Исполняется 20 лет со дня подписания Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР И Чехословакией. За эти годы установилась крепкая дружба между оборонными организациями двух наших стран. Редакция журнала «За рулем» обратилась к председателю ЦК Союза содействия армии (СВАЗАРМ) Иозефу Гечке с просьбой ответить на некоторые вопросы, интересующие наших читателей.Рассказывает председатель ЦК СВАЗАРМ генерал-лейтенант Иозеф ГЕЧКАЧЕХОСЛОВАЦКИХ ПАТРИОТОВСоюз содействия армии, объединяющий сейчас сотни тысяч граждан республики, является массозой организацией, призванной воспитывать трудящихся в духе петриотизма и пролетарского интернационализма, помогать Коммунистической партии и правительству крепить оборонную мощь страны и всего социалистического лагеря, оказывать содействие в воспитании молодежи, готовящейся к службе в наших вооруженных силах, прививать ей военные и технические знания. За последние годы популярность СВАЗАРМ значительно возросла. Как ив ДОСААФ, у нас имеются комитеты (центральный, краевые, областные, районные и при первичных организациях). Платный аппарат сведен до минимума. Основную роль в воспитательной, организационной, учебной деятельности союза играют активисты-общественники. Они — главная сила, опора комитетов. В их числе многие участники борьбы против гитлеризма—бывшие бойцы 1-го Чехословацкого корпуса, сформированного в Советском Союзе и сражавшегося плечом к плечу с Советской Армией, бывшие партизаны, участники движения Сопротивления. К старшим, заслуженным товарищам наша молодежь относится с большим уважением. Среди общественников много также молодых людей — инженеров, техников, рабочих, учителей, научных работников, служащих учреждений. Комитеты СВАЗАРМ работают под руководством партийных организаций в содружестве с профсоюзами, Союзом молодежи. Тесную связь они держат с отдельными частями армии, обществом по распространению научных и технических знаний и другими организациями. Это позволяет оборонную работу строить конкретно, целенаправленно. Как организована подготовка технических кадров в комитетах СВАЗАРМ! — Свыше половины всех новых водителей автомобилей обучено и подготовлено к экзаменам в автошколах СВАЗАРМ, водители мотоциклов обучаются в первичных организациях. Остальные водители получают шоферские удостоверения в школах механизаторов сельского хозяйства или других специальных школах. Во главе каждой школы стоит директор, его заместитель является одновременно начальником кафедры автомобилей; занятия ведут инструкторы. Каждая областная школа (за исключением Праги, где насчитывается пять школ) имеет легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и один трактор. Обучение в автошколах состоит из получасовых лекций — теоретических и практических. Так, например, водитель мотоцикла должен посетить 126 занятий (по устройству мотоцикла, эксплуатации, теории езды, правилам уличного движения). Собственно езде отводится 13 уроков. По программе обучения водителя автомобиля (легкового) учащийся должен посетить в общем 158 теоретических занятий, 28 занятий по практической езде и 28 по эксплуатации. В свазармовской мастерской взаимопомощи. Штатным преподавателям автошкол большую помощь оказывает многочисленный отряд активистов, имеющих квалификацию инструкторов. В начале прошлого года они были объединены в так называемые кафедры преподавателей-активистов. После своей основной работы они приходят в автошколу, ведут занятия наравне со штатными преподавателями по устройству машины, правилам уличного движения, эксплуатации. Кроме этого, совет кафедры, который стоит во главе актива, объединяет при каждой автошколе специалистов по отдельным, более узким профилям: работников автомобилестроительных и авторемонтных заводов, специалистов по отдельным маркам двигателей, электрооборудованию, аккумуляторам и т. д . На каждой кафедре имеются работники автоинспекции, прокуратуры, госстраха и другие. Одновременно кафедры организуют подготовку инструкторов-преподавателей для первичных организаций и клубов СВАЗАРМ. Расскажите о развитии автомотоспорта в стране — Автомотоспорт, равно как и другие виды спорта, является частью общественной жизни. СВАЗАРМ организует и направляет деятельность владельцев мотоциклов и автомобилей, проводит соревнования, повышающие мастерство водителей, их техническую зрелость, физическую выносливость, смелость, находчивость. Все это, вместе взятое, и является вкладом в обороноспособность страны. Кроме этого, автомотоспорт играет определенную роль в развитии техники, так как во время соревнований серийные машины испыты-ваются в сложных условиях, редко встречающихся при обычной эксплуатации. В мотоциклетном спорте за последние годы мы достигли значительных успехов, являющихся результатом многолетних организационных усилий и воспитательной работы. Вопрос о мотоспорте обсуждался на пленуме Центрального комитета СВАЗАРМ в декабре 1961 года, где были приняты решения организационного и хозяйственного характера. Начиная с 1947 года, чешские мотоциклисты шесть раз выигрывали Международный трофей, восемь раз — серебрянную вазу в международной шестидневной мотоциклетной гонке. Наибольшей популярностью у нас пользуются мотокроссы. Еще в 1958 году мы выиграли мировое первенство в классе машин 250 см 3 . Так как первенство мира проводится, как правило, в классах машин 250 и 500 см 3 , то подготовка спортсменов и машин, в основном, нацелена на эти классы. Но наши мотоциклисты тренируются ив других классах —175 и 350 см 3 . Одним из старейших видов мотоциклетного спорта являются дорожные гонки. Международные встречи, особенно те, которые входят в программу первенства мира, привлекают к себе большое внимание широкой общественности. Так, соревнования на Большой приз Чехословакии, проходящие в городе Брно, ежегодно посещает более двухсот тысяч зрителей. В этих видах гонок у нас проводятся 44 соревнования на областных чемпионатах и5 — на чемпионатах страны. Чтобы устранить разницу в мощностях показателях машин, в областные чемпионаты и первенства республики включены машины формулы «юниор», одобренной в прошлом году ФИМ . В классе техники одной из районных автошкол Чехословакии.Учебный автодром новой автошколы в Праге — Иноницах оборудован переносными дорожными сигнальными знаками.