ТРУД**ЧЕСТЬНБРЯЗРЫВНЫо извилистой горнойдороге петлял ГАЗ - 5 1 . Я ркий свет фарвы ­ хватывал из кромешной тьмы осеннейночи то придорожныйкамень , то мокрый ствол бука , т опокрытый дождевыми каплями кустарник. Наконец, где-то далеко внизу замелькали огонькигорода . Водитель взглянул на часы иулыбнулся : г руз на строительство шахты будет доставлен всрок . У же развиднелось, когда он вышел из гаражавТкварчели . Несмотря на ранний час, навстречу попадалось многопрохожих . Ч ащевсего это былитквар чельские шахтеры, и каждый уважительно произносил : — Д оброе утро, дядя Костя! Д а , з десь все хорошо знали дядю Костю — Константина Игнатьевича Харебаву. Что-то орлиное есть во внешности Константина Харебавы. Чуть покатые крепкие плечи. Нос с едва заметной горбинкой . У прямыескладкив углах тонких волевых губ . Н о главное — глаза. К акиеудивительныеунего глаза! О нисмотрят на вас сприщуринкой , и в них столькомолодогоогня , ч то дата рождения в трудовой книжке Константина Игнатьевича кажется явной опис ­ к ой . Н еужелиему 67 лет?! О н отвечает не торопясь , с заметным грузинским акцентом: — А что вэтомособенного ? Ведь ягорец . У нас немалои столетних стар иков , и я ведь по сравнениюсними юнец. Константин Игнатьевич смеется , и на его лице появляется множествоморщи ­ нок. Детство июность — золотая пора чел овеческойжизни . Но унегоони оставили немногорадостныхвоспоминаний . Т рудно было вцарскоевремя получить образованиеихорошую специальность. С емья была большая , и у отца Костиникогда не было за душойлишнейкопейки . К огда Косте исполнилось ше ­ стнадцать лет, отец сказал : — Ты ужевзрослый , Котэ. П ора за работу. П оезжайв Баку, м ожет , т амте ­ б еулыбнется счастье. И юноша отправился из родного Цхакая внезнакомый большой город за счастьем. В карманеунегобылодва ­ дцать рублей , занятых усоседей . НеПочень-то крупнаясумма . Н оемубыло шестнадцать, и онсмелопошелнавстре ­ чу жизни . С утра до вечера бегалюношапого ­ роду в поисках работы. И когда вко ­ ш елькеуже осталось несколькокопеек , ему бросилось в глаза объявлениеотом , что французскоеакционерноеоб ­ щество «Европейский гараж» производит набор в школу шоферов. К остяпошел учиться. За это надо платить, и онвсвободное ' от занятий вре ­ м я прирабатывал, где придется, лишь быкое - к ак свести концысконцами . Спустя годон получил водительские права и стал профессиональнымшофе ­ ром. По двенадцать часов всуткиприхо ­ д илось гнуть спину за « б аранкой » л ибо лежать на спинеподмашиной , с инструментами в руках. Видавший виды «Берлиоз-94» б ольше находился вре ­ м онте , ч емтрясся на неровныхбакин ­ ских дорогах. — С мешно вспомнить, к акиемашиныбылив те времена , — г оворитКон ­ стантин Игнатьевич . М ногогоря хлебнул молодой шофервпервыегодыработы . Стоило ему на минуту оставить машинубезприсмот ­ ра, к ак чьи-то невидимыерукиразби ­ вали стекла кабины или вбивали гвоздивпокрышки : это извозчики старались избавиться от ненавистных конкурентов . Ю ношаприходилв отчаяние и не раз готов был расстаться с « Б ерлиозом » и специальностью , столь трудно доставшейся ему . Грянула революция , и жизньлюдей потекла совершенно по другому руслу. П ослегражданскойвойны страна начала восстанавливать разрушенное хозяйство. С каждым годом нарастали темпы социалистического строительства. И зкраявкрайсоветскаяземляпо ­ крывалась лесами новостроек . Константин впервые почувствовал се ­ бя по-настоящему счастливым, в идя , что станки , лес, ц емент , к ирпич , к ото ­ р ые он без устали возит, .дают жизньновымфабрикамизаводам , шахтам и электростанциям Аджарии и Абхазии. К огдаиюньскимутром 1941 годамир ­ ный гул заводов был заглушёнзлове ­ щ им грохотом войны, у же немолодой в то времяшофер становится воиномодной из танковых частей Советской Армии... Я слушаю неторопливый рассказ Кон ­ стантина Игнатьевича идумаюотом , с колько чудесных стариков есть в наш ейСоветской стране исколькохоро -ш его сделали онидля нас, для молодо ­ го поколения. О ни — наши отцы — не щадили себя во имя будущего . Они итеперьтрудятся на переднемкраесе ­ м илетки , з овут за собоймолодых . Константин Игнатьевич болееполуве ­ ка водит автомашины. А? ...Многие ровесникиХаребавыдавно " у шли на отдых. О ниполучаютпенсиюикоротаютвремяв садах ив парках, в читальных залах и клубах, играют вшашки или сазартом забивают « к озла » . Что ж , л юдямположено отдыхать на старости лет. О низаслужили это своим многолетним, честным трудом. Н о такая беззаботная , тихая жизнь не подуше Константину Игнатьевичу. Стар ыйрабочий не мыслитсебежизньбез труда. — П енсионнуюкнижкуя всегда ус ­ пею получить, — шутливо замечает он . — А пока что менявполнеустраи ­ вает моятрудоваякнижка . . . Д а , у Константина Игнатьевича есть все основания дорожить и гордиться ею . Ведь за полвекаонпреодолел на грузовых автомашинах поистинекосми ­ ческое расстояние — более двух миллионов километров. Самоотверженный трудстарого водителя отмеченмногимил благодарностями и другими поощрениям и , в том числе ГрамотойПрезидиумаВерховного Совета АбхазскойАССРи почетным значком «Водитель-отличник».., М ы сидим у небольшого домика, в которомживет старый водитель. Д оно ­ сится приглушенный рокот близкого моря ишум еще более близкого лесаз наменитогоПицундского леса, с охра ­ н ившегосястретичногопериодадо наших дней во всей своейпервозданной красоте. Лес разбужен гудением мощ ­ ных ЗИЛовиГАЗов , с крежетомэкс ­ каваторов и бульдозеров. Пройдет нем ного времени, и здесь возникнет но ­ вый замечательный курорт, а на том месте, г демы сидели с Константином Игнатьевичем , вырастет светлый четыр ­ надцатиэтажный дом — о дно из солнеч ­ ных ивоздушных зданий строящейся Пицунды. — П риезжайтечерезпару лет, з десьтакое будет — голова закружится ! — г оворит Харебава. И язнаю : б удет ! Будет потому , что у советских людейслово не расходится сделом . Радостно, что в рядах строите ­ лей продолжает трудиться ветеран — Константин Игнатьевич Харебава. Г. ЕЛЕНСКИЙ.8