НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМВ редакцию приходят многочисленные письма, авторы которых просят рассказать о том, какое применение находят в автомобильной промышленности полупроводниковые приборы. Этой теме и посвящена публикуемая статья.КОНТРОЛЬНЫЕПРИБОРЫзом. Четыре гнезда, выведенных на переднюю панель прибора, подключают к клеммам электрооборудования автомобиля согласно рис. 2. Тумблером Пр-1 включается питание прибора. Тумблер Пр-2 переводится в положение «уст. 0», и ручкой «уст. 0» стрелка устанавливается на нуль стрелочного прибора. Затем тумблер Пр-2 переводится в положение «работа» и угол в отсчитывается с учетом Ж? и! ml положения тумблера Пр-3. Последний служит © для переключения диапазона измерения. В поР и с. 3 ложении «раннее зажигание» шкала соответствует 30 градусам опережения, а в положении «позднее зажигание» — 30 градусам запаздывания искрообразования. Вся наладка прибора заключается в подборе добавочного сопротивления R* — корректировке шкалы. Она выполняется после сборки. Вместо сопротивления R* включается реостатом переменное сопротивление порядка 200 ом, Посредством тумблера Пр-2 и ручкой «уст. 0» стрелка прибора устанавливается на нуль, далее от гнезд ДИ и КП отключаются соединительные провода. Стрелка будет показывать какое-то значение, причем, если она зайдет за нуль влево, необходимо тумблером Пр-3 переместить ее в положение вправо от нуля и ручкой переменного сопротивления 200 ом совместить с крайней правой риской шкалы. После этого следует снять сопротивление и замерить его значение, равное R>. Добавочное сопротивление R* составляет '/б Ri. Шкала стрелочного прибора разбивается на 30 делений и градуируется. В качестве него можно использовать любой магнитно-электрический микроамперметр со шкалой 100—200 мка (в описанной выше схеме применен прибор типа М-494 со шкалой 100 мка). На рис. 3 представлен общий вид, а на рис. 4 принципиальная электрическая Рис. 4НАБТРАНЗИСТОРАХципиальная электрическая схема. Для определения угла 0 необходимо установить на двигателе датчик опорных импульсов ДИ. Он изготовляется из обычных контактов прерывателя-распределителя. Вот как измеряется угол в на четырехцилиндровом двигателе (см. рис. 2). В маховик 1 ввернуты две шпильки 4, размыкающие контакты датчика ДИ. Неподвижный контакт (наковальня) 2 соединен с массой, а подвижный (молоточек) 3 изолирован от нее. Контакты датчика ДИ размыкаются два раза за один оборот маховика. Если последний разбить на 360 градусов и за 0 градусов принять момент, когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке, то первое размыкание произойдет при 90 градусах, а второепри 270 градусах. Гнездо КП соединяется с контактами прерывателя^распределителя 5. Для мотоциклетных двигателей требуется установить одну шпильку так, чтобы контакРис. 2 лядаольшой срок службы (около 100 тысяч часов), устойчивость при тряске, возможность питания непосредственно от аккумуляторной батареи — вот свойства полупроводниковых триодов-транзисторов, открывающие широкие перспективы применения их в автомобильной технике. На базе транзисторов могут быть построены различные контрольно-измерительные приборы.1200-1309%f(§)«!Р и с.1ион Отм. V BM© J®-У'Работа;±| \15ком\ \12ком2Д7А ПозЗхее Д1А А зажигание Л/л А . О,03мЩ \03мЩ Пр-3 ты датчика ДИ размыкались в момент прохождения поршнем нижней мертвой точки. Транзисторная схема преобразует электрические импульсы, поступающие с датчика ДИ и контактов прерывателя, в электрический ток, протекающий через стрелочный измерительный прибор ИП, причем величина тока пропорциональна углу ©. Питается прибор от аккумуляторной батареи проверяемого автомобиля. Угол © определяется следующим обра-О таких оригинальных приборах, позволяющих определять угол опережения зажигания и число оборотов коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания, мы и хотим рассказать читателям. Они просты по устройству, не нуждаются в сложной наладке и могут найти применение особенно на спортивных и гоночных машинах. На рис. ! приведен общий вид прибора для измерения угла опережения зажигания ©, а на рис. 2 — его прин-ft «лемме — -аккумуляторной батареиК контактам ~прерыбате/м распределителяК клемме -— & „+•' 'аккумуляторной ' батареи