За пашуСоветскуюРодину!«Одна из крупнейших задач—всемерное развитие химической промышленности, полное использование во всех отраслях народного хозяйства достижений современной химии, в огромной степени расширяющей возможности роста народного богатства, выпуска новых, более совершенных и дешевых средств производства и предметов народного потребления. Металл, дерево и другие материалы будут все более заменяться экономичными, практичными и легкими синтетическими материалами». Эти слова Программы партии — наглядное доказательство того огромного значения, котороепридается в нашей стране большой химии. О том же говорят решения Пленумов Центрального Комитета, в которых большое внимание уделяется развитию химической промышленности. Это закономерно. Наука, техника, сельское хозяйство — всюду химия дает новые конструкционные материалы, новые технологические методы, новые вещества. Не избежал ее благотворного влияния и автомобиль. О конкретных примерах применения в автомобиле вновь создаваемых в научно-исследовательских институтах, на заводах веществ и конструкций рассказывают на страницах нашего журнала ученые.Наступление полимеров вызывало удивительные превращения. Легче становились отдельные детали и весь автомобиль, проще технологические операции. Пластмассовая крышка клапанного механизма, к примеру, лучше помогает глушить шум, чем металлическая. Пластмассовая крыльчатка водяного насоса практически бессменна, а чугунная в период эксплуатации корродирует, изменяя характеристику работы насоса. Со временем этих чудесных превращений станет еще больше. Замена стальной крыльчатки вентилятора на пластмассовую позволит сократить количество деталей и вес крыльчатки, снизить шумность работы вентилятора. Замена трубопроводов топливной системы из цветного металла трубопроводами из поливинилхлоридного пластиката повысит вибростойкость топливной системы. В ближайшее время практически будет ликвидирована смазка деталей шасси отечественных автомобилей. Если сегодня шоферу или автолюбителю приходится смазывать 20—25 точек, то с внедрением полимерных материалов это число сократится до минимума. Пластмассовые шкворневые втулки с хорошим уплотнением защитят смазку, заложенную при сборке узла, и трущиеся детали от пыли и грязи. Применение полимеров исключит также смазку карданной передачи. Наконец, комфортабельный пластмассовый куз.ов автомобиля будет исключительно прост в изготовлении: всего 50—60 деталей вместо 400 для металлического. Крылья, капот, двери, основание, крыша — все из стеклопластика. Противоударная стойкость таких деталей в два-три раза выше, чем металлических. Ремонт кузовных пластмассовых деталей легче и доступнее. Это проверено практикой. Однажды львовский автобус с пластмассовой передней частью потерпел аварию. Только благодаря высокому сопротивлению стеклопластиков ударам водитель не получил повреждений, а автобус удалось восстановить без особого труда. У нас в стране в настоящее время проводится ряд работ по изготовлению кузовов из стеклопластика. На автомобиле с таким кузовом неоднократно выступал мастер спорта Г. Сургучев.Рассназначинает руководитель отдела полимеров Научно-исследовательского автомобильного и авто моторного института (НАМИ) Олег Владимирович ТАМРУЧИ. ПОЛИМЕРЫ НАСТУПАЮТ•"•ластическая масса — материал, обладающий некотоР Р " Р ° й пластичностью, не хрупкий, но в то же время способный сохранять приданную ему форму» — так сказано в толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова. В переводе на язык техники это означает, что пластмассы могут выдерживать нагрузку, способны противостоять растяжению и разрыву. Эти свойства присущи и металлам, но пластмассы легче; коррозия — злейший враг железа и стали — им не страшна. Естественно, что материалы с такими качествами вызвали к себе внимание специалистов многих отраслей техники, в том числе и автомобильной. Большая комфортабельность, меньший вес, увеличенный срок службы — эти практические преимущества, появляющиеся при использовании пластмасс, настойчиво будили мысль конструкторов. Майский Пленум ЦК КПСС 1958 года создал условия для широкого развития химической промышленности в нашей стране. Полимеров стало больше, качество их лучше. Пошли в наступление полимеры ив автомобилестроении. Потребность в них по сравнению с предыдущими годами удвоилась и даже утроилась. Количество Вес деталей из •пластмасс этих деталей (кг) (штук) 110 85 40 50 210 2,3 3,0 4,5 4.3 95,0Q<mСО <U О< Q.шX шт>Автомобиль ЗАЗ-&65 «Москвич-407> ГАЗ-69 ПАЗ-652 ЛАЗ-695Б1 < 03 Гоночный автомобиль -Q с кузовом из стеклопласта ГО <В свое время была изготовлена облицовка радиатора малолитражного автомобиля. Вот уже три года она эксплуатируется и находится в хорошем состоянии. Пластмассовые ниши автобусов ЛиАЗ-158, прошедших свыше 100 тысяч километров в тяжелых дорожных условиях, также отлично выдержали испытания. В последующие годы пластмассы продолжат наступление. Удельный вес их в автомобиле возрастет более чем в 11 раз ик 1980 году одних только наименований пластмассовых автомобильных деталей будет около 1600.5О О<_о XшТщВ разговор включается заместитель > директора по научной части Научноисследовательского института шинной промышленности Петр Натанович ОРЛОВСКИЙ.НОВАЯ «ОБУВЬ» АВТОМОБИЛЯ'%Ш силиями институтов и заводов в последнее время 'Я созданы принципиально новые и усовершенствованные стандартные конструкции. Прежде всего это шины типа Ри PC, шины высокой проходимости (арочные, пневмокатки и др.) и широкопрофильные, которые могут успешно работать как на дорогах с твердым покрытием, так и на мягких заболоченных, песчаных или заснеженных дорогах. Значительно расширен и модернизирован ассортимент сельскохозяйственных шин. Шины типа Р предназначены для массовых грузовых и легковых автомобилей и для сельскохозяйственных машин. От шин стандартной конструкции шины Р отличаются меридиональным (радиальным) и параллельным расположением нитей корда в каркасе и жестким нерастяжимым брекерным поясом (резинокордная деталь, расположенная между каркасом и протектором шины). Меридиональное расположение нитей позволяет уменьшить число слоев корда в каркасе, снизить вес шины, сообщить ее боковым стенкам большую мягкость и повысить комфортабельность езды. Жесткий брекерный пояс сводит к минимуму проскальзывание и перемещение элементов протекторного рисунка в зоне контакта шины с дорогой, благодаря чему резко возрастает износостойкость протектора. В итоге шина радиальной конструкции значительно более долговечна, чем стандартная, и дает очень большую экономию автомобильного топлива. Преимущества радиальной конструкции привели к организации промышленного выпуска шин Рв нашей стране и за рубежом. Разновидностью шины Р является шина PC, отличающаяся от нее съемным протектором. Инициатором развития промышленного производства шин PC для грузовых автомобилей ГАЗ-51 явился Ярославский ордена Ленина шинный завод. Бескамерные арочные шины — надежное и простое средство повышения проходимости серийных грузовых автомобилей, сельскохозяйственных и других машин в условиях бездорожья. Широкий профиль (до 0,7—0,8 м) и низкое внутреннее давление воздуха в шине (0,5—2,0 кг/см2) позволяют получить низкое удельное давление шины на грунт, что обеспечивает резкое повышение проходимости автомобиля и других машин по бездорожью. Для создания колесных машин сверхвысокой проходимости НИИ шинной промышленности совместно с МВТУ имени Баумана разработал новый тип шин — пневмокатки. Особенностью их конструкции является резко увели-ченная ширина профиля шины при сравнительно небольшом наружном и очень малом посадочном диаметрах. Это позволяет обеспечить высокую грузоподъемность при миа нимальном (до 0,1 кг/см ) внутреннем давлении воздуха. Низкое внутреннее давление воздуха в шине и большая ширина профиля обеспечивают большую площадь контакта и хорошее сцепление шины с дорогой. Пневмокатки найдут применение для работы в условиях заболоченных грунтов и снежной целины. НИИ шинной промышленности занимается, однако, не только конструкциями, но также изучением, выбором и освоением наиболее прогрессивных материалов для производства шин и усовершенствованием технологических процессов изготовления изделий. С этой целью промышленностью созданы новые высококачественные каучуки, разработана новая рецептура резин и составов для пропитки корда. Освоен выпуск новых видов корда из химических волокон, высокоактивных печных саж из жидкого сырья. Все это дает возможность в полтора-два раза поднять ходимость шин. Сейчас для нас главная задача — ускорить промышленный выпуск новых типов высокоэластичного каучука, на основе которого должно развиваться производство шин высокой ходимости. Когда это будет сделано, резко сократится потребление натурального каучука, который, как известно, стоит очень дорого. Предстоит решить также ряд крупных проблем: улучшить качество ныне выпускаемого синтетического каучука и вискозного корда, освоить производство новых химикатов-добавок, необходимых для приготовления высококачественных резиновых смесей, усовершенствовать составы для пропитки корда. Мы должны в ближайшие годы превысить лучшие показатели ходимости шин в капиталистических странах.<JQ СО <и о<Слово берет начальник отдела лакокрасочных материалов Научно-исследовательского и проектного института лакокрасочной промышленности Яков Львович РАСКИН.АВТОМОБИЛЮ — ВЕЧНУЮ МОЛОДОСТЬбывал на автомобильных заводах, видел, К аждый, ктогромадные ванны, куда опускают кузова легвероятно, ковых машин и кабины грузовых. В них производится грунтовка — одна из начальных операций процесса окраски машин. В каждую ванну заливается до 60 тонн раствора грунта. Эти растворы содержат в себе токсичные вещества, вредно отражающиеся на здоровье рабочих. Наш институт создал на основе синтетических смол новый грунт, раствор которого безвреден для окружающих. Новый грунт испытывался на Московском заводе малолитражных автомобилей в опытных небольших ваннах. Результаты были неплохие. Теперь мы собираемся повторить испытания на Горьковском автозаводе — но в ваннах большего размера, в условиях, максимально приближенных к производственным. Новый грунт не обладает горючестью — свойство немаловажное, особенно если учесть, что температура в находящихся рядом сушильных камерах достигает +170 градусов и при употреблении старого грунта бывали вспышки. В новом грунте в качестве основного растворителя применяется вода. Это значительно упрощает его использование: ведь для раствора старого грунта требовались специальные вещества. Не так давно новые легковые автомобили уже через несколько месяцев эксплуатации теряли свой блеск и нарядный вид. Для восстановления его нужно было выполнять сложные и трудоемкие шлифовочно-ролировочные операции. Это происходило потому, что применявшиеся для окраски нитроцеллюлозные эмали со временем тускнели. На смену им пришли созданные в нашем институте синтетические алкидномеламиновые эмали, которые позволяют автомобилю значительно дольше сохранять привлекательность. Дальнейшие поиски привели к разработке еще одного вида эмалей — на основе полиэфиракрилатов. Эти новые материалы созданы в Институте физической химии Академии наук СССР. Эа рубежом они стали известны много позднее, чем в нашей стране. Эти эмали, как и алкидномеламиновые, содержат почти в три раза больше пленкообразующих веществ, чем нитроцеллюлоз-а. щX ш-ОтQ<m -О го<О О<о. ш-ОX шт ные. Поэтому цикл окраски автомобилей значительно сокращается. Полиэфиракрилатные эмали придают машине еще большее декоративное великолепие, чем алкидномеламиновые и, кроме того, требуют' в три раза меньшего расхода дефицитных растительных масел. Институт занят сейчас отработкой технологии производства этих эмалей. Сырьем химическая промышленность нас обеспечит: на ряде заводов изготовление полиэфиракрилатов начинается в больших масштабах. В 1964 году, когда новая эмаль будет выпущена в значительных количествах, ею окрасят большие серии автомобилей. Каждому, наверное, доводилось видеть открытые железнодорожные платформы со стоящими на них в ряд легковыми машинами. Что и говорить, способ транспортировки простой. Но во время таких перевозок и, далее, при хранении краска под влиянием дождей, пыли, солнца портится. Чтобы этого не было, мы разработали профилактический состав; Машина покрывается им на время транспортировки. Этот состав отдан на Горьковский автозавод для испытаний. Он наносится в виде пленки, которую можно смыть водой. До сих пор почти все грузовые автомобили, движущиеся по нашим городам, окрашены* в темно-зеленый защитный цвет. Это было необходимо во время войны, но те-' перь, когда города столь решительно преображаются, автомобиль должен сменить окраску, чтобы наши улицы стали еще наряднее. Ярославские заводы «Свободный труд» и «Победа рабочих» создали эмали разных цветов для окраски деревянных платформ и кабин автомобилей. Эти эмали сделаны на основе синтетических соединений. Казалось бы, в покрытиях нуждаются только наружные части автомобилей, а о том, что расположено под кузовом, думать не нужно. Но это не так. Злейший враг металла — коррозия — добирается прежде всего до подкузовных частей. А это — важнейшие агрегаты машины. Институт разработал улучшенную мастику для покрытия нижних частей автомобиля. Агрегату, который такой мастикой защищен, никакая коррозия не страшна. Ее начали применять в этом году на Горьковском автозаводе, а еще раньше — на Московском заводе малолитражных - автомобилей. Над чем институт собирается работать в ближайшее время? Прежде всего — над созданием водорастворимых грунтов на безмасляной основе. Дело в том, что одной из составляющих такого грунта является растительное масло — продукт дефицитный. Есть масло ив эмалях. Но существуют эмали, которые вообще в жировой основе не нуждаются — полиакрилатные. Ими мы и займемся. Наши изделия на эксплуатационные качества автомобилей непосредственно не влияют. Но зато в нашей власти увеличивать срок жизни автомобиля, делать его вечно молодым с виду, всегда приятным для глаза. Это очень важно даже психологически, ибо внешне красивая машина вызывает желание тщательно следить за состоянием всех агрегатов. И, таким образом, срок ее жизни намного увеличивается.Q<ливого материала. Материал этот дает химия. Институт разработал и разослал для испытания на автобазы, находящиеся в разных климатических условиях, ремни, изготовленные на основе лавсана и высокопрочной вискозы. Испытания проводились ив институтских лабораториях, на стендах. Вот что они показали: Ремеиь 105X5X200 (от <Москвича-407>) Материал, из которого изготовлен кордшнур Хлопчатобумажный ремень Высокопрочная вискоза Долговечность в часах работы 29 173m го < U О<-Оо. шJQш><QшГО<О Ош< а._QX шX >Заканчивает беседу Сергей Васильевич БУРОВ, заместитель директора по научной части Научно-исследовательского института резиновой про< мышленности. РЕМНИ, КЛЕЙ, УПЛОТНЕНИЯm-О <Вентиляторный ремень — деталь как будто бы малозаметная. Ухода за ним особого не требуется, изредка лишь нужно регулировать натяжение. При слабом натяжении интенсивность охлаждения падает, двигатель перегревается. Но как бы сильно ни натянуть ремень (а это тоже вредно: быстро изнашиваются подшипники вентилятора), через какое-то время регулировку приходится производить опять. Так повторяется несколько раз, и наступает наконец момент, когда никакие подтягивания не помогают — ремни надо выбрасывать. На многих моделях машин таких ремней несколько, и, если принять во внимание масштабы автомобильного парка страны, станет ясно: увеличение срока службы ремня — проблема большого народнохозяйственного значения. За решение ее и взялся наш институт. Основной силовой частью ремня является кордшнур. Чтобы увеличить долговечность ремня, нужно кордшнур делать не хлопчатобумажным, а из другого, более вынос1*гоО<о-ОЕсть еще более заманчивый материал — анид. Он представляет собой полиамидное волокно. Стойкость его при тех же испытаниях составила 350 часов. Наш институт разработал конструкцию ремней из анида, а химическая промышленность налаживает сейчас выпуск исходного материала. Не забыли мы и одну особенность, связанную с применением новых веществ. Дело в том, что кордшнуры из вискозы, лавсана и анида хуже сцепляются с резиной, чем хлопчатобумажные. В работе это чревато неприятными последствиями. Для того чтобы таких последствий не было, на поверхность шнуров из химических материалов наносят специальные вещества — латексы с добавлением смол. После вулканизации сцепление получается отличное. Есть такие материалы в конструкции автомобиля, о существовании которых большое число людей просто не догадывается. А между тем влияние этих материалов огромно. Летом 1961 года из разных мест начали поступать тревожные сигналы: в автомобилях отклеиваются уплотнители дверей, обивка. Лето было жарким: клей не выдержал. Это был клей марки 88, изготовлялся он на основе синтетического каучука и специальной смолы. Пришлось приступить к работе над новым сортом клея. Совместно с ереванским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института синтетического каучука был изготовлен новый полимер, а на его базе — более теплостойкий клей. Кузов с крепленым потолком, дверь с уплотнениями испытывались в печах до температуры + 7 0 градусов. Клей выдержал. Все больше наших машин идет теперь в тропические страны; поэтому клей должен выдерживать температуру до +100 градусов. Мы этого добиваемся. И еще есть проблема, над которой мы трудимся. Это — уплотнения. Казалось бы, что сложного — резиновое кольцо. Но стойкость этого кольца существенным образом влияет на работу многих гидроагрегатов автомобиля. При течи масла ни один узел действовать не будет. Совместно с московским заводом «Каучук» институт провел исследования по созданию специальной резины. Требования были таковы: уплотнения должны работать не менее четырех тысяч часов при температуре от —45 до +130 градусов. Резина В-14-1 соответствовала этим требованиям, но срок службы уплотнений из нее составляет всего тысячу часов. Другой сорт—ИРП-1269 — давал долговечность при стендовых испытаниях до двух тысяч часов. И сейчас продолжаются работы над созданием резины с долговечностью деталей из нее до четырех тысяч часов. У института в перспективе много интересных тем. Химия создает такие материалы, как например фторкаучук. Из него можно будет делать сальники, не боящиеся высоких температур. Полиизопреновые каучуки смогут работать как отличные амортизаторы. Многое дзет химия автомобилю сегодня, а еще больше сможет она дать ему завтра. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Эти слова великого русского ученого М. В. Ломоносова, сказанные им двести лет назад, сегодня могут быть повторены с неизмеримо большим основанием. Шина стандартной конструкции и шина типа Ро. шшТ>