ИЗУЧАЕМШШМШГ А 3-5 3ФАвтомобили ГАЗ - 5 3Фи ЗИЛ-130 оди ­ наково пригодны для работы каквгороде , так ив сельской местности, на магистралях и на грунтовых дорогах , а в сухое времягодаи вне дорог . К омпо ­ н овка их принята по схеме кабина за двигателем. Такие автомобили без наг рузкивкузовеимеют наилучшее распределение веса по осям . Рациональность принятой компоновки достигнута за счет возможнобольшегопродвиже ­ ния кабинывпереди значительного со ­ к ращения расстояний от передней оси до задней стенки кабины, что позволи ­ ло увеличить длину платформы. П родвинув кабину и платформу вперед, конструкторы приняли меры к предотвращению перегрузки передней оси, с тем чтобы избежать ухудшения проходимости автомобиля на грунте и улучшить преодолениескользкихподъе ­ м ов на автомобиле без груза. Длина ЗИЛ-130 практически не отличается от длины автомобиля ЗИЛ-164А, а ширина равна 2500 мм . Платформа автомобиля ЗИЛ-130 по своим габаритам значительно первышает платформу ЗИЛ-164А и объем ее составляет 5,1 м3 вместо 3 4,6 м . Собственный вес автомобиля ЗИЛ-130 вснаряженном состоянии, н есмотря на повышение егогрузоподъёмности , равен весу автомобиля ЗИЛ-164А. ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-53ФЗИЛ-130стоит из двух кольцевых дисков (верхн егоинижнего ) , о севогои радиального расширителя. К ольцодолговечноиобе ­ спечивает полноеудаление масла со стенок цилиндров при движениипорш ­ ня вниз. ( В ременно ставится чугунное.) Шатуны симметричные взаимозамен яемые , вкладыши нижнейголовки такж е взаимозаменяемы. Сборка шатунно-поршневой группы производится следующим образом: п оршень нагревается в чистом нейтральн ом масле до 55 градусов и соединяется поршневым пальцем с верхней голов ­ к ой шатуна, при этом в группах, п ред ­ назначенных для левого ряда цилиндр ов , выступ на стержне шатуна и лыска на днищепоршнядолжны быть обраще ­ ны воднусторону , а для правогоря ­ да — в противоположныестороны . С о ­ бранные шатунно-поршневые группы устанавливают вцилиндрылевогоипра ­ вого рядов так, чтобы лыска на днищепоршня была обращенавперед — -в сто ­ рону вентилятора. Соблюдение этих правил позволяет избежать стука иза ­ клинивания поршневого пальца, а такжеуменьшает износ поршня , так какраз ­ резанная сторонаюбкипоршняобраще ­ на всторону , п ротивоположнуюбоко ­ вому усилию. Коленчатый вал стальной, кованый. Выполнен заодно с противовесами. Имеет пять коренныхи четыре шатунных шейки ( ч ерез 90 градусов). Они под ­ вергнуты поверхностнойзакалкес наг ревомтокамивысокой частоты. Ш атун ­ ные шейкиимеют грязеуловители для центробежнойочистки масла. В клады ­ ш и — т онкостенные триметаллические. Коленчатый вал всборесмаховикомисцеплениемдинамически сбалансирован. В качестве уплотнения на переднемкон ­ це вала установлен самоподвижной сальник из армированнойрезины , а на заднемконцеимеются маслосбрасываю щийгребень , маслосгонная резьба, маслоотгонная спиральная накатка и установленный на ней сальник из асбестовой набивки. Во вкладышезаднегокоренногоподшипника находится дре ­ нажная канавка сотверстием для слива масла, а подкрышкойэтогоподшипни ­ ка установлены резиновые уплотнители. С каждой шатунной шейкойколенча ­ т ого вала соединено по две шатуннопоршневых группы: одна от левого, д ругая от правогоряда цилиндров. Крестообразное расположение колен на валу при угле развала цилиндров 90 градусов обеспечивает наиболее равно ­ м ерную работу двигателя, а также его полное уравновешивание только с пом ощью противовесов коленчатого вала. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ, Б. ДЕЛЕРЗОН, инженеры. г. Рязань.Г орьковскийиМосковский имени Ли ­ хачева автозаводы дают народному хозяйству страны два новых грузовых автомобиля: ГАЗ-53Ф (взамен ГАЗ-51 А) и ЗИЛ-130 (взамен ЗИЛ-164А). Чтобы облегчить изучение этих машин , редакция решила опубликовать ряд методических статей. Первая из них предлагается нашим читателям.ДВИГАТЕЛЬ ЗИЛ-130 Двигатель ЗИЛ-130 (см. в кладку ) с о ­ здан на Московском заводе имени Лихачева и предназначен для установки на автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации , а также на автобусы ЛикинскогоиЛьвовского заводов. На раме автомоби ­ ля ЗИЛ-130 двигатель крепится , к акобыч ­ но, в трех точках: сзади — в двух точ ­ ках (специальные приливы картерамахо ­ вика) в переди — в одной (два близкорасположенных прилива на крышекар ­ тера распределительных шестерен). К репление во всех трех точках эластичное — на резиновыхподушках . П реимуществаV - о бразного типа дви ­ гателя вегокомпактности , м алом весе, долговечности и экономичности. Кривошипно-шатунный механизмЭтот двигатель создан на базе широ ­ к оизвестного двигателя ГАЗ-51 путем форсировки , повышения долговечности и надежности отдельных деталей иприбо ­ ров. Ф орсировка (увеличение мощностии крутящего момента) двигателя ГАЗ - 5 3Ф достигнута благодаря увеличен ию степени сжатия (за счет уменьше ­ ния камеры сгорания), п овышениюко ­ эффициента наполнения цилиндров с помощью двухкамерного карбюратора К-84М, н овымфазамгазораспределения . Д ля повышения долговечности и раб отоспособности двигателя были использованы новые триметаллические вкладыш и шатунных икоренныхподшипников , клапаны из более жаропрочной стали, п оршни из высококачественного сплава и т. д. В этих же целях применены высокоэффективная система вентиляции кар ­ т ерасотсосом картерных газов в атмосферу, водяной радиатор сгофрирован ­ н ымиохлаждающими пластинами, в ко ­ л енчатом вале введены грязеуловители, для лучшей очистки масла. Двигатель ГАЗ - 5 3Ф , как и весь автомобиль ГАЗ - 5 3Ф , является переходным . О н будет заменен более мощнымV - о б разным восьмицилиндровым карбюрат орным двигателем, предназначенным для основных моделей ГАЗ-53.Блок цилиндров чугунный со вставным имокрыми гильзами. В верхней части гильз запрессована короткая сухая гильза. Гильзы вблоке уплотняются: внизу — д вумярезиновымикольцами , а вверху — з ажимом бурта гильзы меж ­ ду головкой и блоком цилиндров. Плоскость разъема снижней частью картераопущена на 66 ммнижеоси коленчатого вала. Такая конструкция обеспечивает высокую прочность, и зно ­ соустойчивость ижесткостьблокаци ­ линдров, С менные гильзы облегчаютиудешевляютремонт двигателя. К аждыйрядцилиндров имеет отдельнуюголов ­ к у блока, отлитую из алюминиевого сплава. К амерысгорания , выполненные в головках блока, — к линовиднойфор ­ м ы , что обеспечивает имвысокие антидетонационные качества, а такжепозво ­ ляет удобно расположить впускныеи выпускные клапаны. Седла клапанов вставные из жаростойкого чугуна. П ри изучении подвижных деталей кривошип но-шатунного механизма необходимо обратить внимание на следующиеосо ­ бенности их устройства. В головкуалюминиевогопоршня залито чугунноекольцо , и меющее канавк у для верхнего компрессионногоколь ­ ца. Чугунная вставка повышает проч ­ ность поршняи улучшает условия рабо ­ ты верхнего, наиболее нагруженного поршневого кольца. Уменьшается воз ­ м ожность заклинивания кольца в канавке. Ю бкапоршня овальная. М аслосъемноекольцо стальное, с о ­16