ лись лишь в Ависсавелле. Здесь автоб ус стоит десять минут . Всех разбудилкрикторговцев , в орвавшихся внутрь. И снова — те жегребешки , лимонад илотерейныебилеты . С бор от лотереи поступит вфонд борьбы против рака. Л имонад , на сей разв запечатанных бу ­ т ылках , к онфетыинепременный бетель. Его продает франтоватый парень — б рюки полосатые, к аждый носок друго ­ г о цвета, в округлодыжек бубенчики, пестрая рубахаиостроверхаяшапочка . Ф унтикисбетелем , составленные ввы ­ с окуюпирамиду , о н несет влевойруке . И привлекает к себе внимание выкри ­ ками и звоном бубенчиков. С онныепассажиры выглянули изоко ­ ш ек , д ружносплюнулии начали спра ­ шивать, к огдаже автобус снова тронет ­ ся в путь иветерпринесетдолгождан ­ н ую прохладу. За Ависсавеллоймысвернулис главн оймагистрали . А втобус останавливался по требованию пассажиров. Достаточно дернуть за шнурок, как звонок у водителя зазвонит , и автобус остановится. Хоть черезкаждые сто метров . Я тоже дернул за шнурок, звонок звякнул, и автобус выпустил меняустоянки наших «Татр-805».Тансисты КоломбоЯ стоюна Галле Роад иждуМиросла ­ ва. О нпошелвмастерскую чинить фо ­ тоаппарат. В другпередомной останавливается черный « М оррис - М инор » . — Такси? — с прашиваетшофер . — Нет. Таксист уезжает . Ч ерезминутуоколоменя останавливается зеленый « Д офин » . — Такси? Я отрицательно качаю головой. Ш о ­ ф ер распахивает дверцы , ч тобыямог влезть. — Нет, м нененужнотакси . Ш оферудивленноглядит на меня . И только тут явспоминаю : о трицательное покачивание головой здесь означает утверждение. Ш оферзахлопнулдверцуи уехал. На противоположнойстороне улицы остановился « Ф ольксваген » . Ш оферма ­ н ате боевое оружие . . . . 1 Праздник, смотр, экзамен . . 2 А . С ергеев . Опираясь на актив4 Г. З ингер . В шахтерском городе . . . . . . . . S Г. Р озенштейн . Д о всего есть дело 6 А. Б абыше в. Герой труда . . 7 Новости советсной техники . . 8 X. Миропольский. «Ковровец175В» 9 Р. Д анелян . Б ольшой разбег . 10 A. А габабов . М ы за все в ответе . 1 1 B. М ихайлов . Я стоюна перекрестке 12шет мнерукой . Н е стану жея кричать емучерезвсюулицу , что мне вовсе не нужнотакси . Все равновэтомшумеон не услышит. П оворачиваюськули ­ ц еспинойипринимаюсь рассматривать выточенных из черного дерева слоников. Такси здесьможно распознать спер ­ вого взгляда. Это маленькие «Фольксваген», « М оррис - М инор » , « Д офин » . Н оме ­ ра у них красные . У свободноготаксистрелка на таксометреподнята вверх. С трелкувидноиздалека , а ночью она светится. На переднихдверцах , в озле шофера, — обведенный кругом номер. Н омер указывает количество людей, к о ­ торое вмещает машина. Большинство таксипредназначенодля четырех чело ­ век, и взависимостиотэтого установл ен тариф. М аленькие такси попервомутарифу , т о есть днем , стоят 60 центов замилю . П овторому тарифу, то есть ночью , — 90 центов замилю . Большие такси почти вдвоедороже . З десьутакси нет стоянок . Такси все времяездят по улицам и, г детольковозможно , п одбираютпассажиров . За деньмашинанаезжаетоколо 450 кило ­ м етров . А сколькоиз них оплачено? Л ишьизредкая видел стоящие на стоянках черные « Д офины » с белойнад ­ п исью « К уикша » (слово, в ероятно , с о ­ ставлено из английского « к уик » — «быстр о » и окончания от « р икша » ) . Э то для пассажиров , к оторые хотят ехать от сам ого своего дома. Достаточно позвонить потелефону на Центральнуюстанцию , к оторая находится вцентрегорода , возле Цейлонского банка, и через нес колькоминуттаксибудету ваших две ­ р ей . Ш оферытаксисоединеныс Центр альной станцией порадио . П одрулем находится телефоннаятрубка , и во вре ­ м яездышоферможет получить распо ­ р яжениеиадрес . О бщество таксистов раньшеобъединяло 300 шоферов . С ей ­ час их всего 100, п отомучтовКоломбомало таких, у которых есть деньги , ч то ­ б ы пользоваться легковыми автомашинами. П еред «Галле Фейс » — о телем — стоят лишь большиетакси ; Их шо ­ феры — народ солидн ый . О ни не рассчитываю т на незнаниеновичкови не возят их погороду вдоль ипоперек лишь бы наездить побольше километров. Они не включают днем ночного счетчика и не делают вид, б удтозабыливклю ­ чить таксометр, чтобы потом потребовать вдвое большую сумму. Они уважают свою стоянку перед отелем. Уважают и пассажиров, ибо сверх таксы здесь получают УRО бензоколонки. п тпи ЭТОМ ипм « в » Н ОМере .У Шк£>#'14МтЯЖi ДЮН!' i v * : e к » о. i PVIа » «i* с is л* м * о счб ольшие чаевые. В этом отеле живут большей частью туристы и дипломаты. О деждау таксистов простая , к акиу большинства людей на Цейлоне . На но ­ гах — н ичего . Ведут машинубосиком . Т ормоз , с цепление , газ — б удтопишут на пишущеймашинке . У них, к акиу всех на Цейлоне , б ольшой палец ноги отлично развит. Сильный, прямой, не скрюченный , к акумногих из нас. О ниходятбольшей частью босиком или в сандалиях. И не деформируют себе ног модной остроносой обувью. Н о управлять машиной босиком — п реимущество не однихлишьшоферов . Я ехал сврачом , к оторыйцелыйдень ходил вботинках , но когда сел за руль , моментально разулся. — Босиком я лучше чувствую машину. И действительно: ездил он великолепно. С амаябольшаяспешкау таксистов вполовинедесятого вечера, а затемпе ­ р едполуночью . В это времякончаютсясеансыв кинотеатрах. Таксисты быстро , о дин за другим , п одъезжаютк входу. Быстро отвозят пассажираи мчатся кдругомукинотеатру , ч тобы успеть кконцуеще хотя быодного фильма. Н е ­ к оторыерассчитываютсвоевремя так, что успевают объехать итрикинотеат ­ р а ; н ужномногопоработать , ч тобы хват илоденег на завтра на бензин . Часто водителюприходитсябояться , что гденибудь на темной улице он получит пару затрещин, да еще будет вынужд ен отдать жуликудневнуювыручку . Да, жизнь коломбских так-то легка . таксистов не- К онев . Один вместо трех 21 Не узко ли кольцо? . 22 Яров Ралли идет постране . . . . 23 Б. Ш ульма н. Это должно стать К. Ш естопалов . Первые в Турправилом 13 ну, вторые в Хельсинки 25 А . Ч ипчи н. С топ , к расный свет! 13 В. Г орбунов . Школьный автоКлуб «Автолюбитель» . . 14 мотоклуб 26 Н. П оляков . Эволюция задней Ю. Е мельянов . У спех на Висле 27 подвески 17 М. М ашинекий . , Три рекорда 27 М. Г инцбур г. Поговорим о пусПродиктовано жизнью . . . . 28 ке . . . . . . . . . 18 Возвращаясь к напечатанному 29 Почтовыйящик «За рулем» . . 1 9 Книжная полка 29 М. Т илевич . Есть такая трасса! 20 У нас вгостях «Свет мотору» . 30 На первойстраницеобложки : первая вмиреженщина - к осмонавт Валентина Терешкова овладевает и автоделом. Пожелаем ей с этом всяческих успехов.рБФото С. Баранова