прошлое. Вспомним хотя бы первые ралли «Эа мир и дружбу». Мы победили в командном зачете. Но сколько неприятностей доставили нам горные участки! Ценой огромных усилий приходилось отыгрывать на равнинных дорогах то, что было потеряно в торах. Примерно такая же картина повторилась ив следующем году. «Горная болезнь» стоила нашим раллистам тогда первого места. А минувшее ралли «Акрополь» в Греции? Оно представляло собой настоящую горную гонку. Значит, если думать об успешных выступлениях в крупных соревнованиях международного масштаба, где такие участки составляют основную часть программы ралли, то надо накапливать опыт выступлений на высокогорных трассах. Участие в соревнованиях на армянской трассе, куда более сложной, чем ужгородская и нальчикская, поможет обрести необходимый опыт для выступлений в ответственных встречах. Приходится лишь сожалеть, что до сих пор дороги Армении не были освоены автоспортсменами, и в первую очередь членами сборной страны. Не исключено, если бы они раньше получили здесь боевую тренировку, то достижения их за рубежом были более убедительными. Ведь горные трассы позволяют в большей мере, чем где бы то ни было, выявить подлинное мастерство в управлении автомобилем, а не только штурманскую подготовку.с оКа. о&о соо. он а. оак оке неправы те, кто полагает, будто авторалли — это состязание только в умелом, расчетливом вождении машин. Ни виртуозная техника управления, ни штурманская подготовка сами по себе не обеспечат успех в автомобильном многоборье. Чтобы несколько суток днем и ночью вести машину, соблюдая суровые условия ралли, нужно обладать целой суммой спортивных качеств — волевой закалкой, физической силой и, уж конечно, мужеством и храбростью. Убедиться в этом было нетрудно, проехав хотя бы часть пути по дорогам трех республик, где шли машины участников ралли «Закавказье». Соревнование под таким названием еще не значится ни в одном спортивном календаре и судейском протоколе. И все же мы 'позволили себе именовать прошедшее первенство Армении с участием автомобилистов Грузии и Азербайджана именно так, как называли его в 'обиходе спортсмены. Ралли «Закавказье» вошло в спортивную жизнь трех братских республик и, хочется верить, останется там надолго. Мы рады рождению своих спортивных традиций на местах, появлению новых автомобильных двухдневок и трехднввок. Но значение ралли «Закавказье», на наш взгляд, выходит за пределы трех республик. Мне вспоминается, что оказал абсолютный победитель этих соревнований Гурген Арутюнян, закончив трудную дистанцию автомобильного марофона: «Такого ралли еще не было!» К его словам стоит прислушаться. Арутюнян не новичок. Пятикратный чемпион Армении, он прошел через горнило всех наших крупнейших авторалли и знает, «почем фунт лиха» на трассах карпатских, дагестанских, прибалтийских. — Позвольте, — скажет знаток автоспорта, —! а пять первенств страны, а три ралли «За мир и дружбу», а ралли«Прибалтика» и многие другие соревнования, названий которых сразу не упомянешь? Чем они хуже? Никто не собирается умалять ни трудностей, ни значения этих больших многодневок. И все же ми одна из них не проходила по столь трудной горной трассе, как закавказская. Семь перевалов по 2500—2700 метров, бурные речки, испортившие после обильных дождей и без того сложные дороги, бесконечный серпантин, головокружительные спуски вслед за трудными подъемами, наконец, завалы и туман — вот с >чем пришлось столкнуться участникам ралли в горах Армении. А если прибавить еще и явно завышенные скорости (о чем речь пойдет ниже), то станет ясно: Гурген Арутюнян ничего не преувеличил, Нужно было мобилизовть весь запас сил, ловкости, умения, чтобы не сделать ошибки на труднопроходимой, петлеобразной дороге, преодолеть с хода бурлящий торный поток, пройти скоростной участок на высоте, где в июне лежит снег. Коварная дорога между каменными громадами на каждом шагу воздвигала одну трудность за другой. Закономерен вопрос: а нужны ли вообще такие горные соревнования, которые 'Заставляют «выкладываться» чуть ли не до предела? Прежде чем ответить на него, сделаем маленький экскурс вНужно отдать должное инициаторам и организаторам встречи раллистов трех республик: их не испугали масштабы и сложность соревнования. И днем и ночью можно было видеть на трассе председателя республиканского комитета ДОСААФ А. Казаряна и его заместителя Р. Акопова, начальника ГАИ республики 'члена президиума ФАМС Армении Л. Акопова, председателей районных комитетов ДОСААФ. С помощью многочисленного актива они смогли превратить соревнование в яркий праздник автоспорта. Десятки тысяч жителей выходили на дороги, улицы, площади городов и сел приветствовать спортсменов. В Кировокане, Горнее и других городах участников встречали цветами, теплыми улыбками, душистым армянским лааашом с сыром. Три дня и три ночи на всей трассе неустанно дежурили активисты ДОСААФ, работники госавтоинспекции. И, может быть, самой лучшей оценкой организации этого сложного ралли может служить то, 'что за время его не было ни одного дорожного происшествия, ни одной аварии. Труды энтузиастов принесли замечательные 'плоды. Соревнования дали новый толчок развитию автоспорта в республиках, зажгли любовь к нему у юных и взрослых, открыли 'новую страницу а истории наших ралли.Грузинские спортсмены П. Пейкришвили и И. Полторацкий (экипаж № 21) успешно выступали в ралли «Закавказье». На снимке : экипаж № 21 проходит участок трассы Севан—Ереван. Фото автора20