10
11
завод и школаять лет назад, в декабре 1958 года. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью ио дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Опыт перестройки школьного образования подтвердил своевременность и обоснованность мероприятий партии и правительства. Политехническая школа сыграла и проПдолжает играть огромную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения, формировании всесторонне развитых членов коммунистического общества. Сегодняшние выпускники школ не только получают аттестат зрелости, но и приобретают различные технические специальности, позволяющие им активно включиться в коммунистическое строительство.Многолетняя тесная дружба связывает 475-ю политехническую школу столицы с Московским заводом малолитражных автомобилей. Во многих цехах завода школьники ежедневно проходят производственное обучение. Один из таких дней и запечатлен в этом репортаже. Проходная завода. Идет рабочая смена. В плотном людском потоке рядом с кадровыми рабочими — школьники. Отцы и дети. И зачастую не только в переносном, но и прямом смысле: ведь родители многих учеников 475-й школы трудятся на «малолитражке». Вот идет ветеран завода,, старший мастер кузнечного цеха Гитун Тигранович Саядян (фото 1], а рядом с ним его дочь, девятиклассница Тамара —»здесь, на заводе, она проходит производственную практику. Старшеклассники пришли в цех (фото 2). Посмотрите с каким вниманием слушают они мастера производственного обучения Д. Лукьянова. Таков поря- школьникам инженеры завода, командиры производства (фото 6). Производственным обучением школьников не исчерпываются связи школы с заводом. Многие из ее выпускников не порывают с производством и после окончания школы. Вот один из них — Владимир Белов (фото 7). Сейчас он слесарь-сборщик на главном конвейере завода, имеет второй производственный разряд. И как знать, может быть, по его пути пойдут и теперешние девятиклассники Андрей Очков и Борис Ки-док: и ученик и опытный рабочий, наг чиная трудовой день, должны получить задание. Работа началась. Уже знакомую нам Тамару Саядян мы встретили в цехе сборки и окраски автомобилей. Она работает «а участке монтажа приборов электрооборудования (фото 3). Наблюдая за ее ловкими движениями, мы подумали, что в тех нарядных и сверкающих лаком автомобилях, что сойдут сегодня с заводского конвейера, будут приборы, собранные и ее умелыми руками. Среди этих машин будут наверняка и те, на которые двигатель устанавливал одноклассник Тамары Костя Наумов (фото 4). Он работал в этот день на главном конвейере и, как сказал нам мастер, справлялся с заданием отлично. Мы решили посвятить этому худощавому серьезному пареньку еще один кадр, который, правда, сделали не на заводе, а в школе (фото 5). Идет урок физики. И, конечно, вряд ли кто-нибудь лучше Кости объяснит принцип и порядок работы двигателя внутреннего сгорания. Ведь он познал все это ив теории и практически. Так завод помогает школе. Чтобы стать слесарем-сборщиком автомобиля, недостаточно приобрести только практические навыки, надо иметь и солидную теоретическую подготовку. Триста учебных часов насчитывает этот курс и включает такие предметы, как «Машиноведение», «Общее устройство автомобилей», «Основы машиностроительного черчения», «Технология сборки автомобилей» и другие. Преподают егосуленко, которым уже доверена серьезная работа — установка колес «Москвича-403» (фото 8). И конечно, каждый из ребят мечтает научиться водить автомобиль. Ну что ж, и это желание вполне осуществимо: завод передал школе «Москвич», на котором под руководством инструктора М. Крутских можно постичь секреты вождения автомобиля. На нашем кадре за рулем одиннадцатиклассник Николай Федичкин (фото 9). Это лишь один день из жизни школы и завода, обычный будничный день. Школа не может отставать от развития современной науки и производства. Воспитанники ее должны входить в жизнь всесторонне подготовленными к тому, чтобы занять свое место в рядах строителей коммунизма. Репортаж В. Бровко и Г. Зингера.QLS*-=^1'V.