школьныйКакой мальчишка не тянется к технике! Вероятно потому-то так быстро и привязались к заведующему учебно-производственными мастерскими ребята из 26-й средней школы города Ижевска. Дело в том, что у Виктора Викторовича Гребенщикова был мотоцикл. Мальчишки с нескрываемым любопытством и восхищением наблюдали, как их новый преподаватель умело управляет своей машиной. — Вот нам бы научиться! —: мечтали ребята. И Гребенщиков пошел им навстречу. Страстный любитель мотоциклетного и автомобильного спорта, Виктор Викторович еще в довоенные годы участвовал в соревнованиях, занимал призовые места на первенстве Удмуртии и во всесоюзных гонках. Долгое время Гребенщиков работал на мотоциклетном заводе, испытывал двигатели. Осенью 1955 года ему предложили возглавить в одной из школ города учебно-производственные мастерские. Гребенщиков стал преподавать машиноведение. Директор школы Ольга Васильевна Кайкова поддержала нового преподавателя, когда он предложил организовать кружок юных мотоциклистов. — Доброе дело вы задумали, Виктор Викторович, -— сказала она, — знание техники пригодится ребятам в жизни. ...В школе мотоцикла не было, и Виктор Викторович решил отдать ребятам свой. Вторую машину, старенький ИЖ-49, подарили'шефы с машиностроительного завода. На первых порах кружок насчитывал около двух десятков юных энтузиастов. Ребята под руководством своего наставника старательно изучали материальную часть. Затем перешли к практическим занятиям. Интерес к технике особенно возрос тогда, когда Виктор Викторович предложил ребятам собрать из списанных' частей собственный «газик». С той поры, когда в школе возник мотокружок, минуло семь лет. ВозмужаАВТОм отоК ЛУБли, окончили школу первые питомцы Гребенщикова. На' смену им пришли новые. Теперь в школе уже не кружок, а настоящий клуб, объединяющий ребят из шести школ заречной части Ижевска. Он так и называется: школьный автомотоклуб. Городской комитет ДОСААФ утвердил для него специальное положение. В этом клубе все основано на общественных началах. «Руководящие должности» занимают сами ребята — по два активиста от каждой школы. Совет — всему голова. Он рассматривает заявления ребят о приеме в клуб. Первые требования к поступающим — хорошая успеваемость и дисциплина. Лентяям путь в клуб закрыт. Совет организует соревнования, следит за ремонтом машин. Председателем клуба избран восьмиклассник Толя Князев, третий из «династии» Князевых, прошедших у Гребенщикова школу любителя мотора. Прежде в мотокружке занимались Владимир и Юрий Князевы. В настоящее время один из них служит в армии, а другой работает на машиностроительном заводе. В клубе действуют три секции — конструкторская, спортивная и туристская. О содержании работы секций говорят ихназвания. Юные конструкторы мастерят действующие модели микролитражных автомобилей, макеты тракторов и мотоциклов. Спортсмены тренируются под руководством Саши Тюлькина, усиленно готовятся к ответственным стартам. У туристов главное — путешествия. Ребята недавно совершили пробег по маршруту Ижевск — Казань — Ижевск. Юные мотоциклисты преодолели около тысячи километров. Расширился и парк мотоклуба. Завком профсоюза машиностроителей выделил школьникам несколько списанных мотоциклов, а городское автохозяйство легковых такси — старую «Победу». Ребята их отремонтировали ис успехом используют на занятиях. Юные автомотолюбители своими силами соорудили гараж, рассчитанный на два автомобиля и десяток мотоциклов. Имеется возле школы и собственный автомотодром. Здесь и проводятся внутриклубные гонки. Я поинтересовался у Гребенщикова: — Кто занимается в вашем клубе? —! Каждый, кто интересуется техникой, кто хочет научиться водить мотоцикл и автомобиль, — ответил Виктор Викторович. — Не мешает ли увлечение автомотоспортом ребятам учиться? — Наоборот. Приведу такой пример. Флегонтов нередко пропускал уроки. Мы временно отчислили его из клуба. И что же? Парень подтянулся, стал прилежнее. Сейчас у нас занимается около восьмидесяти ребят. Увлеклись мотоспортом и некоторые девочки. Надя Максимова, например, не раз выигрывала на соревнованиях у ребят. Ребята гордятся своим клубом. Еще бы: ведь около ста школьников получили водительские права, многие стали разрядниками, а Виктор Щелчков выполнил даже норму первого разряда. Хорошее дело начато Гребенщиковым. Большой благодарности заслуживает человек, который помогает детям познавать секреты мотора, приобщает к техническому творчеству. В. ГОРБУНОВ. г. Ижевск.СОВЕТУЯСЬ С ЧИТАТЕЛЯМИЕРЕВАНитательская конференция «За рулем» прошла в столице Армении после трехдневных автомобильных соревнований спортсменов Закавказских республик. Участников конференции — спортсменов, тренеров, судей, — естественно. больше всего интересовали спортивные страницы журнала. Старейший автоспортсмен, тренер-общественник М. Сааков (Баку) отметил, что «За рулем» стал неизменным помощником спортсменов. В то же время спортсмен выразил пожелание, чтобы в журнале больше публиковалось материалов о ралли. Нужны советы по штурманским расчетам, оборудованию машин и т. п. К этому мнению присоединился и перворазрядник Т. Тигранян. Ленинаканский спортсмен Л. Даштоян высказал пожелание, чтобы редакция печатала больше критических материалов, одергивала тех, кто препятствует развитию автомобильного спорта. Спортсмены М. Мерикяв (Тбилиси) и Н. Ншанян (Ереван) в своих выступлеЧниях просили помещать в журнале описания конструкций новых спортивных и гоночных автомобилей, чаще предоставлять страницы конструкторам спортивной техники, печатать материалы об устройстве зарубежных гоночных автомобилей, расширять информацию об автомобильных соревнованиях. Тренер-общественник А. Погосян (Ереван) и спортсмен Э. Алиев (Баку) просили больше анализировать местные соревнования, раскрывать типичные ошибки в их организации и судействе. Грузинский гонщик А. Захаров советовал организовать в журнале обмен опытом ведущих автоспортсменов. «В республиках, — говорил он, — строят гоночные автомобили, карты. Нужно обобщить передовой опыт создателей новых машин, предоставить им трибуну». Председатель республиканского комитета ДОСААФ А. Казарян говорил о большой роли статей, очерков и других материалов на воспитательные темы. Кроме того, он рекомендовал больше внимания уделять тем видай спорта, которые доступны широкому кругу водителей и мотоциклистов.МОСКВАВЦентральном парке культуры и отдыха имени А. М. Горького состоялся устный выпуск журнала <?3а рулем». Москвичи были ознакомлены с наиболее важными и интересными материалами, опубликованными в 1963 году, с планами редакции на будущее. Член редакционной коллегии, ведущий конструктор Московского завода малолитражных автомобилей И. В. Новоселов сообщил о новых моделях малолитражных автомобилей, над которым трудится сейчас коллектив конструкторов. Начальник Госавтоинспекцин РСФСР А. М. Кормилицын рассказал о проекте новых Правил движения по улицам и дорогам СССР. Автолюбителям была показана «Волга». подготовленная к дальнему путешествию старым автотуристом Б. Я. Гартенбергом. Члены редакционной коллегии ответили на многочисленные вопросы. На устном выпуске журнала присутствовало свыше 700 москвичей.26