12
13
ИАМ ЗТО ЗАВЕЩАЛ 1 ИЛЬИ !ысяча девятьсот восемнадцатый год, тяжелое для страны время. Интервенция, голод, разруха, кулацкие восстания, саботаж. В это-то время в Тюфелевой роще, на территории автомобильных мастерских АМО, с которых начинается летопись нынешнего автозавода имени И. А. Лихачева, началась стройка. Рабочие по-хозяйски взялись за реконструкцию, которая оказалась не под силу фабрикантам Рябушинским. Дело новое. Было много неясных, нерешенных вопросов. Кто- даст разумный совет, разрешит сомнения? Конечно, Ленин! В нюне ячейка РКП(б) обратилась к Владимиру Ильичу с просьбой приехать на завод. «Мы знаем, Владимир Ильич, что вы очень заняты. Но знаем и другое, что просьба рабочих для вас — самое главное, — писали коммунисты завода В. И. Ленину. — Ждем Вас, ждут все рабочие!». 28 июня 1918 года в Москве проходили митинги, посвященные событиям на фронтах гражданской войны. В просторном помещении столярной мастерской, на втором этаже недостроенного кузовного цеха собрались рабочие АМОи соседних предприятий. Митинг открыл представитель завода Д. С. Гольцев. Он говорил об убитом врагами Володарском. Рабочие встали и минутой молчания почтили память погибшего революционера. Затем с докладом выступил старый член партии Б. М. Волин. ...А в это время недалеко от завода остановился многое повидавший на свое м веку автомобиль. Вездесущие ребятишки обступили приехавших. — Дядя, а вы не Ленин? Там ждут Ленина, — мальчишки показали на приземистые здания за длинным забором. Владимир Ильич потрепал малышейЭти слова стали программой действий, и коллектив взялся за ее осуществление. Первое время амовцы собирали автомобили из старых машин, брошенных в Тюфелевой роще. С одной снимали раму, на другой находили подходящий мотор, у третьей оказывались в порядке колеса. Машины тут же отправлялись на восстановление народного хозяйства. Но ужев это время рабочие думали о производстве отечественных автомобилей. Создали курсы автомехаников. Постепенно осваивалось сложное производство двигателей. Годовщину курсов механиков и выпуск первых двигателей решили отметить торжественно. Председатель завкома С. П. Смирнов сообщил об этом Владимиру Ильичу и пригласил его на заводской праздник, намеченный на 7 апреля 1921 года. Перегруженный государственными делами В. И. Ленин не смог снова посетить завод, но он в день праздника передал из Кремля теплую телефонограмму, вызвавшую всеобщее воодушевление:Тпо вихрастым головенкам и спросил, как туда быстрее пройти. — Мы проводим! — раздалось в ответ. Ленин поднялся по лесам на второй этаж и через оконный проем вошел в зал. — Владимир Ильич, да как же так? Ведь вас ждут у проходной, — воскликнул растерявшийся секретарь партийной ячейки. — Ничего, ничего. Здравствуйте, товарищи! Трудно описать, что происходило в цехе. Люди встали со своих мест. В воздух полетели рабочие кепки. Зал бушевал: — Да здравствует товарищ Ленин! Владимир Ильич поднялся на трибуну, скомкал в руке кепку, поднял другую руку, призывая к спокойствию и тишине. Но овации долго не умолкали. Ильич вынул карманные часы, как бы говоря: время дорого, его надо ценить. Зал смолк. И' Ленин начал речь — о тяжелом положении, переживаемом страной, о том, что для победы требуются мобилизация всех сил, организация, крепкая дисциплина. Каждое слово вождя осталось в памяти на многие годы. Под сводами цеха снова и снова гремела овация. Митинг окончился, но рабочие все не хотели расставаться с Лениным. Они окружили Владимира Ильича тесным кольцом. Старый кузнец, участник штурма Кремля в 1917 году П. А. Оленев задал вопрос, волновавший всех: — Правда ли, Владимир Ильич, что наш завод закроют? Ленин спрятал в усах улыбку и сказал так, чтобы слышали все: — Враки. Через три, самое позднее через пять лет вы будете выпускать настоящие, наши, советские автомобили!«ЗАВКОМУ И ВСЕМ РАБОЧИМ 1-ГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАВОДА Многоуважаемые товарищи! Я получил от председателя вашего завкома тов. Смирнова сообщение о выпуске двигателей и приглашение на праздник 7'.IV. Поздравляю вас, товарищи, с успехом работы ис годовщиной курсов автомобильных механиков. От всей души желаю бодрой работы, которая, несомненно, принесет дальнейшие успехи. Особенно велико значение ваших успехов с точки зрения всей массы рабочих и крестьян, ибо развитие производства двигателей, при обилии.в России нефти, обещает возможность поставить дело снабжения дешевыми и практичными двигателями крестьянского хозяйства. Во что бы то ни стало надо добиться еще и еще успехов в деле производства двигателей. Лучшие пожелания и коммунистический привет. Ленин».Выпущенные заводом автомобильные двигатели сразу же нашли применение в народном хозяйстве ив Красной Армии. Один из моторов был установлен на первом в стране советском танке «Борец за свободу тов. Ленин». 8 1921 году на заводе было собрано! 20 двигателей. По тому времени и уровню техники это был большой успех. Заботы Ильича не ограничивались лишь производством автомобилей. Он живо интересовался начинавшимся в то время строительством рабочего поселка завода АМО , давал указания руководителям стройки. И, чувствуя отеческую заботу Ильича, коллектив самоотверженно трудился над созданием отечественного автомобиля. В 7-ю годовщину Великого Октября по Красной площади столицы прошли первые десять отечественных автомобилей АМО-Ф-15. Это были полуторатонные грузовики, до последнего винтика свои, советские. И как было жаль, что этого не мог уже видеть Владимир Ильич. Как порадовался бы он этой первой крупной победе автозаводцев! Сейчас автозавод имени И. А. Лихачева переживает подлинный расцвет. Идет небывалая в его .истории техническая реконструкция. О ее размахе лучше всего свидетельствуют цифры. К началу семилетия на заводе было 8 автоматических12 В. И. Ленин на заводе АМОв 1918 году. К. Молотилов, инженер-технологПИНИЙ, в 1965 году их будет 1941 Длина всех конвейеров возрастет почти в три раза и составит 63 километра. Завод за 7 лет, реконструировав свои цехи, увеличит производственные мощности на 80 процентов. Другими словами, народное хозяйство страны будет получать намного больше автомобилей. Это будут грузовики ЗИЛ-130 и другие модели, отвечающие всем современным требованиям. Таков путь от АМО-Ф-15 до ЗИЛ-130, от полукустарных мастерских до образцового предприятия страны. Столичные автомобилестроители свято выполняют великие заветы нашего великого вождя м учителя. Автозавод, которому путевку в жизнь дал Ленин, и в годы довоенных пятилеток, и в огне Великой Отечественной войны, и на рубежах нынешней семилетки неизменно идете первой шеренге социалистической индустрии. Недаром же за трудовой героизм он награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В этих успехах видна направляющая рука Коммунистической партии, ленинская забота Центрального Комитета КПСС о процветании и могуществе советского государства. В цехах завода часто бывали руководители партии и правительства. Много внимания заводу уделяли С. М . Киров, М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе. Нередко на завод приезжал Н. С. Хрущев, который ряд лет был секретарем МКи МГК ВКП(б). Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров Н. С. Хрущев и теперь бывает на автозаводе имени И. А. Лихачева, беседует с рабочими. Свято чтут на автозаводе память о пребывании здесь Владимира Ильича. На Центральной аллее высится памятник основателю Коммунистической партии и Советского государства. В день рождения вождя пионеры подшефных школ собираются здесь на торжественную линейку. Сюда же приходят только что принятые в ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи юноши и девушки. Старые большевики вручают им членские билеты с силуэтом Ильича. Много важных заданий выполнили автозаводцы. Но одно особо им дорого: коллективу было поручено восстановить автомобиль, на котором Ильич приезжал на памятный митинг в 1918 го ­ду. Это была ответственная и очень сложная работа. Но как были рады все, когда дорогая сердцу реликвия ожила. Автомобиль, знакомый всему миру по фотографиям, прошел по улицам Мо ­ сквы, пересек Красную площадь иоб ­ рел вечную стоянку в Центральном музее В. И. Ленина. О незабываемом дне, когда великий вождь был на автозаводе, беседовал с рабочими, вдохновляя их на славные дела, напоминает и мемориальная доска с барельефом В. И. Ленина. Но самое главное это то, что Ильич — в сердце каждого автозаводца. Недаром многотысячный коллектив успешно борется за звание предприятия коммунистического труда. ...В 1918 году трудно было назвать полукустарные мастерские заводом. Но Ленин сказал, что маленькие мастерские в Тюфелевой роще должны стать автомобильным гигантом. И завод имени И. А. Лихачева стал гигантом, продукция которого известна всему миру. В. АПАТОВ, Н. УШАТИКОВ, члены литературного объединения при редакции газеты «Московский автозаводец».3. «За рулем» № 413