12
13
0fРЕГУЛИРОВКИАВТОМОБИЛЯ «ЗАПОРОЖЕЦ»*Регулируйте свободный ход педали изменением длины троса с помощью регулировочного наконечника 1, гаек 2и3 (рис. 3). После этого гайку 2 законтрите гайкой 3. Положение пяты сцепления относительно маховика регулируется заводом. Размер между ними должен составлять 39,5 мм, а биение пяты — не более 0,8 мм (размер дан не для регулирования, а для контроля в случае разборки сцепления). Подшипник выключения сцепления в процессе эксплуатации смазки не требует — она закладывается на заводе во время сборки. Своевременная и правильная регулировка — необходимое условие предотвращения неисправностей механизма управления коробкой передач. Они могут быть вызваны ослаблением затяжки стопорного болта ползуна и вала управления, гаек болтов соединительной планки, износом ее отверстий или распорных втулок планки. Что же касается «пропеллерности» соединительной планки, то она обычно происходит, когда к рычагу переключения передач прикладывают слишком большое усилие, особенно зимой, при застывшем масле в коробке передач. Неприятными последствиями чревато ослабление креплений корпуса механизма переключения к кузову. Оно вызывает смещение, что влечет за собой неполное включение передачи и возможное самовыключение при движении. Если потребуется регулировать корпус механизма, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Он должен стоять перпендикулярно к плоскости туннеля кузова (под углом 90 градусов). Такое положение достигается перемещением корпуса механизма по продольным пазам. Для этого необходимо предварительно отсоединить пылезащитный кожух и отпустить болты крепления корпуса. Правильно отрегулированный механизм должен легко и полно включать все передачи. По мере износа фрикционных накладок ножного тормоза увеличиваются зазоры между ними и тормозными барабанами. Для восстановления зазоров следует отрегулировать каждый тормоз двумя эксцентриками, шестигранные головки которых выведены снаружи его щита. При этом важно совместить вращение колеса и поворот эксцентрика (рис. 4). Регулируя верхнюю колодку (а) переднего и переднюю Рис. 3. Регулировка свободного хода педали сцепления. колодку (а) заднего колеса, вращайте его в направлении, соответствующем переднему ходу автомобиля. Иное дело — регулировка нижней колодки (б) переднего и задней колодки (б) заднего колеса. В-г»том»-случ'ав вращайте его Рис. 4. Направление вращения колес автомобиля при регулировке тормозов. разжимных рычагов и установите регулировочные наконечники его оболочек в первоначальное положение. Затем, вынув рычаг, переставьте ролик в следующее отверстие. Регулируйте положение рычага тор-ЗАДНЕЕ КПЛЕСОв направлении, соответствующем заднему ходу. Регулировка ручного тормоза необходима при износе его накладок, вытяги вании и ослаблении троса. Предвари тельно отрегулируйте зазор между на кладками и барабанами ножного при водаПЕРЕДНЕЕ KQAECDНАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕСАмоза после перестановки ролика перемещением кронштейна 3 или вращением наконечника 9. Периодически проверяйте и при необходимости регулируйте схождение передних колес. Имейте в виду, что правильная регулировка невозможна, если люфт в шарнирах чрезмерно ве-4D9 аР ис . 5. Ручной тормоз: 1 — кнопка рычага; 2 — рычаг тормоза; 3 — кронштейн; 4 — ось ролика; 5 —- оттяжная пружина; 6 — трос; 7, 8 — регулировочные гайки; 9 — наконечник оболочки троса; 10 — ролик. Если регулировка тормоза перемещением кронштейна 3 рычага (рис. 5) и вращением наконечника 9 оболочки троса использована полностью, можете дополнительно натянуть последний, переставив уравнительный ролик 10 на второе отверстие в рычаге. Для этого выверните четыре болта крепления кронштейна к туннелю кузова, отсоедините наконечники троса от * Окончание. Начало в Кя 9. лик. В этом случае при одной и той же длине рулевых тяг схождение может быть разным. Развал колес достигается конструктивным выполнением деталей подвески ив эксплуатации не регулируется. Но при необходимости его можно проверить. Отрицательный развал указывает на погнутость рычагов подвески и необходимость их замены. Регулировать развал с помощью компенсационных шайб2312 РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ И ОГРАНИЧИТЕЛЬ',35 т 1,55мм нения реле-регулятора и генератора; 1 — контак1Б ты; 2 — замок зажигаРис.6. Схема соединия; 3 — контрольная лампа заряда; 4 — якорь; 5, 16 — шунтован обмотка: 6, 15 — сериесная обмотка; 7 — пружина; 8 — регулировочная стойка; 9 — ярмо; 10 — сердечник; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — обмотка возбуждения генератора; 13 — генератор; 14 — выравнивающая обмотка.категорически запрещается. По мере надобности (если шины изнашиваются неравномерно) проверяйте схождение задних колес, хотя оно и обеспечивается конструктивно при сборке автомобиля. Величина его должна быть равна 1—6 мм. Иными словами, расстояние между выступами шин спереди должно быть меньше расстояния сзади на 1—6 мм. . Регулируют схождение задних колес перемещением подвижного кронштейна продольного рычага задней подвески в пределах зазоров между отверстиями кронштейна и крепежными болтами. При отсоединении полуоси от фланца ступицы заднего колеса (например, когда регулируют колесные подшипники) следует после вывертывания болтов немедленно подать ее в сторону (вдвинуть в дифференциал) и подвязать в таком положении. В противном случае сухарики пальца полуоси могут выйти из зацепления с полуосевыми шестернями и выпасть в картер или защитный кохуж. А это неизбежно приведет к поломке полуоси или дифференциала. Рулевое управление надо регулировать, когда свободный ход на ободе руля при положении колес для езды по прямой превысит 35 мм (около 10 градусов). Перед регулировкой проверьте состояние шарниров рулевых тяг и подтяните ослабленные крепления или устраните люфты, заменив изношенные детали. Осевой зазор в подшипниках червяка можно определить, коснувшись пальцем одной руки одновременно картера и вала рулевого колеса, поворачивая последнее на небольшой угол. Как устранить осевой люфт? Поверните рулевое колесо вправо или влево на один оборот, а затем на некоторый угол в обратном направлении, чтобы зубья ролика имели между нарезкой червяка некоторый зазор. После этого отверните на две-три нитки стопорную гайку и подтяните регулировочную пробку. Червяк должен легко вращаться и не иметь осевого перемещения. Затем, придерживая регулировочную пробку ключом, затяните стопорную гайку. Если зазора в подшипниках червяка 3. «За рулем» М 10. Ьнет (или он устранен), а свободный ход рулевого колеса еще велик, отверните на один-два оборота контргайку регулировочного винта вала сошки. Далее, вращая отверткой винт, установите беззазорное зацепление в пределах поворота червяка на угол 45 градусов от среднего положения вправо и влево. Потом, придерживая отверткой регулировочный винт, затяните контргайку. Для регулировки беззазорного зацепления необходимо предnod ключ варительно отсоединить шаровые пальцы от сошки рулевого механизма. Двери кузова в случае необходимости снимайте вместе с петлями, чтобы не нарушить их регулировку. При правильной регулировке ползун замка двери должен заходить на упорную грань защелки, удерживающую ее от провисания и вибрации не менее чем на 5 мм. Проверяйте этот размер с помощью краски или пластилина. Уменьшение зазора может привести к самопроизвольному открыванию двери во время движения. Зацепление ползуне замка с защелкой регуР ис . 7. Съемник для демонлируйте, устанавливая тажа рабочего колеса вентиляпод нее прокладку нетора с вала генератора; 1 — болт М12Х60; 2 — корпус съемобходимой толщины. Заника; 3 — болт М8Х15; 4 — стущелка крепится к стойпица рабочего колеса вентилятора; 5 — рабочее колесо венке двумя винтами. После ослабления их тилятора. затяжки можно перемещать ее в любом направлении для регулировки плотности тора с вала генератора применяйте закрытия и запирания двери. съемник, изображенный на рис, 7. Чтобы проверить и отрегулировать Вот те советы, которые мы хотели реле-регулятор РР-109, состоящий из дать. Надеемся, что они принесут польреле обратного тока и вибрационного зу при эксплуатации «Запорожца». регулятора напряжения, нужно иметь С. ШЕЙНИН, вольтметр до 20 ви амперметр до 15К. ФУЧАДЖИ, 20 а. г. Запорожье. инженеры. Если хотите проверить реле обратного тока, отсоедините провод от клеммы «Б» (рис. 6) реле-регулятора ив разрыв между ними включите амперметр. Зажимы вольтметра подключите к клемме «Я» и к «массе». Пустите двигатель и, медленно повышая число оборотов, определите напряжение, при котором замыкаются контакты реле по отклонению стрелки амперметра " (напряжение должно быть в пределах 12—13 в). Уменьшая число оборотов вала двигателя, определите величину обратного тока, при котором размьжаются контакты реле. Она должна составлять 0,53 а. Для проверки регулятора напряжения переключите провод вольтметра с клеммы «Я» на клемму «Б». Пустите двигатель и доведите число оборотов до 2500—3000 в минуту. Отключите провод «массы» от батареи. При этом напряжение должно быть в пределах 14,8—16,2 в. Затем включите «дальний» свет фар. Напряжение должно составлять 12,3—13,7 в. Если имеются отклонения от указанных величин, необходимо отрегулировать регулятор в мастерских. Генератор Г-114 размещен в направляющем аппарате вентилятора. Если автомобиль эксплуатируется на пыльных дорогах, соедините гибким шлангом вентиляционную трубку с заборником воздуха. После каждых 6000 км пробега снимите генератор вместе с направляющим аппаратом. При замасливании его промойте, очистите коллектор от пыли и грязи. Очищайте щетки и щеткодержатели. Через каждые 12.000 км разбирайте и промывайте генератор, смазывайте подшипники смазкой .№ 158 или ЦИАТИМ201. Для снятия рабочего колеса вентиля-