оревнования фигурному вождеС нию — самыепомассовые в автомо'риензинр1£бильном спорте. Подавляющее большинство их участников впервые становятся разрядниками. Все наши ведущие мастера начинали с «фигурки». Привлекательность этих соревнований прежде всего в простоте организации. Вот почему соревнования по фигурному вождению автомобилей являются одним из наиболее массовых соревнований III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. В каждой «фигурке», проводимой в районе, принимает участие до 100 человек. На старт городских соревнований выходит еще больше спортсменов. В Москве первые состязания 1963 года собрали около 200 участников, хотя допускались только разрядники. Правда, результаты были невысокими: только четверо спортсменов закончили дистанцию без штрафных очков. Каковы же причины этого? Мне хочется остановиться на некоторых типичных ошибках, устранение которых поможет спортсменам добиться лучших успехов на соревнованиях спартакиады. Самая первая и основная ошибка — спешка. Желая показать хорошее время, участник соревнования перестает следить за точностью выполнения упражнения и задевает ограничители. Как тут не вспомнить поговорку: «Поспешишьлюдей насмешишь». Лучше потерять несколько секунд и спокойно преодолеть «фигурку», чем, двигаясь на большой скорости, хотя бы на мгновение потерять контроль над автомобилем и получить 30—50 штрафных очков. Другая весьма распространенная ошибка заключается в том, что спортсмен, заканчивая выполнение очередного упражнения, не готовится к следующему. Вот характерный пример. На одном из соревнований после разворота в узком месте следующей фигурой был круг задним ходом. Многие, стремясь выиграть время, выезжали из узкого места непосредственно к кругу. Там после второго разворота они, естественно, Задерживались, с трудом попадая в круг, причем въезжали под невыгодным углом. Те же участники, которые выезжали в сторону, противоположную кругу, имели достаточно места для «прицеливания» и в результате выигрывали во времени. Круг передним ходомА\€ПРОХОДИТЬ „ФИГУРКУ"Чтобы четко спланировать свои действия, целесообразно до начала соревнований пройти пешком всю дистанцию, представить себе различные варианты выезда из одних фигур и въезда в другие и заранее выбрать наилучшее направление движения и маневрирования. Это позволит спортсмену спокойно переходить от фигуры к фигуре и сосредоточить все внимание на очередном упражнении. Какие методы преодоления отдельных фигур можно рекомендовать?ружную фару, направляя автомобиль так, чтобы она проходила в нескольких сантиметрах от наружных флажков. Войдя в круг на небольшой скорости, спортсмен легче сориентирует машину в начале поворота и сможет наращивать скорость, почти не работая рулем. Когда автомобиль не «вписывается» в круг (неправильное начало движения и т. д.) и может зацепить фарой наружные ограничители, следует резко притормозить. В данном, случае заднюю часть машины слегка заносит, и этого бывает достаточно для «чистого» прохождения фигуры. Круг задним ходомПри движении по часовой стрелке удобнее всего смотреть через открытое окно левой передней двери, а против часовой стрелки — через заднее стекло. Проходя задним ходом, удобнее ориентироваться на внутренние флажки. Въезжать в круг следует так, чтобы в момент прохождения воображаемого продолжения оси задних ко ­ лес через его центр заднее крыло было в 4—5 см от флажку, а передние колеса — повернуты до предела. При таком положении передних колес Разворот в узком месте автомобиль стремится въехать внутрь круга примерно в конце его первой Это упражнение обычно приходится трети или половины. выполнять сразу после старта. Каким бы способом ни производился разворот, Это легко увидеть. Легким поворотом не следует заезжать в самый конец фируля отведите заднюю часть автомобигуры. Разворачиваться лучше всего как ля от флажка и потом доверните до можно ближе к выезду, следя, однако, предела. Соблюдайте осторожность. Есза тем, чтобы ни одна деталь автомобили повернуть руль более чем на 60—90 ля не вышла за линию въезда до оконградусов, автомобиль слишком далеко чания упражнения. При въезде в «узкое отойдет от внутреннего круга. Но и томесто» нужно максимально «прижать» гда не стремитесь резко возвратить маавтомобиль к стенке фигуры и только шину на место. Не забывайте, что напосле этого начинать разворот. ружная передняя его часть может зацеЕсли спортсмен стремится, чтобы авпить флажки. Надо стараться постепенно приблизить автомобиль к внутреннетомобиль как можно ближе подходил к му кругу. линии флажков, то он сэкономит на этом один, а то и два «двойных хода». Не следует забывать также ио выезОднако подъезжать к ним ближе чем де из круга. Часто бывает, что спортсна 4—5 см нецелесообразно. Дело в мен, особенно новичок, увлекшись протом, что в момент отпускания тормохождением фигуры, пропускает место зов машина при изменении направлевыезда. Когда прохождение близится к ния движения может накатиться на концу, нужно ориентироваться на выфлажок, ездные ворота и, плавно поворачивая колеса, закончить упражнение. Круг передним ходом И еще об одной общей ошибке, часто встречающейся при преодолении этой Выполнять это упражнение лучше всего на второй передаче. При прохождефигуры. Нередко участник видит, что нии круга надо ориентироваться на намашина в круге идет ровно, и, желая Круг задним ходом правильнон еправил ьно CHCfphiatCuaqa/«Змейка» передним ходомправильно спортсмен направляет автомобиль не в сторону от флажка, а сразу так, чтобы заднее крыло подходило к нему вплотную. Наблюдать за очередным флажком нужно, не высовываясь из машины, через заднее стекло и окна задних дверей. Соответственно надо следить, чтобы в тот момент, когда флажок окажется против заднего колеса, автомобиль был направлен вдоль оси «змейки», а передние колеса полностью повернуты. Въезд в бокс неправильно «Змейка» задним ходом При выполнении этого упражнения следует помнить, что правильный въезд на площадку перед боксом даст возможность без труда поставить машину на место. Нельзя слишком близко останавливать ее у наружных ограничителей площадки, так как при движении задним ходом их можно задеть. Лучше всего, когда автомобиль остановлен в последней трети площадки под небольшим углом к ее оси, примерно в 60—70 см от наружных ограничителей. При подаче задним ходом можно следить за внутренним въездным флажком через заднее стекло до тех пор, пока машина не начнет непосредственно въезжать в бокс. После этого удобно контролировать ее движение через открытое стекло левой передней двери. Глубина бокса ненамного превышает длину автомобиля. Вот почему нужно остановить его, как только передний буфер зайдет за линию въездных флажков. Тоннельные [габаритные] ворота, колея, доска На улицах города нередко можно видеть, как водитель, ни на секунду не задумываясь, проводит машину одним колесом по трамвайному рельсу или по узкому кусочку асфальта между двумя выбоинами. Тот же водитель, попав на соревнования, старается изо всех сил, но у него ничего не получается. Он высовывается по пояс при левой колее, пересаживается на правое сиденье при правой, и все же срывается с доски или сбивает ограничители. В чем тут дело? Каждый шофер привык к определенной посадке за рулем, при которой он прекрасно чувствует колею и габариты автомобиля. Выполняя упражнения, нужно принять обычную посадку за несколько метров до начала фигуры и следить только за тем, чтобы автомобиль не изменил направления движения. Это бывает особенно часто, когда расположение фигур на площадке предусматривает какойлибо поворот после одной из них (например, «змейка» после доски). Нетерпеливый спортсмен в данном случае раньше времени начинает поворот и срывается с доски задним колесом. Эстафета Это одна из самых простых фигур, на которой можно наверстать время. Но и здесь нельзя злоупотреблять скоростью. Выполняя данное упражнение, надо быть особенно расчетливым. Подъезжать ко второй стойке желательно так, чтобы автомобиль уже был направлен на следующую фигуру. Это тем более важно, что, как правило, за эстафетой следует колея или линия «стоп». Контрольные линии и линия «стоп» Данные упражнения несложны, но коварны. Злоупотребление скоростью может привести к их невыполнению. Особенно это нужно учитывать на мокрой или ледяной площадке. Подавая автомобиль назад при упражнении «контрольные линии», далеко отъезжать не следует, чтобы не терять драгоценное время. Подъезжая к линии «стоп», спортсмен должен заботиться о перпендикулярном положении машины по отношению к линии. Только когда контакт с ней осуществляется обоими колесами, это упражнение считается выполненным. Скорость и интенсивность торможения следует выбирать так, чтобы уже за несколько сантиметров до линии машина еле катилась. Тогда ее можно спокойно «посадить» точно на линию, не боясь проскочить юзом. Как уловить момент касания колесами линии? На «Москвиче» можно высунуться из окна и увидеть переднее колесо, причем сразу после окончания предыдущего упражнения. На «Волге» это сделать очень трудно; тут стоит выбрать какой-нибудь ориентир, «прицеливаясь» через который можно точно контролировать положение колеса. В заключение еще один совет молодым спортсменам. Даже потерпев неудачу (например, задев несколько флажков), не съезжайте с фигуры — в этом случае за уклонение от выполнения упражнения вас могут исключить из зачета. Вывод: всегда заканчивайте упражнение, независимо от количества сбитых флажков. Изложенные выше рекомендации, проверенные мной на многих соревнованиях, мне думается, принесут пользу молодым спортсменам — участникам III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. Ю. МИХАЙЛОВ, мастер спорта.Чп равильн онеправильно увеличить скорость, он резко прибавляет газ. В результате заносится передняя часть машины и звон сбитых ограничителей оповещает спортсмена, что он стал обладателем штрафных очков. Во избежание этого увеличивать скорость нужно плавно. Нельзя забывать и об отбойных флажках. В случае перемены направления движения (круг задним ходом после переднего, и наоборот) следует полностью вывести автомобиль за пределы фигуры, иначе будет засчитано невыполнение упражнения. «Змейка» Основа четкого прохождения «змейки» как передним, так и задним ходомправильный въезд в фигуру. При въезде в «змейку» старайтесь направить автомобиль так, чтобы поворот для движения к последующему флажку происходил не у предыдущего, а между ними. Приведем характерный пример. Спортсмен входит в «змейку» справа, то есть первый флажок остается слева от машины. Нужно направлять ее правым крылом не на второй флажок, а нескольк о левее. В тот момент, когда автомобиль полностью пересечет линию флажков, необходимо как можно быстрее повернуть руль вправо до отказа. Тогда в момент прохождения серединой машины второго флажка она будет уже направлена на третий или в крайнем случае параллельно оси фигуры. Аналогично проходят и остальные ограничители. Важно следить также, чтобы автомобиль двигался как можно ближе к флажку. Удаление от него может привести к тому, что машина не «впишется» в последний пролет. Так же выполняется и «змейка» задним ходом. Разница лишь в тем, чтоШЗВъезд в бокск правильноnaHHSnBfie&BSt7неправильно