ку по воздуху и использование автомобиля для десантных целей. По заказу американской армии фирма «Торне Вестингауз» создала специальный автомобиль для бездорожья. В его конструкции использованы решения, проверенные в течение многих лет при эксплуатации землеройных машин. Автомобиль представляет собой сочетание одноосного тягача с одноосным полуприцепом. Электрическое управление поворотом, значительный дорожный просвет, шины большого диаметра, отсутствие подвески — его отличительные качества. На тягаче установлен дизель мощностью 274 л. с. при 2300 об/мин. Крутящий момент передается от двигателя через двухдисковое сцепление к синхронизированной коробке передач с пневматическим управлением. Сцепление используется только при трогании с места. Колеса тягача приводятся в движение от дизеля, а полуприцепа — от электродвигателя, который питается от генератора. Привод на колеса полуприцепа осуществляется при движении только на первой передаче или задним ходом. На всех четырех колесах установлены дисковые тормоза с пневматическим приводом. Максимальная скорость движения по дорогам 48 км/час, на плаву — 5,6 км /чао. Фирма «Летурно» по заказу военного ведомства США приступила к производству автопоезда для перевозки грузов по бездорожью. Он имеет общую длину 170 м, состоит из 13 платформ и силовых установок, приводимых в движение 54 ведущими колесами на пневматических шинах. Общая грузоподъемность — 10 грузовых платформ 150 т. Наружный диаметр колеса 305 см, ширина 122 см. Каждое колесо получает вращение от электродвигателя, с валом которого соединен через редуктор обод колеса. Электродвигатели получают питание от генераторов, приводимых в действие четырьмя газотурбинными двигателями мощностью по 1000 л. с. Автопоезд может выполнять поворот в виде буквы «S»В последнее время создаются многотоннажные автомобили-«амфибии». Так, фирма «Трансвал электрик» (США) поставляет армии самоходные баржи-«амфибии» «Бару» (рис. 5) грузоподъемностью 80 т, предназначенные для перегрузки военных материалов с судов, стоящих на рейде. В благоприятных условиях такая «амфибия» может перевозить грузы весом до 100 т. Для движения по суше она снабженачетырьмя колесами диаметром 2,7 мс отдельным двигателем для каждого. Двигатели имеют два выхода коленчатого вала — вперед и назад. Задние выходы используются для вращения колес, а передние — для гребных винтов. У «амфибии» два винта. Каждый приводится в действие от двух двигателей. От них вращение передается через трансмиссию, состоящую из гидромуфт, редукторов — суммирующего и промежуточного, расположенного на дне баржи. Последний используется также для привода компрессора тормозной системы и системы централизованной подкачки шин. От двигателя на колесо вращение передается через редукторы и планетарный механизм, расположенный на ступице колеса. Индивидуальный привод обеспечивает движение баржи в случае выхода из строя одного из двух силовых агрегатов. Запас хода «амфибии» на суше 240 км, на воде — 120 км. Максимальная скорость движения на дорогах—22,5 км/час, на плаву — 12 км/час. Команда баржи состоит из трех человек. Много внимания уделяется и созданию армейских тягачей с прицепами и полуприцепами, в том числе большой грузоподъемности. Применение таких автопоездов сокращает длину войсковых колонн, количество машин и число водителей. Наряду с колесными машинами высокой проходимости появляется все больше транспортных средств на гусеничном ходу, особенно нужных в арктических районах. В США и Канаде, например, широко развернуты работы по сочлененным гусеничным машинам. Их грузоподъемность значительно повышена при низком удельном давлении на грунт (порядка 0,1 км/см2). В армии США и других стран НАТО ствольная артиллерия всех типов переводится на самоходные гусеничные шасси. Для этой цели используются шасси как танков, бронетранспортеров, так и некоторых специальных машин. Дальнейшее совершенствование армейских транспортных средств идет по пути создания машин высокой проходимости, способных передвигаться по любой местности, самостоятельно преодолевать водные пространства. Средствами улучшения проходимости служат не только увеличение числа ведущих осей, уменьшение удельных давлений, блокировка дифференциалов и т. д. Для этого создается и принципиально новая основа. Так, используются пневматическиеР ис . 4. Плавающий грузовой 3,5-тояный автомобиль.Р ис . 5. Варжа-«амфибия» «Бару» грузоподъемностью 80 г. катки со сверхнизким давлением, разрабатываются конструкции автомобилей на воздушной подушке. Интенсивно проводятся исследования, направленные на создание мощных малогабаритных силовых установок, в первую очередь газотурбинных и роторных двигателей. Большое внимание уделяется «многотопливным» двигателям (имеется в виду, в частности, использование любого трофейного топлива). В империалистических странах делают все, чтобы создать армейские автомобили, предназначенные для агрессивных войн. Мы должны учитывать это, проявлять постоянную бдительность, заботиться о дальнейшем совершенствовании нашей могучей советской техники.Ихнравыpfровьу э:с лез ыуо тчаяни еибундесвера. Командующий 3-м армейским корпусом генерал-лейтенант Геднс, подсчитав, что в истекшем году в результате аварий погиб 61 его подопечный и 218 получили тяжелые увечья, вынужден был издать специальный приказ, требующий наведения порядка среди военных автомобилистов. Однако потуги реваншистских генералов к сокращению чрезвычайных происшествий безуспешны: количество исковерканных автомобилей на обочинах не уменьшается, число убитых и искалеченных людей растет. Роковые слова газеты «Зольдатен куриер»: «кровь, слезы, отчаяние» — в то же время и символичны. В самом деле, что, кроме крови и слез, могут принести народу солдаты бундесвера — эти наследники фашистского вермахта? н. ВОЛКОВ.|ти слова взяты нами ' и з западногерманской газеты «Зольдатен куриер», I выходящей в 3-м корпусе бундесвера. Набранные крупным заголовочным шрифтом, они помещены рядом с фотографией, запечатлевшей одну из многочисленных автомобильных катастроф, которые происходят чуть ли не ежедневно у бундесверовских автомобилистов. Только 5-я танковая дивизия каждый год насчитывает 600—700 дорожных происшествий и катастроф с десятками убитых и сотнями искалеченных солдат. Причина, по признанию западногерманской военной печати, — слабое знание солдатами автомобильной техники, недисциплинированность, частые пьянки, дебоши и другие хулиганские выходки. Низкий моральный облик солдат обходится дорого:ежегодно на замену и ремонт разбитых машин в воинских частях приходится тратить сотни тысяч федеральных марок и искать пополнение взамен убитых и изувеченных. Большие бедствия приносят военные шоферы местному населению. Не проходит недели, чтобы в пунктах размещения воинских частей не покалечили или не убили человека. Та же газета 3-го корпуса бундесвера сообщает о таком «невинном» развлечении солдат: «В дождливый осенний день старая женщина идет по тротуару. Военная грузовая машина на большой скорости подъезжает к краю тротуара, делает резкий разворот и, обдав женщину потоком воды и грязи, мчится дальше...». Автомобильные происшествия в войсках уже Не на шутку беспокоят генералов31