СОВЕШШНИКИоллективу Минского автомобильного завода в 1964 году предстоит завершить освоение производства большегрузных автомобилей MA3-5Q0, МАЗ-503 и МАЗ-504, которые будут выпускаться взамен широкоизвестных в нашей стране и за рубежом МАЗов моделей 200, 205, 200В и других. Грузовой автомобиль МАЗ-500. ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ МАЗ-500 с бортовой платформой предназначен для перевозки массовых, а также крупных чеделимых грузов. У САМОСВАЛА МАЗ-503 металлический ковшовый ку ­ зов, приспособленный для грунта и скальных пород. Самосвал МАЗ-503Б имеет металлическую универсальную платформу с открывающимся при опрокидывании задним бортом. Он создан для перевозки массовых сыпучих грузов. ТЯГАЧ МАЗ-504 с седельно-сцепным устройством рассчитан на буксировку полуприцепа типа МАЗ-5245 по дорогам с твердым покрытием. Он предназначен для междугородных и других перевозок массовых грузов, а кроме того, м о ­ жет быть использован для крупногабаритных грузов. Тягач МАЗ-504Б в отличие от МАЗ*-504 оборудован гидравлической системой, приводящей в действие механизм подъема платформы самосвального полуприцепа. У автомобилей МАЗ-503 и МАЗ-504 база на 650 мм меньше, чем у МАЗ-500, — это повысило их маневренность. Новые автомобили отличаются лучшими динамическими качествами. Удельная мощность двигателя у них 12,5—13 л. с. на тонну полного веса машины (против 8,8—9,5 л. с/т. у их предшественников). Все они — двухосные с приводом на задн юю ось (колесная формула 4X 2). Чтобы ограничить максимальный осевой вес и создать примерно одинаковые условия для работы шин передних и задних колес, конструкторы добились такого распределения нагрузки: на переднюю ось груженого автомобиля 4225 кг (29 процентов), на задний мост — 10 000 кг (71 процент), а на каждую ось автомобиля без груза — примерно по 50 процентов. Благодаря этому достигнуто удовлетворительное сцепление задних, ведущих колес с дорогой. В сравнении со старыми новые автомобили имеют более мощный двигатель — ЯМЗ-236 (о немсм . «За рулем», 1960, № 5) — и иную компоновку, которая позволила сократить базу и общую длину, увеличить грузовую платформу и поднять грузоподъемность (при томже собственном весе автомобилей). Новая компоновка применена не случайно. Дело втом , что установка двигателя ЯМЗ-236 на автомобилях старых моделей и увеличение максимальной скорости требуют значительного повышения надежности агрегатов, а следовательно, увеличения веса всей конструкции или применения высокопрочных материалов. Поэтому конструкторы, используя накопленный опыт и учитывая слабые места в конструкции автомобилей старых моделей, пошли по новому пути. У двухосных автомобилей типа МАЗ-500 откидывающаяся кабина, расположенная над двигателем. В отличие от старой, деревянной, обшитой металлическим листом, она представляет собой штампо-сварную цельнометаллическую конструкцию и имеет обтекаемую форму. Кабина откидьу^ вается под углом 45 градусов и опускается усилием одного человека. При этом полностью открывается двигатель и значительно облегчается доступ к нему для обслуживания. Самоопрокидыванию кабины препятствует запорный механизм, который дополнительно страхуется ограничителем. Кабина оборудована отопительно-вентиляционным устройством. Для водителя предусмотрено регулируемое сиденье и спальное место для отдыха в пути. Сиденье и спинки изготовлены из губчатой резины и обтянуты кожзаменителем. Мягкие сиденья и эластичная подвеска автомобиля обеспечивают комфортабельность и снижают утомляемость водителя при движении. Удобное расположение рычагов управления и приборов, наличие гидроусилителя руля и пневматический привод тормозов обеспечивают легкость управления, удобство работы шофера. Основными деталями рулевого механизма являются винт и гайка с перекатывающимися шариками. В нижней части рулевой колонки установлен шарнир для складывания ее при опрокидывании кабины. Сцепление новых автомобилей сухое, однодисковое с периферийным расположением нажимных пружин. Привод сцепления гидравлический, дистанционный. На новых автомобилях устанавливается трехходовая пятиступенчатая коробка передач. Управление коробкой — ди-if станционное механическое; передаточные числа: 1-я скорость — 6,17, 2-я — 3,40, 3-я — 1,79, 4-я — 1,00, 5-я — 0,73, задний ход — 6,69. ' Карданная передача состоит из трубчатого карданного вала открытого типа. Шарниры с централыной крестовиной выполнены на игольчатых подшипниках. Передняя ось представляет собой стальную балку двутаврового сечения. Задний мост имеет главную и колесные передачи. Одинарная главная передача состоит из пары ко ­ нических шестерен со спиральными зубьями. 'Передаточное число — 2,667. Полуоси — разгруженного типа, дифференциал — конический с четырьмя сателлитами. Для переключения скоростей заднего моста служит пневматический привод. Высокая мощность двигателя, пятискоростная коробка передач обеспечивают работу автомобиля на выгодных режи ­ мах в разнообразных дорожных условиях. Подвеска автомобиля — более мягкая по сравнению со старой. В передней подвеске применены гидравлические амортизаторы двухстороннего действия телескопического типа. Предусматривается, что новые автомобили эксплуатируются с шинами 11.00—22". Система электрооборудования новых МАЗов 24-вольтовая. Стартер 'с электромагнитным включением имеет мощность 11 л. с. Новый бортовой автомобиль выпускается пока с деревянным кузовом, основание которого обшито металлом. Задние и боковые борта сделаны откидными. Длина платформыКJ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ НОВЫХ МАЗово о от пмоЧ1< ЕВес буксируемого полуприцепа (или прицепа) с полной нагрузкой, к г Наименьший радиус поворота (по крылу наружного переднего колеса), м Максимальная скорость движения автомобиля с полной нагрузкой, км/час Контрольный расход топлива на 100 км пути по шоссе для автомобиля с полной нагрузкой без прицепа (автомобиля-тягача с полной нагрузкой), л Емкость топливного бака автомобиля (двух топливных баков тягача), л Запас хода, кмот А < 2от т < 2о12 000—18 00097,57,5756075252844175 700100 350350 800ВЕСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7000 7700 Грузоподъмность, кг 7500 на седло Вес снаряженного ав6750 6500 6500 томобиля, к г Нагрузка на перед3200 3350 3250 нюю ось, к г Нагрузка на заднюю 3400 2700 3250 ось, кг Полный вес автомо14 225 13 925 14 125 биля, к г 4565 4125 4225 на передню ось, к г 9360 10 000 на заднюю ось, к г 10 000 Вес незаправленного 6400 5700 автомобиля, кг 6100Автомобиль-самосвал МАЗ-504Б вкарьере . Автозавод ведет работы по созданию ряда модификаций специализированных автомобилей и автопоездов на базе новых автомобилей МАЗ-500, МАЗ-503 и МАЗ-504. Это грузовые автомобили для Крайнего Севера и для жар ­ кого Юга, имеющие особенности, связанные с требованиями холодного и жаркого климата. Это автопоезд общей грузоподъемностью 13 тв составе самосвала и самосвального прицепа, кузова которых опрокидываются на обе стороны. Автомобиль-тягач МАЗ-509 (колесная формула 4X4 ) с лесовозным оборудованием и прицепом-роспуском способен перевозить пакет леса в хлыстах весом до 18 т. МАЗ-500 с прицепом МАЗ-5243В составит 14-тонный автопоезд для транспортирования товаров народного потребления, требующих защиты от осадков; и автомобиль и прицеп оборудуются высокобортными платформами со съемными надставками, дугами и тентом. Другая модификация — длиннобазный автомобиль МАЗ-500Г для длинномерных грузов. На его шасси будут устанавливаться также мастерские, фургоны, рефрижераторы. Применение новых автомобилей Минского автозавода в народном хозяйстве позволит повысить производительность транспортных работ, облегчит условия труда шоферов. А. АНИСКЕВИЧ, А. ШАПОВАЛОВ, М. ВЫСОЦКИЙ, инженеры.4860 мм , ширина 2325 мм , высота 665 мм . Кузов автомобиля МАЗ-503 — металлический с защитным козырьком. Есть два варианта кузова: ковшового типа емкостью 4м3и универсальный емкостью 5,1 м3 . Автомобили МАЗ-504 оборудованы двухщарнирным седельным устройством с автоматическим замком, сцепляющимся со шкворнем сцепного устройства полуприцепа. Базовой моделью всего семейства новых автомобилей Минского автозавода является грузовой автомобиль МАЗ-500, который успешно прошел государственные испытания. Испытания подтвердили его преимущества в эксплуатационных качествах перед автомобилями МАЗ-200 и МАЗ-200В: он показал более высокую среднюю техническую скорость, экономичность, надежность, комфортабельность в движении. Автомобили-самосвалы МАЗ-503 и МАЗ-503Б тоже успешно прошли межведомственные испытания. Производительность этих машин в карьерных условиях и на перевозках различных строительных материалов оказалась значительно выше, чем их предшественника МАЗ-205. ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ Система охлаждения Система смазки двигателя Картер коробки передач Картер заднего моста Картеры нолесных передач (ступицы) Гидросистема опрокидывающего механизмаг. Минск.Автопоезд в составе МАЗ-504 и МАЗ-5245.35 24 4,5 7л ллл3 л 25 лНОВОСТИ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ