П УТЕШЕСТВИЕ ПО СССР НАЧАЛОСЬвтомобилисты Советского Союза всегда с интересом следили за путешествиями Мирослава Зикмунда иИржи Ганзелки. А теперь представилась возможность познакомиться с неутомимыми следопытами на нашей советской земле. Первыми встретили Мирослава Зикмунда, И ржи Ганзелку и их соратников — автомеханика Мирослава Дрияна и врача Иозефа Корынту — жители порта Находка. Встреча была необычайно теплой. — М ы испытываем чувство большой радости, — сказал Иржи Ганзелка. — Сегодня мы начинаем жить "и работать вместе с вами, товарищи!А...С борта океанского лайнера «Григорий Орджоникидзе» спущен на советскую землю автомобиль «Татра». Начинается большой пробег: Приморье — Байкал — Якутия — Камчатка. К Октябрьским праздникам 1964 года наши друзья прибудут в Москву, затем направятся в западные районы нашей страны, пересекут границы Польши и ГДР и вернутся на родину. В планах чехословацких писателей-автомобилистов — создать книгу о Советском Союзе. Советские автомобилисты, приветствуя чешских друзей, ж е ­ лают им больших успехов. П омещаем описание «Татры-805». ляется двумя осевыми вентиляторами, расположенными по сторонам каждого ряда цилиндров с внешней стороны. В ступице правого вентилятора смонтирован генератор. Всасывающий трубопровод с карбюратором установлены в развале цилиндров, а двухкамерный карбюратор типа «Мотопал» или «Солекс УААТР» — на двигателе. Выпускные каналы каждого ряда цилиндров соединены в общий трубопровод. Сцепление — сухое, однодисковое, полуцентробежное. Двигатель со сцеплением без масла весит 170 кг. На автомобиле применена четырехступенчатая коробка передач, объединенная в одном кожухе с демультипликатором, имеющим передачи. Передаточные числа: 1—6,65; 2—3,102; 3—1.715: 4—1,045; з.х,— 5,01; демультипликатора — 1,157 и 2,45. На картере коробки передач находится воздушный компрессор для накачки шин. Подвеска «Татры» — независимая торсионная. Торсионы расположены вдоль продольной оси, реактивный момент воспринимается рычагами. Шасси грузовика — трубчатой конструкции, на продольной трубе закреплены все агрегаты. Внутри трубы проходят валы, здесь же помещаются коробка передач, демультипликатор, дифференциалы и главные передачи ведущих мостов. Такая конструкция шасси отличается большой жесткостью и высокой прочностью при минимальном весе, что особенно ценно для автомобиля высокой проходимости. Для повышения проходимости оба дифференциала в случае необходимости могут блокироваться. Рычаг управления блокировкой дифференциалов находится в кабине водителя. Грузовик снабжен тормозами, установленными на всех колесах, общая площадь тормозных накладок составляет 1856 см 2 . Ручной тормоз действует только на задние колеса. Размер шин 3 — 10,50—16, давление в них — 3.5 кг/см . На автомобиле применена 12-вольтная система электрооборудования. Емкость аккумуляторной батареи — 75 а, мощность генератора — 130 вт. Свечи — 14 мм с калильным числом 225. Кабина водителя расположена над двигателем и рассчитана на два места. Стандартный кузов — платформа размером 1,9X3,0 мс бортами высотой 0,5 м, которые могут быть наставлены еще на 0,35 м. <-Татра» с полной нагрузкой расходует 24 л бензина на 100 км пути. Расход масла — 0,3—0,35 л на 100 км пути. Вместимость топливного бака — 100 л.^ T иfpa - 8 05 » рассчитана на грузоподьa • емность 1,5 т при эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Она имеет небольшие габаритные размеры. короткую колесную базу и большой дор ожный просвет. Эти качества обеспечивают ей высокую проходимость. Помимо основной нагрузки, она может буксировать прицеп общим весом 1,6 т. На дорогах с усовершенствованным покрытием нагрузка на автомобиль, буксирующий прицеп, может быть увеличена до 2 т, а без прицепа — до 2,25 т. Грузовик имеет привод на обе оси. На нем установлен карбюраторный V-образный восьмицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением типа «Татра-603 А», аналогичный двигателю легкового автомобиля «Татра-603», но несколько задрос селнрованный для уменьшения мощности, а следовательно — для увеличения срока службы без ремонта. Максимальная мощность двигателя 75 л. с. при 4200 об/мин. Диаметр цилиндров—75 мм, ход поршня — 72 мм. рабочий объем — 2545 см 5 , средняя скорость поршня — 10 м/сек. Цилиндры двигателя изготовлены из чугуна, причем ребра охлаждения не отлиты. к ак это обычно делается, а проточены на токарном станке. Такая констр укция позволяет получить большое количество тонких ребер, эффективно отводящих тепло. Каждый цилиндр выполнен отдельно. Сверху цилиндр (без прокладки) закрыт головкой из аллюминиевого сплава. В ней расположены клапаны,всасывающий и выпускной каналы, а также коромысла привода клапанов. Клапаны приводятся в действие через штанги от одного распределительного вала, находящегося в развале цилиндров и связанного с коленчатым валом трехрядной роликовой цепью. Конструкция цилиндров выполнена так, что при необходимости любой из них можно снять (не трогая соседние). Поршень отлит из сплава алюминия и имеет три компрессионных и одно маслосъемное кольца. Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках на вкладышах с заливкой из свинцовистой бронзы. Шатуны сидят на шейках вала попарно, поэтому один ряд цилиндров сдвинут по отношению к другому на ширину нижней головки шатуна. В передней части двигателя находятся прерыватель-распределитель, бензонасос, индукционная катушка, маслоналивная горловина и масломерная линейка. Такая компоновка обеспечивает легкий доступ при обслуживании и регулировках двигателя. Смазка основных сопряжений, работающих под нагрузкой, производится масляным насосом под давлением. Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Минимальное давление масла при температуре 80 градусов и 2000 об/мин. равно 1.5 кг/см-. Вместимость масляной системы двигателя — 6,5 л. Масло охлаждается в двух радиаторах, установленных непосредственно на двигателе. Охлаждение двигателя осуществ-Так как этот вид соревнований внутри страны связан со строительством специальных дорожек , а следовательно, с денежными затратами, мы решили проводить ежегодно тольк о 14 областных встреч и7 — на первенство республики. Сейчас усилия организаций СВАЗАРМ направлены к тому, чтобы сделать мотоциклетный спорт еще более массовым, чтобы им занимались на всех предприятиях, стройках ив селах. В Чехословакии с каждым годом увеличивается серийное производство различных марок автомобилей. Вместе с этим растет и популярность автомобильного спорта. Комитеты СВАЗАРМ проводят различные соревнования между отдельными коллективами, встречи на первенство республики, ралли «За мири дружбу». Автомобильные соревнования на гоночных машинах проводятся у нас, как правило, на кольценых магистралях. После утверждения формулы «юниор» было принято предложение о создании спортивных машин впер ­вичных организациях. Часто коллективы СВАЗАРМ устраивают кроссы на дорожных машинах по пересеченной местности, бездорожью, на крутых склонах. Ежегодно в наших организациях проводятся массовые соревнования под девизом: «Ездить без аварий и нарушений правил!» К роме того, мы организуем соревнования на знание правил и дисциплину движения, фигурное вождение, экономию топлива и т. п. Самым молодым видом мотоспорта является мотокар, но он получил уже широкое распространение. Первое время им увлекались спортсмены старшего возраста, теперь в него включились десятки тысяч юношей и девушек. Только в этом году было организовано более 150 больших встреч, составляющих почти 50 процентов всех мотосоревнований. В заключение хочется сказать, что автомобильный и мотоциклетный спорт, так же , как и учебная работа комитетов СВАЗАРМ, служит благородному делу повышения технической культуры трудящихся Чехословакии.7