Куда только не забрасывав! судьба мотоцикл « К овровец » ! Разнообразие условий эксплуатации вызывает много ­ численные переделки . И очень часто владельцы машин спрашивают, к акпе ­ рейти спостоянноготока на переменный или, наоборот, с переменного на постоянный. Известно, что каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки. Система электроборудованияпостоян ­ н ого тока при исправных ихорошо отрегулированных приборах обеспечивает хороший запуск двигателя ихорошийСИСТЕМАЭЛ ЕНТР00Б0Р УДОВАН ИЯ?'. Замок зажигания КрасныйЛЮБАЯЛампа Al7M6v оборотах двигателя явно не хватает нап ряженияв цепи освещения, а со слаб ымсветомтрудно ездить в ночное время на извилистых игорныхдорогах . Н есмотря на эти слабости, с истемапе ­ р еменного тока хорошозарекомендова ­ ла себя, и завод в настоящее время оснащает ею все мотоциклымарки « К ов ­ ровец». Но люди , для которыхнадежное освещение является одним из главных условий езды на мотоцикле , хотят иметь вцепи постоянный ток. Смена системы электрооборудования влечет за собойпеределку правой по ­ л овинки картера, так как посадочные места генераторовпеременногоипо ­ стоянного тока различны. В домашних условиях эту переделку выполнить нев озможно , но мастерская за нее возьмется. На рис. 1 изображена правая половинка картера двигателя мотоцикла «Ковровец-175» с посадочнымместом для статора генераторапеременного тока (Г-401 или Г-38). П ризамене генератора переменноготока - Г-401 или Г-38 генераторомпо ­ стоянного тока Г-36М можноиспользо ­ вать планшайбу (рис. 2). Отверстия 1, 2, 3 соответственно должны совпадать с отверстиями 1, 2, 3 половинкикартера (рис. 1); отверстия 4и5нужны для крепления статора генераторапостоян ­ н ого тока спомощью двух винтов. М а ­ т ериалом для планшайбы может служить любая сталь. К роме генератора Г-36М, в системе электрооборудованияпостоянного тока необходимо иметь все приборы , п ока ­ занные на рис. 3 , и пучокпроводовмарки ПГВА или ПГПА. Перейти спостоянного тока на пере ­ м енный нетрудно, если использовать в качестве источника электроэнергииге ­ нератор переменноготока Г-37, так как Генератор, F37 6У,35ЬРисРис.4свет. Н о она весьма сложна , к апризна , н уждаетсявтщательномуходеи квалифицированной регулировке. К роме того, п риготовление электролита определен ­ н ой плотности для аккумуляторовиза ­ р ядка -их требуют дополнительных при ­ способлений в своей мастерской .Система жеэлектрооборудованияпе ­ р еменноготокапростав устройстве и эксплуатации, достаточно надежна, не боится сырости, больших вибраций итолчков . У ход за ней прост ( с м . ж урнал «За рулем», 1962, № 6). О днакоиу этой системы есть недо ­ статки. П ринеработающем двигателе цепь освещения лишена тока, поэтому отсутствует стояночный свет. П ри малыхР и с. 3Переключатель, света типа П-25А •Центральный переключатель Ш-37НШ6Контакт нейтрали-WVWVJ« СоечаАоУРис.в картерепосадочные места генерато ­ р ов Г-36М и Г-37 одинаковы . Следует иметь в аиду, что генераторы Г-38 и Г-401 по своим габаритным раз ­ м ерамнемогут быть использованы взам ен генератора Г-36М, так как необходимая при этом переделка правой пол овинкикартера нарушит ее целостность и герметичность. Завод-изготовитель генераторов пере ­ м енноготока Г-37 ( О ЗАТЭ , г. О рджони ­ к идзе ) поставляет их небольшимипар ­ тиями в качестве запасных частей для ранее выпущенных мотоциклов . П рипереходе на переменныйток нео бходимо иметь приборы , указанные на рис. 4. Однако тех, к то водит спортивныекроссовыемотоциклы , о бе эти схемыэлектрооборудования не удовлетворяют. ' ВьГсокая степень сжатия двигателя ибольшиединамическиенагрузки на все узлы мотоцикла требуют более надежный аппарат зажигания . Таким ныне является тракторное магнето М-27Б или М-38, выпускаемое заводом КАТЭК (г. К уйбышев ) . Это магнето в настоящее времяиспользуют все опытные спортсмены. Ротор магнето приводится во вращение от правой цапфыколенчатого вала спомощьюмуфты . К орпус магнето кре ^ пится к правой половинкекартератремя винтами спомощьюпереходной план-. шайбы. На рис. 5 приведены детали муфтыи планшайба в той последовательности, в которойонидолжны ставиться . и крепиться . П ри установке на цапфу кривошипамуфтызазормеждустенкой картера имуфтойдолжен быть 2—3 мм , а выступающая часть цапфы - п одрезана вровень сторцоммуфты . Такая же операция производится ис цапф ой магнето. Б. БАЗЯКИН, А. ЛУКЬЯНОВА, инженеры. г. Ковров. Винт MS»QA~ Ушки крепления к картеруФара ФГ-38ГСигнал С-23Генератор Г-Збм 66.45 Вт.Катушка зажигания КМ-01 „ Лампа -1S, бсб. 66. Задний фонарь ФП-66 Блок реле регулятор ИЖ56 С& 32 Аккумулятор ЗМТ-7,66шпонка планшайба магнето Муфта цапфы пагнето Винт M5-S8 \ Резииобая шайба Винт м?</ Нцфта цапсры кривошипа КрибошипПредохранитель П-35Включатель стол-сигнала