тшечшшьшиыш0.3£МЪ.были идти с высокой скоростью в густом тумане, нарушая тем самым правила движения и подвергая себя, пешеходов и встречный транспорт риску. Не стоило вводить спортсменов в заблуждение такого рода выдумками, а надо было найти действительно разумный выход из создавшегося положения. Не берусь давать советы судьям. Но, на мой взгляд, правильнее было опоздание в первом круге не аннулировать, на второй круг послать двоих, а на третий круг — одного (по жеребьевке или по свободному выбору). В результате не нарушились бы «Основные условия ралли». Правда, под сомнение можно было поставить отнесение соревнований к первой группе. Однако из двух зол это было меньшим. Да к тому же федерация своей властью могла сохранить высшую группу, ибо ралли в таких сложных условиях с 27 скоростными дополнительными состязаниями — не прогулка. Было так же непонятно, почему судейская коллегия аннулировала протоколы находившегося на трассе СКВ-3 (некоторые участники миновали его, не зарегистрировавшись) и не сделала никаких поправок в отношении КВ-1, расположенного в полутора километрах от трассы. 8 поисках его многие участники опаздывали. Думаю, что вообще при проведении ралли не грех указывать точный адрес КВ. Например, КВ-1 — Рига, ул. Ленина, 22. От этого соревнование нисколько не пострадает. На страницах журнала «За рулем» н е ­ сколько раз отмечалось, что ориентировка по километровым столбам не оп ­ равдывает себя, особенно в трудных ме ­ теорологических условиях. Однако федерация автоспорта до сих пор на это не реагирует и не вносит изменений в положения о соревнованиях. Автомобили — и те, что закончили соревнование, и те, что сошли с трассы, — после ралли требовали ремонта. Стоит ли говорить, как пагубно это сказывается на популяризации ралли. Каков же вывод? Судейские коллегии, которым поручено организовывать и возглавлять соревнования по ралли, должны действовать с большей ответственностью ис большим знанием дела. В этом — важное условие дальнейшего развития ралли. Ф. ФРЕЙДИН,IПовторение ошибоквторы статьи «О путях развития ралли» своевременно забили тревогу по поводу ряда неоправданных усложнений соревнований. Действительно, это порой отпугивает автомобилистов, а следовательно, сужает базу автомобильного спорта. И все же, думается, вопросы о принципах построения ралли, штурманских расчетах и т. п. не встали бы столь остро, если бы на соревнованиях, начиная с местных и кончая всесоюзными, было обеспечено квалифицированное судейство. Главная беда, на мой взгляд, в том, что судьи порой вольно толкуют «Общие условия ралли», не умеют гибко перестраиваться в связи с часто изменяющейся обстановкой. Об этом писали не раз, но ошибки повторяются. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на прошедшее в конце прошлого года ралли «Балтийское море — море ми ­ ра». Это были весьма представительные соревнования. На старт их вышли 32 мастера спорта, 48 перворазрядников и 31 второразрядник — лучшие спортсмены Латвии, Эстонии, Литвы, Украины и РСФСР. Им предстояло пройти 2894 км , в основном по дорогам Латвии. Уже на первом круге (протяженность его 842 км , заданная скорость — 64,3 км/час) участники попали в сильный туман. Видимость была 10—20 метров, а временами и того меньше. В таких условиях пришлось ехать примерно 3—4 часа. Естественно, что экипажи не укладывались в график. Особенно велико было опоздание у тех, кто стартовал позже — они сразу же очутились в полосе тумана, в то время как первые столкнулись с ним лишь в самом конце круга. Участники, опаздывавшие более чем на час, в соответствии с правилами прекращали дальнейшую борьбу. На второй круг выезжал один член экипажа, которому предстоял путь в 454,4 км со средней скоростью 57,6 км/час и опять-таки в густом тумане, но уже на протяжении восьми с половиной часов. Судейская коллегия переименовала СКВ в КП. Это не помогло — большинство участников опаздывало и сошло с дистанции. Конечно, во всем можно было винить погоду. Между тем после окончания второго круга стало известно, что судейская коллегия аннулировала опоздание первого круга, то есть сместила основной график на время опоздания. Но об этом узнали лишь спортсмены, оставшиеся еще на трассе. А что было делать тем, кто просрочил льготный час и прекратил борьбу? Далее | последовали не менее оригинальные ' решения. Судейская коллегия, сняв опоздание за езду в тумане в течение 3—4 часов на первом круге, не сочла нужным распространить это решение на второй круг, где к тому жев автомобиле ехал один участник. Был грубо нарушен пункт 106 «Основных условий ралли». Участники вынужденыАСтатья «О путях развития ралли», опубликованная в нашем журнале (№ 5, 1963 г.), вызвала большой интерес среди спортсменов-автомобилистов, тренеров, судей. Продолжая разговор, начатый авторами статьи, редакция опубликовала предложения судьи всесоюзной категории Б. Конева (№ 8, 1963 г.). В этом номере мы предоставляем слово перворазряднику Ф. Фрейдину и судье всесоюзной категории А. Дмитриевскому.О.0.н ососпортсмен I разряда. г. Таллин.Основа зачетаскоростные показателииз важных задач многодневралли, организуемых у нас в стране, — приобретение опыта вождения, проверка различных усовершенствований в автомобиле, отбор кандидатов для международных соревнований. Отвечают ли условия проведения республиканских и всесоюзных ралли этим серьезным задачам? Основной критерий, определяющий спортивные результаты всесоюзных ралли, — прохождение дистанции с минимальным количеством штрафных очков. Как правило, эти очки не могут харак-О дна ныхтеризовать ни водительского мастерства спортсмена, ни технической подготовленности автомобиля. Допуск плюс-минус полторы минуты на основных и секретных пунктах контроля времени при скоростях движения от 40 до 60 км/час соответствует расстоянию 1-—1,5 км . Д о ­ пустимая ошибка при определении расстояния между пунктами контроля времени, отстоящими друг от друга на 150 км , не должна превышать одного процента при условии идеальной точности в расчетах судей и полного совпадения показаний часов участников и судей. Трасса часто проходит через города, где можно ехать разными путями. На дорогах без километровых столбов приходится пользоваться показаниями спидометра, которые зависят от состояния дорожного покрытия, скорости движения и многих других факторов. Километровые же столбы иногда не соответствуют действительному расстоянию (например, при спрямлении дороги). Встречаются и другие причины, влияющие на точность определения расстояния до пункта контроля времени как участниками, так и начальником дистанции. К этому надо добавить некоторые отклонения в показаниях часов. Таким образом, при столь жестком допуске невозможно добиться полного совпадения графика движения участников с исходными данными судей. Следствием этого являются постоянные нарекания на судейские коллегии, протесты, повторные измерения дистанции после соревнований. Так, в ралли на первенство Москвы 1963 года повторное (после соревнования) измерение только одного участка выявило ошибку в2кми привело к перераспределению мест среди участников, включая и абсолютных чемпионов столицы. Аналогичные исправления приходилось неоднократно делать ив других крупных соревнованиях. А сколько ошибок осталось неисправленными! В международных ралли «1000 озер» в последние годы допустимое опережение графика увеличено до 20 минут, причем на дистанции 1800 км обычно бывает от одного до четырех секретных пунктов контроля времени. В ралли «За мир и дружбу» и «Акрополис» секретных пунктов нет вообще. Поэтому участники могут сами выбирать целесообразный график движения, учитывая характер трассы на этапе, необходимость заправки и технического обслуживания автомобиля. Ралли, проводимые внутри страны, приучают участников двигаться в любых условиях с постоянной заданной скоростью, тогда как выступления за рубежом требуют от спортсменов инициативы, умения самим выбирать скорости в за-26