РВ о спокойным рекам, по озерам мож" но плавать на четырехместном полузакрытом спортивно-туристском катере «Ветерок» (ЗПК-7у), спроектированном в одном из судостроительных ЦКБ. Конструкция катера проста: человек, имеющий даже небольшой опыт изготовления судов из дерева и фанеры, в состоянии его построить. Двигатель — стационарный СМ-255Л (6 л. с.) или подвесной «Москва» (10 л. с ) . Подвесной мотор удобнее всего прикрепить к специальному кронштейну, установленному за транцем, но можно и просто к транцу. Поперечной переборкой дверью катер разделен на открытыйГоночный .Москвич-4"9»И. ГЛАДИЛИН, заместитель главного конструктора МЗМА; Л. ШУГУРОВ, конструктор •есной 1961 года на МЗМА был построен гоночный автомобиль «Москвич Г-3» с. передним расположением двигателя. Благодаря применению коробки передач «Москвича-407» главная передача располагалась за коробкой, а не между ней и двигателем,, как на большинстве гоночных автомобилей. Использование многих деталей и узлов легкового автомобиля «Москвич-407» позволило упростить конструкцию, однако вес ее остался большим — 630 кг. И хотя на «Москвиче Г-3» было дважды выиграно первенство страны, через некоторое время началась работа над более современным гоночным автомобилем с задним расположением двигателя, Он получил индекс Г-4. На этой машине использовано минимальное количество серийных деталей и узлов, взамен которых был изготовлен ряд новых, более легких и компактных агрегатов. От «Москвича-407» сохранены тормоза, стойка передней подвески, коробка передач. Это позволило несколько подвинуть двигатель вперед для более благоприятного распределения веса. Вызванное такой компоновочной схемой некоторое смещение водителя вперед, на наш взгляд, не вызывает неудобств. В целях сокращения лобовой площади рама автомобиля сделана узкой (наибольшая ширина по центрам труб 585 мм), а спинка сиденья гонщика наклонена под углом 40 градусов к вертикали. В результате ширина кузова в наибольшем сечении составила всего 710 мм. Двигатель. На «Москвич Г-4» устанавливается форсированный двигатель модели 407 с рабочим объемом 1360 смз. Мощность его 76 л. с. при 5500 об/мин. Во время соревнований двигатель кратковременно работал на режиме 5700 об/мин. Крутящий момент 11,3 кгм при 3800 об/мин. Форсировка двигателя была произведена в основном за счет увеличения степени сжатия до 9,5, установки четырех карбюраторов К-99-М, специальных впускных и выпускных труб и использования специального кулачкового валика. Чтобы не увеличивать высоты капота, распределитель устанавливается спереди в отлитой из магния крышке распределительных шестерен. Масляный поддон сохранен без изменений, но в систему смазки подключен масляный радиатор автомобиля < Москвнч-410». Коробка передач. Некоторые детали коробки передач (в частности, шестерни) подверглись изменениям, но их передаточные числа остались теми же, что и на стандартной коробке. Передаточное число главной передачи — 3,67. Хвостовик ведущей конической шестерни главной передачи служит одновременно и вторичным валом коробки передач. Благодаря выбранной схеме удалось уменьшить вес узла коробки с задним мостом до 33,5 кг, хотя коробка передач и имеет чугунный картер. Привода управления. Заднее расположение двигателя потребовало дистанционного управления коробкой передач. Для более удобного расположения рычага переключения передач справа над коробкой передач был установлен мостик с двумя концентричными валиками. Они связывают установленные слева на коробке рычажки переключения с тягой (диаметром 17 мм), которая проходит справа по верхней трубе рамы. Тормозная система двухкруговая, с уравнительным коромыслом между главными тормозными цилиндрами. Привод управления механизма сцепления — гидравлический. Рама — сварная, трубчатая. Диаметр основных труб 27 мм. Толщина стенок 1,5 мм. Материал — сталь ЗОХГСА. Гибка и сварка труб рамы производилась в деревянных кондукторах, укрепленных на разметочной плите. Расстояние между центрами продольных нижних труб рамы составляет 384 мм, верхних труб — 585 мм (в самом широком месте). Небольшая высота пролета рамы по центрам труб 348 мм. Со всеми приваренными кронштейнами рама весит 40 кг. Бензобаки. Автомобиль оборудован двумя алюминиевыми бензобаками, расположенными по бортам между кузовом и рамой. Их емкость около 50 литров. Любопытно, что замена стальных баков алюминиевыми дала экономию в весе 8 кг. Один алюминиевый бак весит около 4 кг. Кузов. Куяпв алюминиевый, клепаный и состоит из шести основных частей. Толщина материала 1,5 мм. Для выколотки панелей был изготовлен деревянный болван. Капот и носовая часть кузова — быстросъемные. Общий вес всех панелей и переборок кузова 27 кг. Сиденье алюминиевое, выполнено по форме тела гонщика и плотно охватывает бедра. Динамические показатели. С передаточным числом главной передачи 3,67 и шинами 155—15 расчетная скорость автомобиля 177 км/час. На испытаниях 1 км с места был пройден за 30 секунд. На соревнованиях в Каунасе «Москвич Г-4» показал скорость 122,6 км/час, Минске — 114 км/час. Летом спортсмен МЗМА Ю. Чвиров на «Москвиче Г-4» в классе автомобилей I формулы выиграл первенство СССР и первенство Ленинграда. В настоящее время закончена постройка еще двух таких машин. ГАБАРИТЫ И ВЕС База в мм 2350 Колея передних колес в мм 1250 1260 Колея задних колес мм Сухой вес автомобиля (1 образец) в кг 512 Вес с заправкой и водителем в кг (около) . . 620 Шины 5.60—15 или 155 — 15. Коробка перемены передач и задний мост I — шестерня 3-й передачи; 2 — втулка шестерен 2-й и 3-й передач; 3 — шестерня 2-й передачи; 4 — подшипник ведущей шестерни; 5 — втулка распорная; 6 — сателлит дифференциала; 7 — шестерня полуоси; 8 — вилка полуоси внутренняя; 9 — подшипник полуоси; 10 — шестерня ведомая гл. передачи; II — крышка картера ЗМ; 12 — вал-шестерня, ведущая главной передачи; 1 3 — подшипник дифференциала; 14 — коробка дифференциала ВСЕ; 15 — картер редуктора ЗМ: 16 — крышка подшипника полуоси.А-Ав,кокпит и закрытую каюту с капом, имеющим большие окна. В каюте два жестких дивана (рундука); они могут быть использованы под спальные места. В кокпите, над которым может быть установлен съемный тент, — два одноместных сиденья по бортам и одно двухместное у транца. Спальные места можно оборудовать и здесь. Снаряжение и личные вещи укладываются под диваном или в подпалубном помещении. Управлять катером и двигателем можно либо дистанционно — с поста у поперечной переборки, либо с транцевого сиденья. Для упрощения постройки катера обводы корпуса развертываются на плоскость. Это позволяет выполнить наружную обшивку из фанеры, не прибегая к ее предварительному распариванию и сложному раскрою. Все продольные связи корпуса имеют изгиб в одной плоскости. Элементы шпангоутов большей частью прямолинейные. Все детали конструкции выполнены из дерева и фанеры и соединены между собой с помощью водоупорного клея, шурупов или гвоздей. Примененные в конструкции кницы выполнены из фанеры. Вес ненагруженного катера со стационарным мотором «СМ-255Л» должен быть не более 400 кг, а с 4-мя пассажирами на борту и снаряжением — 785 кг; при подвесном моторе «Москва» вес должен быть на 18—20 кг меньше. Со стационарным мотором наибольшая скорость катера 10—11 нм/час, а с подвесным — 14—15 км/час. , Для постройки корпуса требуются следующие материалы. Фанера ФСФ 18 л.; из них: толщиной 4 мм — 12 листов и6 мм — 6 листов; доски 3 сосновые 1-го сорта 22x200 мм — 0,3 м ; гвозди оцинкованные: 1,0x15 мм — 1 кг; 1,5x15 мм — 1 кг; шурупы стальные: 3x12 мм — 2 кг, 3x18 мм — 1 кг, 3x22 мм — 2 кг, 3x26 мм — 3 кг; клей казеиновый — 4 кг; олифа — 7 кг; краска масляная — 7 кг. В. АЛАДЬИН, Л. КРИВОНОСОВ. Основные элементы катера (в м) Длина наибольшая » по КВЛ Ширина наибольшая « по КВЛ Высота борта на миделе Осадка корпуса средняя (без винта и руля) 5,24 5,00 1,72 1,45 0.84 0,25—355