ЕвропейскийфорумкартингистовЗаметки наблюдателяВ местечке Виллс-Кублей (под Па" • рижем) проходил финал , первенства Европы 1963 года по картингу. Это были первые международные соревнования картингистов, где в качестве наблюдателей присутствовали представители Федерации автоспорта СССР. Организатором «Турнира наций» (как официально именовалось первенство) явился французский национальный комитет картинга. Для участия в заключительном туре съехались спортсмены Англии, Бельгии, Италии, Монако, Франции, ФРГ, Швейцарии и Швеции. Состязания проводились как лично-командные, причем каждая команда включала шесть человек: четырех спортсменов, механика и представителя. Право выступать в финальных заездах получали гонщики, стартовавшие на трех предшествующих этапах. Победители определялись по сумме очков, набранных во всех турах. Длина трассы равнялась 900 метрам, участники стартовали в трех заездах (по 9 кругов каждый). Судейская коллегия была численно меньше, чем это мы привыкли видеть на наших соревнованиях. Она состояла из главного судьи (он же давал старт), секретаря, трех хронометристов, шести счетчиков кругов и судей на самых крутых поворотах. i Бросалось в глаза, что судьи чрезвычайно пунктуально придерживались параграфов положения. Так/ за малейшее опоздание на технический осмотр участник или уплачивал штраф в 20 франков, или должен был занять последнее место на старте. Если механик оказывал помощь гонщику не только до соревнований! но ив перерывах между заездами, что запрещалось Положением, то спортсмена не допускали на старт следующего заезда, а механика отстраняли от работы до конца соревнований. , Первенство разыгрывалось только в одном классе — 100 см 3 , причем машины должны были иметь зарегистрированные международной комиссией специальные нартинговые, а не мотоциклетные двигатели. Таное \ ограничение было введено по требованию конкурирующих с мотозаводами фирм, начавших выпуск моторов для микроавтомобилей. Гонщикам предоставлялось право иметь запасной мотор, но передавать его другому участнику запрещалось. Спортсмены могли менять любые части картов, кроме шасси, а также картера и цилиндра двигателя. Все микроавтомобили были с колесами типа «дутик» диаметром 30 — 35 см. Карты имели только прямую передачу. «Турнир наций» проходил без особого подъема, почти без зрителей. Многочисленные повороты на трассе не позволили развивать скорость свыше 75 — 80 км/час. Тактические приемы гонщиков не отличались разнообразием, Все сводилось к тому, чтобы захватить лидерство. В командном зачете первое место заняли картингисты Франции, второе — Великобритании, третье — Бельгии. Чемпионом Европы стал француз Жуллард, вторым призером—англичанин Флегпер, третьим — Ииле—(ФРГ). Наше первое знакомство с картингом в странах Запада убедило в том, что он получил довольно большое распространение, но в основе его, так же, как ив других видах автоспорта на Западе, лежат коммерческие интересы, борьба фирм. На наш взгляд, советские картингисты по своему индивидуальному мастерству не уступают зарубежным гонщикам. Видимо, настала пора подумать об организации международных товарищеских встреч. В. МАРЖЕЦКИИ, судья всесоюзной категории.Общий вид грузовичка «Гафлингер„Гафлингер" в Москвеа австрийской выставке приборов и машинного оборудования, состояв. шейся в Москве в октябре 1963 года, среди прочих экспонатов выделялся зеленоватый грузовичок «Гафлингер 700 АП». Благодаря своим небольшим размерам эта машина способна заинтересовать людей самых различных профессий: строителей и энергетиков, садоводов и пожарных... «Гафлингер» — вездеход с двумя ведущими осями. Габариты его невелики: длина — 2830 мм, высота — 1740 мм, ширина — 1350 мм. Минимальный радиус поворота — 3,25 м. При весе 610 кг машина может перевезти полтонны груза. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением кажется очень маленьким, особенно если помнить, что установлен он все-таки на грузовике. Он имеет рабочий объем 643 см 3 , степень сжатия — 7,5, а мощность — 24 л. с. при 4500 об/мин. Максимальный крутящий момент составляет 4,2 кгм и достигается при 3000 об/мин. Коленчатый вал изготовлен из улучшенной стали, подвергнутой азотированию в местах опорных шеек. Шатунные и коренные подшипники выполнены из триметаллического сплава. На шоссе двигатель расходует 9л бензина на 100 км пути, а на бездорожье — 34-5 лв час. Двигатель и коробка передач, объединенные в одном блоке, расположены сзади. Пара конических шестерен и дифференциал передают усилие от двигателя через карданные шарниры и ведущие валы на цилиндрические зубчатки, установленные на ступицах каждого колеса. Это увеличивает дорожный просвет. Привод передних колес осуществляется от коробки передач через продольный вал, причем специальные карданы обеспечивают передачу полного усилия независимо от того, как эти колеса повернуты.НЗадний мост грузовичка. Подвеска каждого колеса независимая. Интересна система амортизации. Вопервых, это пружины, во-вторых, резиновые баллоны, помещенные внутрь пружин, и в третьих — гидравлические цилиндры двойного действия. Динамический ход подвески — 200 мм, в результате езда на «Гафлингере» по комфортабельности не уступает езде на легковой машине. В дороге могут возникнуть ситуации, требующие от водителя особой быстроты действий. Конструкторы предусмотрели это. Привод передних колес может включаться и выключаться отдельно от привода задних. Переключение всех четырех передач облегчено синхронизаторами, а блокировка дифференциала предусмотрена для передней и задней передач. Тормоз у «Гафлннгера» ножной, гидравлический, действующий на все колеса. Есть и ручной тормоз с воздействием на два задних колеса. «Гафлингер» без особого труда можно превратить в легковую машину. На передних стационарных сиденьях размещаются два человека: водитель и пассажир. Кроме того, на грузовой платформе имеются еще одно или два сиденья, которые легко складываются. Как и положено ' вездеходу, «Гафлингер» способен карабкаться по каменистым горным дорогам, преодолевать всевозможные препятствия. Просвет машины — 240 мм. Это дает возможность проходить канавы и ручьи глубиной до полуметра. Если она попадет на раскисшую дорогу или в рыхлый снег, то шансы выбраться у нее достаточно велики: «брюхо» покрыто гладкой жестью, что сводит к минимуму трение. Если забуксуют три колеса из четырех, то «Гафлингер» выберется на одном. Низкое расположение центра тяжести препятствует опрокидыванию автомобиля на крутых откосах. Но «Гафлингер» не только вездеход, перевозящий груэы. Снабдив плужным снегоочистителем, его можно применять для уборки снега. В специальном исполнении «Гафлингер» превращается в пож арный автомобиль. На обычную машину может быть поставлен добавочный привод, который обслуживает и сварочный генератор, и компрессор, и лебедку и любой другой механизм. «Гафлингер» с добавочным приводом может использоваться при прокладке высоковольтных линий . ' в дорожном строительстве, для пахотных и других сельскохозяйственных работ. Из автомобильного оборудования на выставке были представлены топливные колонки несколько необычной конструкции. Белые с черной окантовкой, они и иыглядят непривычно. Но главное, конечно, не в этом, а в том, что каждая колонка может отпускать топливо двух сортов: скажем, бензин и смесь для двухтактных двигателей или дизельное топливо и бензин. Для того чтобы перейти с одного топлива на другое, надо лишь повернуть переключатель. Наименьшее количество отпускаемого топлива у колонки «бензин — смесь для двухтактных двигателей» — 2 л. У _ колонки «бензин — дизельное топливо» — 10 л. Соответственно производительность составляет от 4 до 40 л/мин и от 20 до 240 л/мин. В. ЛИНЦ, инженер.29