Собираясь в дальнее путешествие, автомобилисты, как правило, берут в дорогу туристское снаряжение (палатку и пр.). Как его лучше разместить! Разумеется, в багажнике. Ну, а если он занят! Тогда... Впрочем, лучше дадим высказаться по этому поводу многоопытному туристу инженеру Олегу Васильевичу ЧИРКИНУ.Багашнин на крышеАвтомобили «Москвич» и «Волга» снабжены удобными и довольно вместительными багажниками, однако они не всегда удовлетворяют нас, автотуристов. Не только для палатки, и но и для многих других вещей (постельных принадлежностей, рыболовных снастей и др.) часто нужен дополнительный багажник на крыше автомобиля. Его можно приобрести в магазинах. Устанавливают багажник так, чтобы ножки его входили в водосливный желобок, а захваты проходили через втулки, зажимая желобок. Следите за тем, чтобы при установке багажника вес груза распределялся равномерно на все колеса. Для этого середину багажника условно совмещают с осью центра тяжестиавтомобиля, которая находится примерно посередине базы. О равномерном распределении нагрузки надо помнить и при размещении вещей наверху, особенно тяжелых. Кстати говоря, и в самом автомобиле надо размещать груз правильно, с тем чтобы центр тяжести находился посередине или чуть ближе к передней части. Нередко туристы наиболее тяжелые вещи укладывают в задний багажник. Делать этого не следует. Загрузка задней части машины затрудняет управление. Задние колеса начинает «заноМолодые туристы любят устанавливать рекорды дальности, а потом в кемпинге «скромно» сообщать соседям: «Сегодня сделал восемьсот километров». Полезно напомнить, что на исправной машине по хорошей дороге можно проехать и больше. Можно, но что в этом толку! Ехать следует только до тех пор, пока это доставляет удовольствие, пока сознание полностью воспринимает непрерывно меняющуюся картину дороги. Тогда вы путешествуете, вбираете в себя новые впечатления. Справедливо говорят: много проедешь — мало увидишь. вещи, которые боятся пыли идождя . Тогда сделайте из брезента чехол. Он показан на рисунке. Это конверт с длинным передним клапаном, который закрывает сверху весь багажник с поклаж ей . Закреплять клапаны чехла можно резиновыми лентами из старых автомобильных камер, прикрепив к их концамкрючки , а по краям клапанов сделав петли. Думается, не лишне предупредить, что багажник достаточно вместителен и поэтому есть опасность перегрузить автомобиль. Следует всегда помнить одо -сить», и дело может кончиться тем, что водитель потеряет контроль над автомобилем. Вообще же во всех случаях берите по возможности меньше вещей вдо ­ рогу. Бывает, что на крыше вы перевозитеЕ ЩЕ РАЗ О КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕЧИВ первом номере нашего журнала за этот год в клубе «Автолюбитель» выступил В. Шихов из Свердловска, поделившийся своим опытом изготовления и эксплуатации каталитической печи для облегчения пуска двигателя зимой. Устройство это заинтересовало многих, в редакцию стали приходить письма с просьбой описать более подробно «технологию» изготовления катализатора. В связи с этим мы снова предоставляем слово В. Шихову. • * зотнокислый кобальт — довольно дефицитный реактив, расход его на одну заправку катализатора равен 1,5 кг . Гораздо дешевле из ­ готовить железо-хромистый катализатор, где кобальт используется лишь в небольшом количестве. Необходимые реактивы для приготовления катализатора: азотнокислое железо, азотнокислый кобальт, двухромовокислый аммоний — все чистые или чистые для анализа (ЧДА). Н ужны также двадцатипроцентный аммиак, дистиллированная вода, длинноволокнистый асбест (вата). На 300 г асбестовой ваты, то есть для катализатора на одну печь, готовят следующий раствор. 1200 г азотнокислого железа Fe (NOsb- 9 Н20 растворяют в 1,5 л подогретой (40—80 градусов) дистиллированной воды. Сюда же добавляют 12,5 г окиси кобальта СоО, растворенной в небольшом количестве азотной кислоты (или равноценное количество азотнокислого кобальта). 300 г асбестовой ваты пропитывают этим раствор омв течение часа при многократном перемешивании, а затем раствор охлаждается до комнатной температуры. В него заливают раствор двухромовокислого аммон ия — 550 г ( N H4 ) 2 G-2O7 в одном литре воды — и снова три-четыре раза перемешивают. Далее, небольшими порциями, все время энергично перемешивая, д о ­ бавляют 380 ем3 двадцатипроцентного аммиака. Через час-полтора асбестовую вату вынимают из раствора, слегка отжимают и, разложив тонким слоем, сушат при температуре 100—120 градусов. М ожно разложить катализатор тонк им слоем на батарее отопления. В этом случае сушка займет 10—12 часов. Увеличение этого срока нежелательно, иначе будет затруднена последующая обработка. Заканчивать сушку целесообразно, к огда катализатор еще слегка влажен и легко теребится. Высушенную .массу теребят до получения мягкогои рыхлого волокна. Эту операцию надо, делать тщательно: от нее в большой мере зависит работоспособность катализатора. Все процедуры с каталитической массой (и теребление тоже) надо производить в резиновых перчатках в вытяжном шкафу. Растеребленную асбестов ую массу прокаливают в муфеле при температуре 350—400 градусов. Большие температуры не рекомендуются, они вызывают измельчение асбестовых волокон. После прокаливания катализатор готов к использованию. Хромат железа на асбестовой вате осаждается не полностью, а только про ­ центов на 50—60; поэтому в рекомендуемых количествах растворов можно пропитать в 1,5 раза больше асбестовой ваты, чем указано. Листовой или шнуровой асбест или минеральная вата для катализатора не под ­ ходят. На первых двух нельзя получить большой каталитической поверхности, а на последней не держится хромат железа. Неудовлетворительные результаты дает и коротковолокнистый асбест, так какон быстро просыпается сквозь сетку (размер ячеек 2X2 — 4 XX4мм ) , и печь перестает работать. Каталитическая печь не может быть использована для отопления (гаража, р ы ­ бацкой палатки), потому что катализатор не обеспечивает полноты сгорания. Расход бензина на печь тех размеров, к оторые приводились в статье, — около 0,5—1,0 л за час работы. П о ­ степенно, по мере «отравления» катализатора расход бензина и теплопроизводмтельность печи снижаются.Литература Наброва Г. М. Тепло С без пламени. Изд-во АН СССР, 1945. Антонов А. Х ранение автомобилей без утепленн ых гаражей. Гострансиздат, 1936. Л осавио Г. С. и Семе ­ н ов Н. В. З имняяэксплуа ­ тация автомобилей. Автот.рансиздат, 1961. М инкин М. Пусковые устройства для автомобильных двигателей. Машгиз, 1961.16