редачу, но это возможно лишь в том случае, если обгоняемый транспорт движется со скоростью не больше 30—40 км/час. Заблаговременный разгон тоже не всегда приемлем, так как неожиданно может появиться встречный транспорт или какие-то препятствия. Вам придется гасить скорость, отставать и начинать маневр вновь. Как видим, возможности получить большое преимущество в скорости и тем самым сократить время и путь обгона весьма ограниченны. Поэтому многое здесь зависит от мастерства и дисциплины водителей обгоняемых автомобилей или мотоциклов. Представим себе такую картину. По шоссе движется автомобиль А со скоростью 60 км/час. Его начал обгонять автомобиль Б со скоростью 80 км/час, то есть с превышением 20 км/час. Время и путь обгона в этом случае составят приблизительно 16 сек и 350 м, что вполне обеспечивает окончание обгона, скажем, до крутого поворота дороги, находящегося впереди на расстоянии 500 м. Если шофер автомобиля Б увеличит скорость только на 10 км/час, то время и путь обгона возрастут более чем вдвое — маневр не закончится до поворота и оба водителя могут попасть в очень опасное положение. Подчеркиваем — оба водителя. Вот почему запрещено препятствовать обгону повышением скорости. Наверное, это знают все. Но, к сожалению, не все понимают, к каким тяжелым последствиям может привести, казалось бы, такое незначительное отступление от этой заповеди. А некоторые водители все же нередко препятствуют обгону из упрямства, ведя опасную игру «вперегонки». бгон — необходимый, важный элемент движения ив то же время очень ответственный. Нарушение правил обгона нередко заканчивается аварией. Правила движения учитывают ряд опасных условий, в которых обгон запрещен. Но в результате неправильных и несогласованных действий водителей может возникнуть аварийная обстановка и там, где обгон правилами разрешен. Как этого избежать? Итак, вы идете на обгон. За время, которое будет затрачено на этот маневр, обстановка на дороге может резко измениться — появятся пешеходы, встречный транспорт, животные. На участке обгона могут встретиться и дорожные неисправности, невидимые в начале маневра. Первым условием безопасности должно быть сокращение времени обгона и пути, который пройдет автомобиль за это время, что в свою очередь связано с увеличением скорости. Превысить же скорость транспорта, который вы хотите обогнать, не так уж просто. И вот почему. Если разгон идет на прямой передаче при небольшом запасе мощности двигателя, он занимает много времени, и маневр затягивается. Можно ускорить его переходом на низшую пеIDKCHOJIпрекращением маневра он уже не сможет быстро освободить дорогу для объезда препятствия (фото 1). В этом случае легче обгоняемому, снизив скорость, несколько отстать и затем свободно объехать препятствие. При своевременном принятии решения не потребуется и большого снижения скорости. В противном случае водителю придется применить экстренное торможение — никакого другого выхода из создавшегося положения у него не будет. Появление препятствия на третьем этапе, когда обгоняющий автомобиль находится уже впереди, опасности не создает: путь для объезда свободен. Понятно, что при появлении препятствий на пути обгоняющего автомобиля на первом и втором этапах водитель его должен снизить скорость и вернуться в свой ряд движения. Но как быть, если появляются препятствия на третьем этапе обгона? Они в этом случае хорошо видны только водителю этого автомобиля. Его коллега продолжает движение с прежней скоростью, не представляя, какой опасности он подвергается, если идущая впереди машина круто свернет в его сторону. Эта опасность еще более возрастает, когда таким препятствием является встречный автомобиль. В этом случае обгоняющий должен быстро занять прежний ряд движения. А вот сделать это не всегда легко. Если обгоняющий автомобиль только начал выходить вперед, то круто сворачивать вправо, как показано на фото 2, нельзя. Чреват последствиями и другой маневр — прекращение обгона и возвращение в свой ряд движения. Для него может просто не хватить времени. Между тем на дорогах нередко можно наблюдать, когда в таких условиях водитель обгоняемого автомобиля спокойно продолжает движение с прежней скоростью, как и водитель встречного, который считает себя хозяином на своей полосе, не сознавая, что обгоняющий автомобиль не в состоянии освободить ему путь немедленно. Положение сразу изменится, если они оба снизят скорость и примут насколько возможно вправо.iОМежду тем водитель обгоняемого транспорта может значительно облегчить условия обгона. Каким образом? Допустим, автомобиль движется со скоростью 50 км/час. Обгоняющий его достиг превышения скорости в 20 км/час; при этом время и путь обгона будут равны 14,4 сек и 280 м. Если водитель обгоняемого автомобиля, помогая товарищу, уменьшит скорость только на 10 км/час, то время и путь обгона сократятся больше чем в два раза. Пройдя эти несколько секунд на чуть меньшей скорости, водитель обгоняемого автомобиля в средней скорости движения практически ничего не потеряет. Но зато насколько повысится безопасность обгона! Правильное взаимопонимание и взаимодействие водителей предотвращает происшествие даже тогда, когда уже в процессе обгона возникает опасное положение. Обгон состоит из трех этапов: первый — сближение и выход из занимаемого ряда, второй — собственно обгон, и третий — возвращение в прежний ряд движения. При появлении препятствий на пути обгоняемого автомобиля на первом этапе, когда еще происходит сближение, безопаснее прекратить маневр, предоставив все преимущества обгоняемому. Иначе оба автомобиля подойдут к препятствию почти одновременно и при объезде его могут столкнуться. На втором этапе, когда автомобили уже идут рядом, причем обгоняющий имеет превышение скорости, преимущество должно быть отдано ему, так как-Товарищеская взаимопомощь здесь просто необходима. Каждый водитель бывает ив роли обгоняющего ив роли обгоняемого или встречного. Поэтому он всегда должен поступать по принципу: «Помоги товарищу — и он поможет тебе!». При правильном взаимодействии повышается безопасность обгона, условия его становятся проще, облегчается труд водителей. А. КАТАЕВ. г. Краснодар.20