ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОРубрика «Советуясь с читателями» появилась в журнале в апреле прошлого года. И сразу увеличился приток писем. Многие сотни людей приняли участие в этой своего рода заочной читательской конференции. Таная конференция, конечно, не может заменить «личные контакты» редакции с теми, для кого она работает. Напомним, что в 1963 году состоялись встречи в Москве, Минске, Таллине, Киеве, Ереване, Нальчике, Орле, Астрахани и ряде других городов (о них сообщалось в журнале). Редакция постарается как можно чаще практиковать такие встречи ив дальнейшем, а также расширить их географию. Но ни одна из них не выявит всего многообразия интересов и мнений, не сможет дать столь «статистически достоверных» сведении, как обширная переписка с читателями. Вот почему редакция придает ей большое значение. О чем же пишут читатели? Каким хотят видеть свой «кровный» журнал, как назвал его автолюбитель С. Кордатов из Подольска? Группа писем посвящена структуре журнала, соотношению материалов на разные темы. Е. Данильченко (г. Донецн), И. Токарев (г. Сальск Ростовской области) и некоторые другие читатели обратили внимание на сложившуюся одно время диспропорцию, преобладание статей и заметок, адресованных мотоциклистам. Один из читателей подсчитал даже количество материалов на «автомобильные» и «мотоциклетные» темы в отдельных номерах журнала (строгие и точные у нас судьи!). Редакция учла эти замечания и приняла меры, чтобы выправить крен. Правда, некоторые читатели-мотолюбители считают, что в журнале слишком много места занимают «автомобильные» материалы. В этом, наверное, сказывается желание почерпнуть как можно больше полезного и интересного в близкой им области. Что ж , стремление вполне естественное, так же, как и желание любителей водно-моторного спорта (письма И. Котова из Казани и других) найти на страницах журнала сведения об эксплуатации подвесных моторов, как и желание автомоделистов (письмо свердловчанина Н. Борисоника) прочитать о самых маленьких машинах. Редакция постарается по возможности удовлетворить интересы всех этих категорий читателей. В нынешнем году будет расширен «Клуб «Автолюбитель», намечается разнообразить его тематику, уделить первостепенное внимание эксплуатации машин «в домашних условиях», кан сформулировал это инженер-конструктор из Свердловска' В. Летовальцев. Именно страницы «Клуба» должны помочь организовать обмен опытом эксплуатации машин, как желает С. Кордатов. Очевидно, «Клуб» удовлетворит интересы и Ю. Китяева (г. Кинешма Ивановской области), который считает, что для автомобилистов нужны такие же материалы, какие печатаются под рубрикой «Вам, молодые мотоциклисты». Эта последняя рубрика прочно закрепилась на страницах журнала и, судя по письмам, пользуется популярностью. Она по-прежнему останется регулярной. Редакция будет стремиться полнее освещать вопросы водно-моторного и автомодельного спорта, помогать любителям практическими советами и консультациями. В нынешнем году вводится новая рубрика «В дорогу дальнюю». Это будет страничка, на которой смогут найти сведения по туризму, по составлению ближних и дальних маршрутов путешествующие на колесах. «Советы бывалых», «Инженеры отвечают читателям», «Тем, кто ездит на...». «Почтовый ящик» (теперь эта рубрика называется «Вы спрашиваете...») — страницы, на которых находят конкретные практические советы и начинающие и опытные авто- и мотолюбители. Так считают П. Телегин (г. Воронеж), И. Денисенко (Донецкая область) и многие другие. Редакция согласна с В. Никитенко (г. Киев), Б. Чибисом (г. Северодонецк), Г. Залюбовским (г. Барнаул), что надо больше внимания уделить этим разделам, требовательнее подходить к подбору публикуемых здесь материалов. Читателю нужны, как справедливо считает В. Никитенко, материалы, которых нельзя найти в учебниках, пособиях и инструкциях, его интересуют и вопросы теории, которые следует подавать в популярном изложении. Особым интересом пользуются «Советы бывалых». Ведь обмен опытом как воздух необходим авто- и мотолюбителям. Чтобы сделать этот отдел полнокровным, нужна активная, повседневная помощь читательского актива, постоянный приток материалов. В рубрике «Безопасность движения» в этом году с выходом новых правил, являющихся результатом широкого обсуждения, в том числе на страницах журнала «За рулем», намечается печатать консультативные материалы, которые имеют в виду Е. Данильченко, П. Телегин и Г. Залюбовский. Цель их — помочь разобраться в применении основных пунктов правил, кан бы вывести читателя непосредственно на улицы, на дороги. Интересным является предложение тов. Щербинина (г. Томск) публиковать задачи по правилам движения с ответами в последующих номерах журнала. Справедливая обида прозвучала в письмах шофера I класса Ф. Климова из Хабаровска и его земляка В. Ширкова. Мало еще можно прочитать в журнале о трудном и благородном труде водителей, о людях этой профессии — бойцах на перед нем крае семилетки. Редакция постарается устранить этот пробел и, главное, улучшить качество материалов. В нынешнем году вводится также новая рубрика — «Школа молодого шофера». Многие читатели высказались по поводу освещения новостей советской техники. Н. Купалов (г. Сызрань Куйбышевской области), В. Гладченко (г. Днепропетровск) и другие упрекают нас в отставании с публикациями, в скупости сведений, которые они могут получить на страницах журнала. В ряде случаев действительно редакция проявила медлительность. Но надо помнить, что специальный журнал, каким является «За рулем», естественно, стремится дать такие сведения, которые соответствовали бы окончательно принятой к производству конструкции. Читатель П. Телегин даже предупреждает редакцию от «забегания вперед». Представляет ценность высказанное В. Летовальцевым и москвичом С. Чеховским соображение о необходимости особое внимание при описании конструкции обращать на новые узлы. В письмах, получаемых редакцией, содержатся пожелания по поводу того или иного конкретного материала. Так, И. Токарев и многие другие хотели ознакомиться с особенностями новых автомобилей ГАЗ-53Ф и ЗИЛ-130, представляющими интерес для большого числа читателей. Редакция удовлетворила эту просьбу: в прошлом году начата, а в нынешнем продолжена и будет закончена публикация таких материалов. Получили ответ и те, кто просил рассказать о том, как построить карт. Ленинградец Б. Подьяков хочет видеть в журнале «страничку истории». Его интересует прежде всего развитие советского автомобилестроения. С этого номера журнала начинается публикация коротких заметок из истории нашего автомобилестроения. Мы с вниманием отнесемся ик тем нритическим замечаниям, которые касаются отдельных конкретных материалов. Эти замечания принесут несомненную пользу в дальнейшей работе. Реданция благодарит всех, кто принял участие в обсуждении содержания журнала «За рулем» и вместе с тем напоминает: заочная читательская конференция не окончена. Она продолжается! Журнал- — наше общее дело, дорогие товарищи. Только в тесном сотрудничестве, совместными усилиями мы сможем сделать его целенаправленнее, содержательнее и интереснее. ВСлово берут тренерыЯР Центральном автомотоклубе СССР * • работники редакции встретились с тренерами, прибывшими на учебный сбор из разных концов страны. Наставники спортсменов поделились своими мыслями, подсказали немало новых тем, посоветовали. к ак лучше освещать в журнале ход спартакиады по техническим видам спорта. Старший тренер Молдавского клуба Г. Л афер посвятил свое выступление работе республиканских спортивных клубов. Создание их открыло новые возможности для вовлечения в автомотоспорт молодежи. Но клубы делают гораздо меньше, чем могли бы. Вместо того чтобы выступать вместе с федерацией в роли организатора спортивной работы, они занимаются подготовкой новичков, то есть подменяют самодеятельные, районные и городские клубы. Тов. Лафер высказал пожелание: обсудить настраницахжурнала вопрос, каким должен быть спортивный клуб республики. Тренер Свердловского автомотоклуба мастер спорта В. Савельев говорил о том, что молодые самодеятельные клубы и секции, число которых растет из года в год, ж дут большей помощи от журнала. Далеко не везде их инициатива находит поддержку в комитетах ДОСААФ. Бывает, что общественный актив проводит платные мероприятия, а вырученные деньги расходуются без его участия, да к тому жене на спортивные цели. Об этом же говорил и тренер Шяуляйского автомотоклуба В. З енявичус : «Следует завести такой порядок, чтобы средства от проведения платных соревнований шли на спорт и распределялись с участием общественных органов. Тогда мотоспортсмены не будут ютиться в сарае, к акнапримерв Шяуляйском автомотоклубе. Мы надеемся, что журнал поддержит это предложение». Горячен заинтересованностью в судьбах спорта было проникнуто выступление тренера из Новосибирска Н. Киреева. Он поставил вопрос об использовании техники. По данным Новосибирского клуба, большая часть дорогостоящих спортивных мотоциклов, проданных первичным организациям, используется для прогулок, поездок на охоту и рыбную ловлю, но только не для соревнований. Из 20 машин сколяскамилишь6 можно увидеть натрассах кроссов. Тренер и председатель совета технического клуба Рижского горкома ДОСААФ Т. Янсонс рассказал об опыте организации кроссов икольцев ы3х гонок на мотоциклах класса 50 см . Большинство участников состязаний — ю ные мотоциклисты. в ыступающие на собственных машинах. Тов. Янсонс считает, что журнал должен давать больше рекомендаций. ч аще печатать материалы об этом новом перспективном классе. «Мы ждем, когда же наладят массовое производство инвентаря для мотоспортсменов», — начал свое выступление тренер Салаватского мотоклуба мастер спорта Ю. Соколов. Организуя гонки на ледяной и гаревой дорожке, клуб салаватцев получает немалые доходы. Но израсходовать их на покупку кожаных костюмов, очков, шлемов, обуви он не может, т аккак спортивного инвентаря в продаже нет. Ю. Соколов советует журналу добиваться, чтобы был расширен выпуск этих крайне необходимых для спортсменов вещей. Участники встреч обсудили также тематический план журнала на 1964 год по разделу «Спорт».21