на одна: на нем вместо глушителя шума впуска установлен обычный сетчатый воздухоочиститель. Шум на серийном мотоцикле М-103 Минского мотовелозавода составляет 87 децибел. Заглушив один тюлько впуск. удалось снизить эту цифру с 87 до 81. Новые выпускные глушители шума позволили уменьшить ее еще на 6 децибел. Но стоило лишь убрать впускной глушитель, как шум мотоцикла достигал 84 децибел. Поэтому для общего уменьшения шума на машинах Минского мотовелозавода будет использоваться объем масляного воздухоочистителя. Теперь о глушителях шума выпуска (выхлопа). Назначение их — преобразование резких и отрывистых звуков в более тихие и равномерные. Шум выпуска тем сильнее, чем больше внутренняя энергия газов, чем быстрее и резче их расширение. Последовательность хлопков зависит от «тактности» двигателя, числа оборотов коленчатого вала и числа цилиндров. Двигатель мотоцикла «ИЖ-Юпитер» работает с меньшим шумом, чем двигатель «ИЖ-Планеты». так как имеет два цилиндра. Выпускные импульсы следуют в два раза чаще, а по силе каждый из них в отдельности слабее. Улучшение свойств новых глушите* лей не должно ухудшать мощностных качеств мотоцикла. Но для этого требуется увеличение объема глушителей, а кроме того, и лучшее их охлаждение. Так, глушители ИЖ-56, установленные на мотоцикле «ИЖ-Юпитер», уже недостаточны по своим размерам. У них в наиболее термонапряженных местах обгорает краска, что портит внешний вид машины. Глушитель шума выпуска, особенно двухтактного двигателя, должен быть обязательно разборным. Его загрязнение приводит к значительному снижению мощности, а очистка вызывает большие трудности. Испытания в ЦКЭБ мотоциклостроения показали, что на мотоцикле «ИЖ-Юпитер» после пробега 20 тыс. км мощность двигателя снизилась на 4,5 л. с максимальная скорость — на 5—6 км/час, а расход топлива увеличился на 1,1 л/100 км, или примерно на 17 процентов. При этом только в одном глушителе оказалось 275 г нагара. Обычно рассматривают четыре способа глушения шума. Т рениемгазов об отверстияв стенках и перегородках. Этот метод вызывает относительно большую потерю мощности двигателя. Интерференцией звуковых волн . Глушитель имеет систему трубок разной длины, включенных параллельно. Считают, что глушение происходит за счет взаимного ослабления звуковых волн, идущих в разных фазах. Поглощением звуковой энергии. Полость глушителя заполняется жаростойким поглощающим веществом (стекловолокном) или металлической путанкой. Отражением звуковой энергии обратно к источннк у. Это так называемые акустические фильтры, состоящие из ряда резонаторов. В настоящее время наибольшее распространение получили глушители типа «акустический фильтр» с применением элементов интерференции и глушение трением. Глущитель шума выпуска, помимо своего прямого назначения, служит для повышения мощности двигателя, которое появляется в результате улучшения коэффициента наполнения. Известно, что часть рабочей смеси при наполнении цилиндра попадает через выпускное окно в выпускную трубу и бесполезно теряется. Чтобы предотвратить это, используют колебания давления в системе выпуска. Когда волна давления, распространяясь от выпускного окна по выпускной трубе, дойдет до первой перегородки глушителя, она отразится ив той же фазе пойдет обратно к выпускному окну, создав там подпор. Если отраженная волна придет в тот момент, когда продувочное окно уже закрыто, а выпускное открыто, то она затолкнет топливную смесь обратно в цилиндр. Схема глушителя шума выпуска типа «акустический фильтр».ПоновомуГОСТуШвШк омитетом стандартов, мер и нзме" рительных приборов при Совете Министров Союза ССР утвержден новый стандарт (ГОСТ 5652—62) на шины пневматические для мотоциклов. Каковы особенности нового ГОСТа? Вопервых, он распространяется на большее, чем раньше, количество типов шин и, во-вторых, вводит их новые обозначения в миллиметрах, сохраняя и старые в дюймах: Таблица 1.Обозначения шин по ГОСТ 5652—62 по ГОСТ 5652—51 (старые) (новые) 65—484 (2,50—19) 80—405 (3.25—16) 80—484 (3,25—19) 95—484 (3.75—19) 2,50—19 3,25—16* 3,25—19 3,75—19* По временным техническим условиям (ВТУЛенСНХ J * 31055—59). Приведем пример нового обозначения шин: 6 5 — 4 84 (2,50—19), где: 65 — ширина профиля шины в мм; 484 — посадочный диаметр обода в мм; (2,50 XXI9 ) —.старое обозначение в дюймах. Но этим не ограничиваются особенно-1 5 — 2 0 процентов меньше, чем резина, применявшаяся раньше для этой же цели. Новый ГОСТ уточняет нормы эксплуатационных режимов мотоциклетных шин, рассматривая случаи их применения на мотоцикле с коляской и без нее. Нормы характеризуются таблицей 2. На 20 — 3 0 процентов повышен гарантийный километраж пробега. Для мотоциклов с коляской нормы гарантийного пробега введены впервые, причем норма для шин 80—405 (3,25 — 16) и 80 — 4 84 (3,25—19) установлена 7500 км , а для шин95 — 4 84 (3.75 — 1 9 ) — 17 000 км. Но'эти нормы действительны лишь при условии круговой перестановки шин на переднем, заднем н запасном колесах мотоцикла и на колесе коляски (через каждые 2000—3000 км пробега). Шины, вышедшие из строя при пробеге до 25 процентов установленной гарантийной нормы, обмениваются предприятием-поставщиком безвозмездно. При выходе шин из строя после пробега, составляющего более 25 процентов нормы (но менее гарантийного километража), предприятие-поставщик оплачивает стоимость каждого километра «недопробега» шины. Замена шин или выплата денег производится в течение трех лет с момента их изготовления (включая в этот срок и время складского хранения) при условии соблюдения сущсствющих правил эксплуатации и хранения мотоциклетных шин. Нормы Таблица 2.Обозначения шинэксплуатационных режимов максимальное домаксимальная допускаемое давле пускаемая нагрузние в шине и макОбозначения ка на шину и давсимальная нагруз профиля ление в шине, сока на шину, соотобода по ГОСТ ответствующее ветствующая это3188—59 этой нагрузке му давлению давледавленагрузнагрузние. ние. ка, кгс кгс/см* кгс/см а ка, кгс Для мотоциклов без коляски65—484 (2,50—19) 80—405 (3.25—16) 80—484 (3,25—19)484X40 405,5X47 484X47160 180 2002,0 2.0 2.01,5 1.3 1,5100 110 140Для мотоциклов с колясками 80—405 (3,25—16) 80—484 (3,25—19) 95—484 (3.75—19) 405.5X47 484X47 484X55 235 260 310 2,6 2,6 2,6 1,3 1.5 1,5 110 140 165сти нового ГОСТа. По сравнению с отмененным стандартом существенно повышены и требования к качеству резины. Пределы прочности на разрыв и истирание ужесточены примерно на 20 процентов. Это значит, что резина протектора покрышек, изготовленных по новому ГОСТу, должна быть на 20 процентов прочнее, а изнашиваться наНовый стандарт не распространяется на шины специального назначения (кроссовые, шоссейно-кольцевые и т. д.). Срок введения ГОСТ 5652—62 установлен 1/VII 1963 года. А. ИВАНОВ. инженер, общественный корреспондент журнала «За рулем».Время движения волны зависит, помимо прочих факторов, от диаметра выпускной трубы и размещения первой перегородки глушителя. Подбирая, соответственно параметры, можно получить лучшие мощноетные показатели двигателя. Созданием новых глушителей уже ряд лет заняты мотоциклетные заводы и ЦКЭБ мотоциклостроения. Они разработаны уже не только для мотоцикла М-103, но и для машин других моделей, в частности для «Ковровца-175», шум которого уменьшится с 86 до 77 децибел. Если же увеличить на нем объем глушителя шума впуска с 1100 до 1800 смЗ, то удастся добиться снижения еще на 3 децибела. Невые глушители шума выпуска будут установлены и на мотоциклах «ИЖЮпитер» и «ИЖ-Планета». Масляный воздухоочиститель этих машин, который Воз&ухалмлбтродновременно является и глушителем шума впуска, имеет сейчас недостаточный объем. Увеличение его позволит также улучшить работу глушителя. Итак, проблема снижения шума на наших новых мотоциклах успешно решается. Но остается еще сравнительно много старых «трескучих» мотоциклов, которые будут служить долгое время. Как быть с ними? Видимо, мотоциклетным заводам следует включить в план выпуск новых глушителей в качестве запасных частей. чтобы все мотолюбители могли установить их на своих машинах. Контроль за сменой глушителей в течение определенного срока целесообразно, видимо. возложить на госавтоинспекцию. В. ИВАНОВ, инженер. г. Серпухов. Разборный глушитель шума выпуска*!^ШСхема глушителя шума впуска